Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа
Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.
Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона
До
реформы (1991 г.) платежи населения
на содержание ЖКХ составляли 4%, платежи
предприятий и организаций –
20%, остальными финансовыми источниками
предприятий жилищно-
Причинами
того, что фактические платежи
населения оказались
– экономическая политика советской власти;
– низкая платежеспособность работающего населения России;
– наличие 43 категорий граждан, пользовавшихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде;
– отсутствие должного контроля за установлением цен и тарифов для населения по различным видам коммунальных услуг.
За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80%. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
Предприятия
ЖКХ по-прежнему остаются одним из
крупнейших бюджетополучателей. Во многих
городах и муниципальных
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях жилищно-коммунального хозяйства
Реформа
жилищно-коммунального
Важным документом явился Указ Президента РФ № 425 от 28.04.1997 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ», содержащий «Концепцию реформы ЖКХ в РФ». Согласно Концепции основными целями реформирования ЖКХ являются:
Основными способами достижения указанных целей являются:
Реформа ЖКХ предполагает:
- переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;
-
увеличение тарифов на жилищно-
Защита
населения при переходе на рыночные
принципы оплаты жилищно-коммунальных
услуг состоит в недопущении
со стороны органов
- сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;
-
необоснованного снижения
-
введения неоправданно
Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:
– создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли;
–
совершенствовать тарифную политику на
жилищно-коммунальные услуги с целью
достижения баланса между финансовыми
потребностями поставщиков
– повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;
–
сократить бюджетное
– повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.
Важнейший элемент реформы – создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы. Это позволит собственникам жилья и объектов муниципального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций ЖКХ путем:
-
формирования органами
-
организация системы расчетов
за произведенные и
-
привлечение на равноправной
основе организаций различных
форм собственности для
В связи с этим органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта РФ рекомендуется:
-
осуществлять контроль за
-
повышать организационно-
-
контролировать обеспечение в
рамках договорных отношений
гарантированного обслуживания
потребителей жилищно-
-
способствовать внедрению
Неотъемлемой частью реформы ЖКХ является изменение тактики ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан.
Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.
Планировалось, что к 2010 г. большая часть жилого фонда должна быть приватизирована, а в качестве структур ЖКХ должны остаться только ТСЖ и выбранные на конкурсе управляющие компании.
Концепция
определяет три этапа осуществления
реформы ЖКХ. На каждом этапе предусматривалось
проведение мероприятий, необходимых
для последовательного
Этапы реформы ЖКХ | Планируемые мероприятия | Выполнено |
1 | 2 | 3 |
1 этап: 1997-1998 годы | Разработка
нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых
механизмов реализации Концепции.
Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов. Переход на договорные условия предоставления ЖКУ населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов. Обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление ЖКУ с учетом реализации программы снижения затрат. Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местонахождения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт. Принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Завершение
создания системы органов Содействие массовому созданию ТСЖ. Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования в жилых домах-новостройках, реконструированном жилье. |
Выполнены пункты, касающиеся нормативно-правовой базы реформы, перехода на договорные условия предоставления ЖКУ, принятия дифференциальных ставок оплаты и федеральных стандартов. Созданы жилищные инспекции. Создание ТСЖ и установка приборов учета происходит низкими темпами. |