Особенности финансирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.

Содержание

Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.86 Кб (Скачать документ)

     До  реформы (1991 г.) платежи населения  на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи  предприятий и организаций – 20%, остальными финансовыми источниками  предприятий жилищно-коммунального  комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

     Причинами того, что фактические платежи  населения оказались значительно  ниже эксплуатационных издержек, стали:

     – экономическая политика советской  власти;

     – низкая платежеспособность работающего  населения России;

     – наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и  муниципальном жилищном фонде;

     – отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.

     За  период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

     Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40% от бюджетов. Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя. Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению. Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие. Увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (4% от общей площади жилищного фонда в России); износ основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет около 70%. Наблюдаются значительные потери энергоресурсов (в тепловых сетях свыше 30%).

     3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях жилищно-коммунального хозяйства

     Реформа жилищно-коммунального хозяйства  идет в России уже 13-й год, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее  большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100-процентную оплату.

     Важным  документом явился Указ Президента РФ № 425 от 28.04.1997 г. «О реформе жилищно-коммунального  хозяйства в РФ», содержащий «Концепцию реформы ЖКХ в РФ». Согласно Концепции основными целями реформирования ЖКХ являются:

  • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

    Основными способами достижения указанных  целей являются:

  • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
  • совершенствование социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых средств на эти цели средств.

    Реформа ЖКХ предполагает:

  - переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;

     - увеличение тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения до экономически  обоснованного уровня, определяемого  в основном путем конкурсного  отбора организаций, предоставляющих  эти услуги.

      Защита  населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении  со стороны органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими  организаций:

     -  сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;

     - необоснованного снижения качества  услуг по сравнению с тем,  которое предусмотрено договорами  найма;

     - введения неоправданно высокого  уровня ставок на оплату жилья,  превышающего по площади социальную  норму, и тарифов на сверхнормативное  потребление коммунальных услуг.

     Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы  деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление  реформирования – совершенствование  финансовых отношений предприятий  ЖКХ.

     Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

     – создать и усовершенствовать  экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли;

     – совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью  достижения баланса между финансовыми  потребностями поставщиков услуг  и платежеспособностью потребителей;

     – повысить инвестиционную привлекательность  ЖКХ;

     – сократить бюджетное дотирование  отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели;

     – повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения  при обеспечении эффективной  адресной помощи малообеспеченным семьям.

     Важнейший элемент реформы – создание конкурентной среды в системе управления и  обслуживания жилищной сферы. Это позволит собственникам жилья и объектов муниципального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ  и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций ЖКХ путем:

     - формирования органами местного  самоуправления  муниципального  заказа на обслуживание и развитие  объектов жилищно-коммунального  назначения;

     - организация системы расчетов  за произведенные и потребленные  жилищно-коммунальные услуги на  основе договоров, а также применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;

     - привлечение на равноправной  основе организаций различных  форм собственности для оказания  жилищно-коммунальных услуг.

     В связи с этим органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления  через службы заказчика  и государственную жилищную инспекцию  субъекта РФ рекомендуется:

     - осуществлять контроль за установлением  тарифов на ЖКУ для населения  и других потребителей путем  введения оценки объективности  расчета затрат предприятий и  прибыли для формирования цен,  а также обеспечивать участие  в работе региональных энергетических  комиссий всех заинтересованных  сторон (ОМСУ, организации по защите  прав потребителей, антимонопольные  органы и другие);

     - повышать организационно-правовую  и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;

     - контролировать обеспечение в  рамках договорных отношений  гарантированного обслуживания  потребителей жилищно-коммунальных  услуг на уровне федеральных  социальных стандартов;

     - способствовать внедрению приборов  индивидуального учета и регулирования  расхода воды, тепла, газа и  других энергоресурсов.

     Неотъемлемой  частью реформы ЖКХ является изменение тактики ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан.

       Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

     Планировалось, что к 2010 г. большая часть жилого фонда должна быть приватизирована, а в качестве структур ЖКХ должны остаться только ТСЖ и выбранные на конкурсе управляющие компании.

     Концепция определяет три этапа осуществления  реформы ЖКХ. На каждом этапе предусматривалось  проведение мероприятий, необходимых  для последовательного реформирования ЖКХ. Эти реформы с перечнем планировавшихся  мероприятий по реформированию приведены  в таблице:

Этапы реформы ЖКХ Планируемые мероприятия Выполнено
1 2 3
1 этап: 1997-1998 годы   Разработка  нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции.

  Формирование  подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей  организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.

  Переход на договорные условия предоставления ЖКУ населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья  государственного и муниципального жилищных фондов.

  Обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление ЖКУ с учетом реализации программы снижения затрат.

  Дифференциация  ставок оплаты жилья в зависимости  от его качества и местонахождения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов  на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт.

  Принятие  федеральных стандартов, необходимых  для перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг.

  Завершение  создания системы органов государственных  жилищных инспекций в субъектах  РФ.

  Содействие  массовому созданию ТСЖ.

  Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования в жилых  домах-новостройках, реконструированном жилье.

Выполнены пункты, касающиеся нормативно-правовой базы реформы, перехода на договорные условия  предоставления ЖКУ, принятия дифференциальных ставок оплаты и федеральных стандартов. Созданы жилищные инспекции. Создание ТСЖ и установка приборов учета происходит низкими темпами.
     
     
     

Информация о работе Особенности финансирования ЖКХ