Особенности финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы системы финансов РФ………………………......6

1.1. Сущность финансовой системы………………………………………….6

1.2. Эволюция финансовой системы………………………………………...12

1.3. Современная структура финансовой системы…………………………18

Глава 2. Анализ финансовой системы России……………………………………25

2.1. Дореволюционная финансовая система России………………………..25

2.2. Финансовая система советского периода……………………………….31

2.3. Современная российская финансовая система…………………………38

Глава 3. Направления совершенствования финансовой системы РФ…………..44

3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент…………………………………………………………….44

3.2. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………...50

Заключение………………………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………………...60

Приложения

Работа состоит из  1 файл

особенности финансовой системы РФ.docx

— 121.09 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и  место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации  хозяйства, обуславливает подъем или  падение политического имиджа независимого государства.

Целесообразно также при  описании сущности финансовой системы  рассмотреть выполняемые ей функции [23].

С точки зрения функционального  подхода понятие финансовой системы  по своему содержанию мало меняется в  зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия  между государственными органами  управления, хозяйствующими субъектами  и населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что  основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический  рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета [29]. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции [5].

Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые  выражают сущность финансов как экономической  категории.

Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет  и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Часто в экономической  литературе встречаются мнения о  том, что финансы выражают перераспределительные  отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении. Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы [9]:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов  управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная  функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка  (снабжение ценовой информацией,  позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики) [5].

При этом предполагается, что  основной функцией любой системы  является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции  экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким  образом, финансовая система – это  сложное финансово-экономическое  образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений  между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Роль финансовой системы  в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

 

 

1.2 Эволюция финансовой  системы

 

Финансовая система Русского государства  стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху  бурного развития капитализма в  России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Достаточно талантливые  руководители финансовых ведомств и  члены правительства, курирующие эти  ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований. Довольно быстрое развитие России в  XIXв. – переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничества к вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства.

Эти события негативно  влияют на динамику доходов от народного  хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления  налогов в бюджет. Возможности  налогового бремени ограничены уровнем  платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.

Более лёгким путём сбалансирования  бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким  путём шла и Россия в XIX-XX веках.

Последствия чрезмерной эмиссии  – расстройство денежного обращения  и как следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.

Свертывание денежных отношений  – переход все большей части  товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной  способности и авторитета национальной денежной единицы

Расстройство денежной системы  становится основной из причин расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.

История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.

Первая мировая война  отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство  стало повышать ставки налогов, а  также вводить новые налоговые  платежи [8].

После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

Политические и социально-экономические  реформы сопровождались изменениями  в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение  в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего  ей места в мировой экономике.

Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующая  налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов  государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными  событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов  перешли к административным методам  изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через государственный  бюджет. Таким образом, в 30-х годах  прошлого столетия впервые в мировой  практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики  – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной  собственности на землю, недра и  все средства производства. В такой  модели нет и не может быть места  налоговой системе по простой  причине исчезновения основного  субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые  отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной  собственностью [6].

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода к власти Горбачева  в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод распределения  доходов стал переходом от остаточного  принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с  предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза  и начала кардинальных экономических  преобразований с 1.01.1992 г. вступил в  силу новый Закон «Об основах  налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [7].

Итак, мы видим, что финансовая система  нашего государства начала складываться с момента его образования, и  в течение более тысячи лет  изменялась и преобразовывалась, в  зависимости от политического строя  России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

Реформирование финансовой системы продолжается, хотя оно и не вполне отвечает особенностям и потребностям российской экономики.

Сегодня перед экономикой стоит проблема выработки нового курса, важнейшим элементом которого является стратегия финансовой безопасности. Это требует последовательной целевой практической работы, направленной на оздоровление экономики и возобновление ее роста. Таким образом, создание концепции системы финансовой безопасности предполагает не только эффективное функционирование самой финансовой системы, но и обеспечение безопасного функционирования всех элементов финансово-экономического механизма страны.

Чем меньше угроз для финансов, тем большая от них отдача. Однако для формирования системы финансовой безопасности в виде целостной концепции необходим комплексный анализ функционирования финансово-денежных инструментов за весь период реформирования. Основным направлением и конечным результатом подобного анализа должна стать разработка концептуальных основ системы, обеспечивающей создание финансовых условий в первую очередь для экономического роста. При этом основной акцент должен быть сделан на целенаправленном анализе финансовой и денежной политики, ориентированной на решение основных текущих финансово-экономических проблем.

Анализ функционирования финансово-экономического механизма  в течение последних лет показывает, что полномасштабное формирование эффективной системы финансовой безопасности является не только важнейшим  фактором обеспечения экономической  безопасности страны в целом, но и  одновременно ее своеобразным двигателем.

Если проанализировать структуру основных элементов финансовой системы, то наибольшее значение среди  них будут иметь бюджетная, налоговая/кредитно-финансовая системы. Тем не менее при разработке концепции финансовой безопасности и возобновлении экономического роста нельзя сбрасывать со счетов и резервы производственного  аппарата, поскольку его выбытие  в последние годы шло более  низкими темпами чем сокращение объемов производства. Однако в условиях кризиса с помощью инструментов только финансового рынка будет  весьма сложно оценить изменения  в стоимости основных фондов. Следовательно, сохранится необходимость регулярных переоценок основных фондов, которые могут базироваться на динамике роста цен на энергообразующие элементы. Концептуально формирование эффективной системы финансовой безопасности должно опираться и на создание комплексного мониторинга, т.е. многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране. Достаточно сложной представляется разработка точных критериев и уровней финансовой безопасности. Необходимо обоснованно определить и рассчитать предельные уровни ставок за пользование банковским кредитом, максимально допустимый объем дефицита бюджета, внутреннего и внешнего долга. Это позволит корректировать уже принятые, зачастую неверные решения.[8]

Информация о работе Особенности финансовой системы Российской Федерации