Особенности финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы системы финансов РФ………………………......6

1.1. Сущность финансовой системы………………………………………….6

1.2. Эволюция финансовой системы………………………………………...12

1.3. Современная структура финансовой системы…………………………18

Глава 2. Анализ финансовой системы России……………………………………25

2.1. Дореволюционная финансовая система России………………………..25

2.2. Финансовая система советского периода……………………………….31

2.3. Современная российская финансовая система…………………………38

Глава 3. Направления совершенствования финансовой системы РФ…………..44

3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент…………………………………………………………….44

3.2. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………...50

Заключение………………………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………………...60

Приложения

Работа состоит из  1 файл

особенности финансовой системы РФ.docx

— 121.09 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных  финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 17 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т.е. объем субвенций остается примерно на уровне в 27 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 35 млрд. рублей [34].

Предполагается, что в  качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов  РФ 15 млрд. рублей, оно передало в  регионы в 2010 году 1,5% налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало  новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50% земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и  обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.

Предполагаемый объем  налоговых доходов, направленных на дорожное строительство, имеющих постоянный характер, составит 168,9 млрд. рублей. Поступления  недоимки по налогу на пользователей  автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств  составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции  из федерального бюджета равны 29 млрд. рублей [22].

Способы решения проблем  территориального финансирования: тщательная проработка и анализ проблемы; введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования.

Проблемы в Налоговой  системе Российской Федерации:

Рассмотрим эти недостатки налоговой системы и постараемся  их проанализировать.

Система создает два различных  налоговых режима.

Первый – финансовый прессинг – для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира;

второй – сравнительно льготный – для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Обложение преимущественно  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности с неблагоприятными социальными  и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение  окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и  экономических издержек, эта система  оказывает негативное воздействие  на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой  экономики.

Необеспеченность региональных и местных бюджетов естественными  стабильными и значительными  источниками финансирования при  существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов.

Налоговая система не стимулирует  повышение платежной дисциплины. Хуже того, использование метода учета  производства продукции и дохода по поступлению выручки на расчетный  счет привело к стремлению предприятий  не получать средства в оплату поставленной продукции на расчетный счет, а  использовать разнообразные схемы  обналичивания и утаивания этих средств.

Слабая собираемость налогов  и узкая база налогообложения [33].

Усложненность налоговой  системы. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Система не способствует эффективному функционированию налоговой системы  и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила  экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

Налогоплательщик и налоговые  органы поставлены в неравноправное положение.

Главным путем решения  проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового  регулирования сферы налогообложения.

Задачи в области стабилизации положения финансовой системы исполняются  различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось  снижение ставки рефинансирования до 12%.

Необходимые мероприятия  в рамках федеральной политики восстановления экономики и финансовой системы  проводятся, в частности, и кредитными организациями.

Внешэкономбанк, начиная  с осени 2008 года, в полном объеме и в соответствии с законом  выполняет задачи по стабилизации финансовой системы России.

Итак, можно сказать, что  только при комплексном подходе  к проблеме совершенствования и  стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально  ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути решения  проблем развития финансовой  системы РФ

 

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В  настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет  лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический  рост, конечно, возможен, однако сделать  его устойчивым нельзя.

В кратко- и среднесрочном  плане массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского  кредита. Должная финансовая трансформация  силами финансового рынка в современных  российских условиях проблематична.

Развитие доступного банковского  кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для  элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка  сложившегося режима денежного предложения  и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная  поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент на развитие банковского  кредита не отрицает внимания к проблемам  финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые  высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них  важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных  на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом  и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий  для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных  преобразований в сфере образования  и здравоохранения.

При формировании проекта  бюджета учитывалось налоговое  законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры  мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно [Приложение 5].

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных  мер.

В основу расчетов показателей  федерального бюджета закладываются  актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах [Приложение 6].

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

В 2007 году при сложившемся  уровне мировых цен на нефть в 69,3 доллара США за баррель профицит федерального бюджета составил 5,4% к  ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается  дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП. Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году. При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.

Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто  в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение  государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета  в 2013 году в два раза по сравнению  с кризисным 2009 годом.

При формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

- возможное снижение поступления  нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым  в прогнозе уровнем вследствие  более низких темпов роста  цены на нефть марки «Юралс»  и налогооблагаемых объемов экспорта  нефтепродуктов  по сравнению  с темпами роста ВВП, в том  числе и в результате установления  льгот в части взимания вывозной  таможенной пошлины на нефть  сырую, добываемую на месторождениях  Восточной Сибири;

- возможный больший рост  индекса потребительских цен  и, соответственно, возможное увеличение  расходов в связи с необходимостью  осуществить индексацию социальных  выплат;

- возможное укрепление  рубля к доллару США и евро  и, как следствие, ухудшение  соотношения экспорта и импорта;

- возможные колебания  движения спекулятивного капитала  в результате высокой зависимости  российского рынка от динамики  финансовых рынков развитых и  развивающихся стран.

В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в  России являются средства резервных  фондов и заимствования. Однако уже  со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем  в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные  изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации  приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.

Информация о работе Особенности финансовой системы Российской Федерации