Особенности финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы системы финансов РФ………………………......6

1.1. Сущность финансовой системы………………………………………….6

1.2. Эволюция финансовой системы………………………………………...12

1.3. Современная структура финансовой системы…………………………18

Глава 2. Анализ финансовой системы России……………………………………25

2.1. Дореволюционная финансовая система России………………………..25

2.2. Финансовая система советского периода……………………………….31

2.3. Современная российская финансовая система…………………………38

Глава 3. Направления совершенствования финансовой системы РФ…………..44

3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент…………………………………………………………….44

3.2. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………...50

Заключение………………………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………………...60

Приложения

Работа состоит из  1 файл

особенности финансовой системы РФ.docx

— 121.09 Кб (Скачать документ)

 

 

1.3 Современная  структура финансовой системы

 

Финансовая система любого государства включает в себя несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  объясняется тем, что финансы  обслуживают многообразные потребности  общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю  сферу социальной деятельности в  целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных  органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции  финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение  и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку [7].

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств  и соответствующие им правовые институты:

    1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
    2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) [2].
    3. Фонды страхования.
    4. Государственный кредит.
    5. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
    6. Фондовый рынок.

В.П.Литовченко рассматривает  структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип  разделения финансов на общегосударственные  и децентрализованные [10, Приложение 1].


Сначала рассмотрим общегосударственные  финансы. Основой общегосударственных  финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании  экономических процессов и распределительных  отношений на макро уровне. Общегосударственные  финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов  самоуправления, их формирование и  распределение имеют централизованный характер.

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий  в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов  на микроуровне. Но в то же время  нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают  лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку  существует тесная взаимосвязь и  взаимозависимость между всеми  звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему  государство, принимая соответствующие  законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и  децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Общегосударственные финансы  органически связаны с другими  звеньями финансовой системы [15].

С одной стороны, главным  источником доходов бюджетов всех уровней  является ВВП, создаваемый в сфере  материального производства (далее  через налогообложение формируются  бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс  расширенного воспроизводства предприятиями  осуществляется не только за счёт собственных  средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Финансы предприятий связаны  также с кредитной системой. При  недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

Для решения своих финансово-экономических  проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих  субъектов (предприятий, страховых  компаний, банков и т.д.).Это может  осуществляться разными методами: для  того чтобы увеличить свои собственные  финансовые ресурсы, прибегают к  акционированию, для осуществления  займов выпускают облигации, векселя  и.т.д.

Таким образом, взаимосвязь  и взаимозависимость составных  звеньев финансовой системы обусловлены  их единой сущностью.

Роль, которую государство  выполняет в социально-экономическом  развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через  привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов  и населения формируются финансы  страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий  образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих предприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.

- Федеральный, региональные  и местные бюджеты являются  основной составляющей общегосударственных  финансов и представляют собой  форму образования и использования  централизованного фондаденежных  средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Бюджет в условиях развития рыночной экономики играет ведущую  роль в создании экономических условий  для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных  исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий  различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

- Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются государственные  внебюджетные фонды. Это фонды  денежных средств, образуемые  вне бюджета и предназначенные,  как правило, для реализации  прав граждан в области социального  и медицинского обеспечения.

- Государственный кредит  отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством  временно свободных денежных  средств предприятий, организаций  и населения на началах возвратности, платности и срочности для  финансирования государственных  расходов. Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заёмщиком – государство в  лице его исполнительных органов.  Государственный кредит используется  для покрытия дефицита бюджета,  стабилизации денежного обращения  в стране.

Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую государственную  задолженность. Различают государственный  внутренний долг и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства  РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ [21].

Государственный внешний  долг – полученные из различных  источников внешние заимствования.

- Звеном финансовой системы  являются фонды страхования, которые  обеспечивают возмещение возможных  убытков при наступлении страховых  случаев.

Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует  с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

- бюджетами всех уровней  бюджетной системы;

- финансами предприятий;

- организациями кредитно-банковской  системы.

Страхование имеет своей  целью удовлетворение интересов  государства, предприятий, человека от случайных опасностей через систему  страховой защиты.

Денежным обеспечением страховой  защиты является страховой фонд. Существуют следующие организационные формы  страхового фонда:

а) Централизованный страховой (резервный) фонд. Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

Централизованный страховой  фонд имеет натуральную форму  и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно  обновляются.

Источники формирования централизованного  срахового фонда – пополнение государственных запасов и резервов.

б) Фонд самострахования. Фонд самострахования (резервный фонд, или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством.

Создаётся в целях обеспечения  деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной  ситуации.

Используется для покрытия убытков, погашения облигаций и  выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.

в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры). Страховой фонд страховщика создаётся большим кругом участников (предприятия, граждане). Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер.

Страховой фонд позволяет  раскладывать убытки при страховых  случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств  страхового фонда.

Отношения страхования возникают  между двумя сторонами: страховщиком и страхователем.

До 1990г. страхование в  России было построено на началах  государственной монополии. Только государство совершало операции по страхованию и давало гарантированные  обязательства по возмещению ущерба, понесённого организациями или  гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. С развитием рыночных отношений  появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом  деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями  страхование осуществляют негосударственные  страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций [15].

- Финансы кредитно-банковской  системы служат основным источником  удовлетворения ограмного спроса  субъектов хозяйствования на  дополнительные денежные ресурсы.  Даже при очень высоком уровне  самофинансирования для успешного  ведения предпринимательской деятельности  собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы  кредитно-банковской системы обслуживают  не только текущие потребности  предприятий, но и их инвестиционную  деятельность. Финансы кредитно-банковской  системы участвуют и в кредитовании  государства через приобретение  государственных акций, облигаций.

- Финансы коммерческих  предприятий как звено финансовой  системы страны формирут преобладающую  часть финансовых ресурсов и  являются основой единой финансовой  системы страны, обслуживают воспроизводство  и распределение ВВП.

От состояния финансов коммерческих предприятий зависит  обеспеченность общегосударственных  денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный  кредит, банковский кредит, фонды страхования.

В условиях рыночных отношений  предприятия осуществляют свою комерческую  деятельность самостоятельно, целью  и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются  финансовыми результатами своей  деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые  средства для инвестирования, используя  в том числе и финансовые ресурсы  других звенье финансовой системы.

- Финансы некоммерческих  организаций принимают косвенное  участие в воспроизводственных  процессах, так как цель функционирования  этих организаций не связана  напрямую с получением прибыли.  Функционирование некоммерческих  организаций направлено на предоставление  общественно значимых социальных  услуг, потребление которых сопровождается  высоким внешним эффектом для  общества и каждого конкретного  его члена. Например, образование  является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное  развитие [28].

Из представленной структуры  финансовой системы очевидно, что  это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее в экономической  сфере и не только. В связи с  тем, что понятие финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разных экономистов, которые представлены в Приложениях 2 и 3.

Информация о работе Особенности финансовой системы Российской Федерации