Особенности финансирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.

Содержание

Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.86 Кб (Скачать документ)
 

     Мы  видим, что желаемые результаты не были достигнуты, что говорит о возникших  в ходе реформы проблемах. 

       Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

     Планировалось, что к 2010 г. большая часть жилого фонда должна быть приватизирована, а в качестве структур ЖКХ должны остаться только ТСЖ и выбранные на конкурсе управляющие компании. 

     Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются  следующим. Износ объектов коммунального  хозяйства достигает 70% (эксплуатация зачастую сводится к латанию "худых" сетей). Форма собственности - муниципальная. Применяемые технологии малоэффективны и энергозатратны (потери от неэффективного использования ресурсов составляют до 40-60%). В результате имеем низкий уровень среды обитания, низкое качество воды, сверхнормативное загрязнение  окружающей среды и, как следствие, - нарушенная экология и сокращение продолжительности жизни населения. Для изменения сложившейся ситуации необходимо провести:

     - модернизацию объектов и систем  водоснабжения и водоотведения  с применением современных технологий  очистки и обеззараживания воды (объем финансирования около 350 млрд. руб.);

     - реконструкцию объектов теплоснабжения (67 тыс. тепловых источников) и  систем теплоснабжения (350 тыс. км) путем ликвидации неэффективных  котельных, строительства модульных  и крышных котельных, применения  современных материалов при прокладке  трубопроводов, а также переход на поквартирное отопление с использованием теплогенераторов (объем финансирования около 500 млрд. руб.).

     - техническое перевооружение городских  систем электроснабжения трансформаторных  подстанций, линий электропередач (около  150 млрд. руб.).

     Жилищный  фонд Основные характеристики: форма собственности - смешанная, в основном муниципальная и частная (приватизированное жилье), износ - более 53%. Из 2,8 млрд. кв. м. жилья около 300 млн. кв. м. - ветхое и аварийное, в том числе многоквартирное - 90 млн. кв. м. Ежегодный прирост аварийного ветхого жилья составляет 10-15%.

     Для изменения сложившейся ситуации необходимо, в первую очередь, реконструировать более 250 млн. кв. м. жилищного фонда  крупнопанельного домостроения и ликвидировать  ветхий и аварийный жилищный фонд в объеме около 90 млн. кв. м. (около 2,5 трлн. руб.). Кроме того, переход на нормативный режим капитального ремонта жилищного фонда в  объеме 6-8% в год (с учетом недоремонта) предусматривает установку в домах приборов учета и регулирования потребляемых энергоресурсов и потребует около 1 трлн. руб. ежегодно. Таким образом, только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства - порядка 4,5-5,0 трлн. руб.

     Система управления. Как показывает опыт, в жилищно-коммунальном хозяйстве отсутствуют цивилизованные гражданско-правовые отношения из-за остаточного принципа финансирования и сохранения административных методов управления. В отрасли функционируют муниципальные унитарные предприятия (МУП), которые, по оценке специалистов, являются самой неэффективной формой хозяйствования.

     По  существующему законодательству ЖКХ, будучи многоотраслевым комплексом, относится к компетенции органов  местного самоуправления. На этой основе и строится вся система управления ЖКХ. В администрациях многих регионов на областном, краевом и республиканском  уровнях отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона, в компетенцию которых входило бы решение вполне конкретных задач по выводу ЖКХ из кризисного состояния. В то же время ЖКХ несет на себе бремя обязательств далеко не муниципальных и не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета (социальная защита населения, обеспечение услугами ЖКХ бюджетозависимых потребителей и др.). Сегодня предприятия ЖКХ вынуждены эксплуатировать заведомо неэффективное оборудование и жилье, построенное несколько десятков лет назад по неэффективным технологиям, когда идеология энергосбережения и энергоэффективности еще не были приоритетом государства. Из-за отсутствия четко сформулированного "правового коридора" реформы ее вектор на местах меняется, как флюгер, с приходом нового губернатора, а тем более мэра. Нет консолидированного мнения депутатов, сенаторов, Правительства РФ, губернаторов, мэров, законодательных собраний регионов и городов.

     Для изменения сложившейся ситуации на переходный период необходима соответствующая  система управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях  с вполне конкретными задачами и  полномочиями по выводу из кризиса  этой отрасли национальной экономики.

     В настоящее время существует две  формы социальной поддержки населения  по оплате жилищно-коммунальных услуг - льготы и субсидии.

     Льготы - социальная поддержка населения  по оплате жилищно-коммунальных услуг - установлены по категориальному  и профессиональному признакам. До начала 90-х годов число льготополучателей  достигало 26,8 млн. человек, а к 2001 г. - до 48,0 млн. человек.

     Различие  в численности льготников по данным Минтруда и Госстроя РФ обусловлено  тем, что ряд граждан имеет  несколько оснований на получение  льгот ("Герой" и "ветеран", "член семьи" и "инвалид", и т. д.), в  среднем на каждого льготника  приходится по 2,1 льготы. Право получения  льготы согласно закону реализуется по одному основанию. В 2002 г. льготы по оплате ЖКУ предоставлены на сумму около 40,0 млрд. руб.

