Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:23, курсовая работа
Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы финансов РФ………………………......6
1.1. Сущность финансовой системы………………………………………….6
1.2. Эволюция финансовой системы………………………………………...12
1.3. Современная структура финансовой системы…………………………18
Глава 2. Анализ финансовой системы России……………………………………25
2.1. Дореволюционная финансовая система России………………………..25
2.2. Финансовая система советского периода……………………………….31
2.3. Современная российская финансовая система…………………………38
Глава 3. Направления совершенствования финансовой системы РФ…………..44
3.1. Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент…………………………………………………………….44
3.2. Пути решения проблем развития финансовой системы РФ…………...50
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………………...60
Приложения
- общие требования к
прогнозам социально-
- условия прогнозирования
доходов и планирования
- состав показателей,
утверждаемых в проекте закона
(решения) о бюджете, и
- порядок утверждения
и реализации долгосрочных
- общие требования к составлению проектов бюджетов.
- четкие требования к
формированию целевых статей
и видов расходов бюджетов, которые
должны отражать
- переход от составления
трехлетнего перспективного
- изменения в части процедур утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.
- единую методологию и
порядок составления, проверки, рассмотрения
и утверждения бюджетной
Вместе с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.
При этом рассматриваются следующие ключевые проблемы, которые требуют решения:
- чрезмерная «
- высокие издержки участников рынка, в основном связываемые с избыточным государственным регулированием;
- отсутствие единообразия
норм регулирования, контроля
и надзора, налогообложения
- неравные условия конкуренции
на финансовом рынке,
Естественно, что немаловажное
влияние на текущее состояние
финансовой системы России оказывает
разразившийся мировой
Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [30].
Накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки[34].
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ВВП вырос на уровень 4,0% [Приложение 5].
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах [Приложение 6].
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям держатся на уровне 13-15% в 2010 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%. В 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит снизился примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России – это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Тем не менее, наша страна находится
на пути серьезных экономических
реформ, призванных сгладить сложившееся
трудное положение в финансово-
Глава 3. Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в
области стабилизации
Нестабильная ситуация в
российской экономике, сложившаяся
в силу многих обстоятельств, таких
как внешнеэкономическая
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [22].
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в
Концепции управления
- создать группу для
соответствующей доработки
- просить Счетную палату
дать предложения по этим
- увеличить дотации на
выравнивание бюджетной
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
Эти проблемы решаются путем:
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.
Информация о работе Особенности финансовой системы Российской Федерации