Особенности финансирования ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Особенности распределения средств между структурами ЖКХ и другими субъектами хозяйствования. Порядок поступления и распределения полученных средств.

Содержание

Глава 1.
1.1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
1.2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
Глава 2.
2.1. Финансирование жилищного хозяйства
2.2. Коммунальное хозяйство и бюджет
2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ
Глава 3.
3.1. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях ЖКХ
3.2. Совершенствование механизма финансирования ЖКХ региона

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.docx

— 69.86 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Костромской государственный технологический  университет 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖКХ 
 
 
 
 

Выполнила:

Подавалкина Е.Н.

студент 3 курса, гр. 08-Ф-10 

Руководитель:

к.э.н., доцент

Шуваева Альбина Дмитриевна 
 
 

Кострома, 2011

Содержание

Глава 1.

    1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
    2. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ

Глава 2.

2.1. Финансирование жилищного хозяйства

2.2. Коммунальное  хозяйство и бюджет

2.3. Бюджетное финансирование ЖКХ

Глава 3.

3.1. Проведение  демонополизации и создание конкурентной  среды в подотрослях ЖКХ

3.2.  Совершенствование механизма финансирования  ЖКХ региона

 

Глава 1.

     В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в  городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек  в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и  т. д.

     Современное производство также невозможно без  обеспечения его услугами ЖКХ, предприятия  которого не только создают условия  жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.

     Нельзя  представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения  без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального  производства и воспроизводства  рабочей силы.

    1. ЖКХ – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
 

     Являясь важной частью народного хозяйства  страны, эта отрасль требует выделения  на свое содержание и развитие значительного  объема финансовых ресурсов. Отрасль  имеет двусторонние отношение с  бюджетом, которые складывались в  пользу отрасли. Она получает средств  из бюджета больше, чем вносит в  него.

      Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

• жилищное хозяйство;

•   водопроводно-канализационное хозяйство;

•   топливно-энергетическое хозяйство;

•   городской пассажирский транспорт;

•   гостиницы;

•   благоустройство населенных мест.

      Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:

•   бюджетные средства;

•   средства, получаемые жилищно-коммунальными  предприятиями за реализацию своих  услуг и продукции юридическим  и физическим лицам;

•   средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

      До 1991 г. в ведомственном подчинении находилось примерно 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых сетей  и около 30% мощностей водопроводно-канализационных  предприятий. Доля средств предприятий  в финансировании жилищного хозяйства  составляла более 75%, а коммунального  хо­зяйства — около 25%. В связи с переходом на рыночные отношения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование. 

      До  проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых ресурсов, необходимых  для содержания и развития этой отрасли, поступала из бюджета.

     В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей  суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты  и 65% — на местные бюджеты.

     В связи с тем, что почти все  бюджетные расходы на ЖКХ финансируются  из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.

     Роль  бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

     Рассмотрение  деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием  ряда факторов (повышение стоимости  сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость  их услуг постоянно росла. Темпы  роста их затрат опережали темпы  роста производительности труда. При  стабильности тарифов это привело  к снижению рентабельности, к убыточности  и дотациям из бюджета.

     Услуги  ЖКХ являются одним из элементов  жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению.

     Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать  как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного  труда, а работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что  дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов.

     В условиях рыночных отношений проблема дотаций становится еще более  актуальной.

     Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение экономической работы в этой отрасли с целью повышения  эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста  эксплуатационных затрат. Важнейшим  направлением поиска путей более  эффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство  и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли  в ведении местных органов  власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализации  предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых  ими услуг.

    1. Преобразования, проводимые в сфере ЖКХ
 

     Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные  результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного  фонда Российской Федерации. После  приватизации доля частного жилищного  фонда составила более 60 % (включая  жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа  адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья  и коммунальных услуг гражданам  с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической  модели реформы жилищно-коммунального  комплекса путем внедрения системы  персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья. Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.

     Необходимость активного участия государства  в обеспечении нормального функционирования ЖКХ определяется тем, что ЖКХ  является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, т.е. фактором, обуславливающим  состояние национальной безопасности. Анализ основных результатов проведения преобразований позволяет сделать  следующие выводы: Провозглашенная  новая жилищная политика являлась взаимосвязанной  и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных  целей, что позволило на федеральном  уровне формировать основную законодательную  и нормативную базу. Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как внутренними сложностями  установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности  в жилищной сфере, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным продвижением по проведению структурных реформ. Глубокого реформирования в сфере ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось. Серьезной проблемой является отсутствие комплексного подхода к реформированию жилищно-коммунальной сфере. Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.

     Основными источниками финансирования организаций  ЖКК России являются:

    – платежи  коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;

    – платежи  бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;

    – платежи  граждан – потребителей коммунальных услуг;

    – дотации  федерального бюджета;

    – дотации  региональных бюджетов.

     До  реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи  предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками  предприятий жилищно-коммунального  комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

     За  период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

     Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

     Преобразования  жилищно-коммунальной отрасли –  важнейшая составляющая всего комплекса  проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись  финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно  затрагивающие интересы каждого  жителя.

     Анализ  актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние  жилищного фонда, обновление производственно-технической  базы предприятий коммунального  хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с  уровнем доходов населения, свидетельствует  о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.

     Несмотря  на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке  федерального центра положительные  изменения на местах, в целом положение  дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными  из которых являются зависимость  производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли  и прочие.

Информация о работе Особенности финансирования ЖКХ