Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа
Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.
Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона
На реализацию Подпрограммы в 2006–2010 гг. за счет всех источников были предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляли 27,5 млрд руб., в том числе в 2006 г. — 4,8 млрд, в 2007 г. — 6,1 млрд, в 2008 г. — 5,8 млрд, в 2009 г. — 5,8 млрд, в 2010 г. — 5 млрд.
Для
определения размера
Мировой
опыт показывает, что государственное
регулирование экономических
Большая
часть нагрузки по государственной
поддержке ЖКХ перенесена на региональные
и местные бюджеты, а доля расходов
на ЖКХ в консолидированном
Однако из таблицы 2 видно, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ в реальном выражении из года в год увеличиваются. При этом следует отметить, что расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство существенно увеличились в 2010 году.
Таблица 2 «Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство»
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Расходы - всего | 3422,3 | 3964,9 | 4669,7 | 6820,6 | 8375,2 |
На жилищно-коммунальное хозяйство | 221,9 | 254,1 | 291,7 | 471,4 | 631,7 |
В процентах | 6,5% | 6,4% | 6,2% | 6,9% | 7,5% |
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2009 г. составили 53,0 млрд руб., в 2010 г. — 64,0 млрд руб., а на 2011 г. они запланированы уже в размере 107,7 млрд руб. Анализируя структуру бюджетных затрат в проекте федерального бюджета на 2011–2013 гг., следует отметить, что на ЖКХ предусмотрен существенный рост расходов — на 65%.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ.
Как уже отмечалось выше, главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Основными статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт. Следует отметить динамику постепенного снижения расходов на ЖКХ в структуре местных бюджетов (в 2001 г. — 30,3%, в 2010 г. — 18,8%). Это связано с постепенным переходом на стопроцентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат большинством субъектов РФ.
Существенным показателем исполнения местных бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2011 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд руб. и составила 35,1 млрд руб. Задолженность местных бюджетов по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями и по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг существенно снизилась (на 3,2 млрд руб.) и составила 3,8 млрд руб. на 1 января 2011 г. (против 7 млрд руб. на 1 января 2010 г.). По отношению к общему объему расходов местных бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2011 г. составляет 1,8%, что можно оценить как допустимый уровень.
Финансирование ЖКХ на федеральном уровне
Финансовое
оздоровление предприятий жилищно-
Жилищно-коммунальное
хозяйство — это, пожалуй, единственная
отрасль, расходы на поддержку которой
учитываются в суммарных
Вместе
с тем в ряде субъектов Федерации
ассигнования на поддержку жилищно-
Фонд компенсаций
Начиная с 2001 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации (таблица 3).
Таблица 3 «Средства Федерального фонда компенсаций на 2007-2010 гг.»
2007 г | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Федеральный фонд компенсаций всего (тыс.руб.) | 35 756 545 | 74 228 493 | 153 130 234 | 163 739 903 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (тыс.руб.) | 29 170 78 | 58 925 079 | 81 712 621 | 89 638 351,7 |
Правительство РФ постановлением
от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику
распределения субвенций из федерального
бюджета между бюджетами
На 2009 и 2010 гг. были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 тыс. и 108 529 284,9 тыс. руб. соответственно.
Можно
сделать вывод о положительном
влиянии данного механизма на
состояние территориальных
Фонд софинансирования расходов
В
целях обеспечения
Механизм
софинансирования социальных расходов
стимулировал развитие темпов реформы
ЖКХ. Однако в 2007 г. в соответствии с
новыми положениями Бюджетного кодекса
РФ данный механизм претерпел ряд
изменений. Согласно ст. 132 БК РФ Федеральный
фонд софинансирования расходов образует
совокупность межбюджетных трансфертов
(субсидий), предоставляемых бюджетам
субъектов РФ в целях софинансирования
расходных обязательств, возникающих
при выполнении полномочий органов
государственной власти субъектов
РФ по предметам ведения субъектов
РФ и расходных обязательств по выполнению
полномочий органов местного самоуправления
по вопросам местного значения. На основании
статьи 132 БК РФ Правительство России
утвердило Правила
Согласно
Долгосрочной бюджетной стратегии
Российской Федерации на период до
2023 г. развитие сектора жилищно-коммунального
хозяйства предполагает сокращение
субсидий населению и увеличение
доли рыночных отношений в данном
секторе, поэтому расходы бюджетной
системы будут постепенно сокращаться.
Кроме того, реформирование сектора
частично будет финансироваться
из созданного Фонда содействия реформе
ЖКХ, что также снижает
Основными
направлениями по повышению эффективности
государственной бюджетной
1)
финансирование системы
2)
финансирование за счет
3)
привлечение средств
4)
развитие механизмов
5)
повышение адресности
Глава 3.
Рыночная
экономика охватывает целый ряд
отраслей, особое место среди которых
занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных
услуг открывает возможности
для свободного перелива капиталов,
притока финансовых ресурсов в отрасль.
Одновременно функционирование рынка
жилья создает
Финансовые
отношения предприятий жилищно-
Главная
задача экономической реформы ЖКХ
состоит в переходе от бесплатного
или почти бесплатного
Выполнение
этой задачи началось с 1997 г. в условиях
снижения реального уровня жизни
населения, сложившейся привычки людей
к бесплатному предоставлению жилья
и низкой, в пределах 4%, оплаты населением
коммунальных услуг. На начальном этапе
реформы наблюдались коренное изменение
жилищного законодательства, изменение
структуры жилищного фонда и
предприятий отрасли по формам собственности,
переход на договорные отношения
собственников жилищного фонда
и предприятий ЖКХ, совершенствование
финансовых отношений в отрасли.
Повышение размера оплаты жилья
и коммунальных услуг сочеталось
с одновременным применением
мер социальной защиты населения
в виде предоставления субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг,
антимонопольного регулирования и
развития конкуренции в сфере
жилищно-коммунального
Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.