     Субсидии - адресная система социальной поддержки  населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемая по имущественному признаку. Начала вводиться в 1994 г. и  работает во всех регионах. В 2002 г. субсидии были предоставлены 10% российских семей  на сумму 13,8 млрд. руб. На местах две  формы социальной защиты населения  накладываются друг на друга. Приоритетной формой социальной защиты населения  является льгота. Льготополучатели неравномерно распределяются по доходным группам. Основная часть их приходится на население  с доходами от 500 до 2000 руб. Это пенсионеры и ветераны.

     При наличии существующей системы льгот  по оплате жилья и коммунальных услуг 15-20% населения никогда не обращается за субсидиями. Расчетная часть населения, которая могла бы обратиться за субсидиями, не будь льгот, может достигать 42,6%.

     Таким образом, наличие двух форм социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг приводит к уменьшению оплаты ЖКУ населением на сумму около 55 млрд. руб. в год. Эти средства должны компенсироваться предприятиям ЖКХ  из бюджета. В 2002 г. компенсация составила  около 60% от потребности.

     Система финансирования работ (услуг) в ЖКХ  Предприятия ЖКХ предоставляют  услуги (ремонтно-эксплуатационные, водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и вывоз твердых бытовых отходов) следующим группам потребителей:

     - населению (50%);

     - бюджетно-зависимым потребителям (30%);

     - промышленным и другим потребителям (20%).

     Для каждой категории установлена своя цена: для населения - ниже себестоимости; для бюджетно-зависимых потребителей - по себестоимости; для промышленных потребителей - в несколько раз  выше себестоимости.

     1. Для населения разница между  установленным тарифом и себестоимостью  должна дотироваться из бюджета.  Кроме того, граждане, пользуются  льготами и субсидиями по оплате  жилищно-коммунальных услуг, которые  тоже должны покрываться производителю  услуг из бюджета. На практике  бюджетная составляющая покрывает  60-70% потребности в бюджетном финансировании, по данным статистической отчетности  за 2002 г. 

     2. По бюджетно-зависимым потребителям  оплата из бюджета за предоставленные  услуги финансируется на 60-70% от  потребности. 

     3. Промышленные предприятия также  имеют задолженность за потребляемые  услуги.

     Затраты по экономически обоснованному тарифу оплачиваются по коммунальным предприятиям (за коммунальные услуги) на 81%, а по ремонтно-эксплуатационным предприятиям (в жилищной сфере) - на 90%. Причем речь идет только об оплате операционных (текущих) расходов предприятий ЖКХ.

     Поэтому сложившееся на сегодня положение  дел в ЖКХ обусловлено:

     - неэффективностью принятых в  свое время архитектурно-планировочных,  проектных, строительных и технических  решений в жилищной сфере; 

     - огромными социальными обязательствами  государства перед населением  по оплате жилищно-коммунальных  услуг (48 млн. человек, пользующихся  льготами);

     - недофинансированием эксплуатационных  расходов и средств на модернизацию  объектов ЖКХ как в период  централизованной системы управления  отраслью, так и в настоящее  время из-за низкой платежеспособности  населения и недостаточной бюджетной  обеспеченности муниципальных образований; 

     - сложившейся неэффективной системой  управления (тенденциями, имуществом  и финансами) в этом секторе  экономики, которая не позволяет  вывести ЖКХ из кризисного  состояния. 

     Сегодня мы имеем, а точнее, не имеем системы  управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ - основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов  и поселений.

     В то же время остро стоит вопрос о необходимости модернизации (реконструкции) большей части объектов жилья  и коммунальной инфраструктуры городов - примерно на сумму 4,5-5,0 трлн. руб. Таких  средств в ближайшей перспективе нет и не будет ни в бюджете, ни у населения. Изменить исторически сложившуюся ситуацию в этом секторе экономики без участия государства (законодательного, нормативно-технического и финансового) просто невозможно!

     Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ сегодня  является то, что:

     - проблема реформирования ЖКХ  больше политическая, чем экономическая; 

     - документы по реформе ЖКХ для  органов исполнительной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;

     - на отрасли, традиционно финансируемой  по остаточному принципу, отрицательно  сказывается неурегулированность межбюджетных отношений;

     - на муниципальном и субфедеральном  уровне отсутствует (за редким  исключением) понимание необходимости  жесткого регулирования деятельности  локальных монополий и создания  эффективного управления городским  хозяйством в целом. Как следствие,  процветает произвол предприятий  ЖКХ в части неэффективного  использования средств, ценообразования,  качества предоставления услуг  и др.;

     - сохраняется психология иждивенчества  граждан как в организации  самоуправления в жилищной сфере,  так и в нежелании платить  вовремя, обращаться за субсидиями  и др.

     На  федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: сначала  был 1998 г., потом 2003 г., затем 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации  и местного самоуправления блокируют  решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли, уповая на то, что, авось, с рук сойдет. Результат  же ожидается губительный для  большинства территорий России и ее граждан, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических. Для решения проблем обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания необходимо сформировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, предусматривая разграничение полномочий и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти со сроками реализации антикризисных мер, подкрепленных финансовыми ресурсами.

Информация о работе Особенности финансирования ЖКХ