Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:25, курсовая работа
Одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики являются налоги. За счет их формируются более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна и принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.
До сегодняшнего времени реформирование налоговой системы проходило в несколько этапов, с учетом проб и ошибок, на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЕРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ ТРЁХЛЕТНЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...4
1.1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов…………………………………………...4
1.2 Доходы федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года………………7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА……………………………….…………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…….…….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………..………35
Особенности формирования и использования трехлетнего федерального бюджета РФ на 2008-2010 года
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЕРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ
ТРЁХЛЕТНЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……………………………………………………………
1.1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов…………………………………………...4
1.2 Доходы федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года………………7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ
ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА……………………………….…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики являются налоги. За счет их формируются более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна и принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.
До сегодняшнего времени реформирование налоговой системы проходило в несколько этапов, с учетом проб и ошибок, на основании опыта зарубежных стран.
В настоящее время в Российской Федерации сформировалось новое законодательство о налогах и сборах, основанное на предсказуемости и преемственности, при его реализации эффективно функционируют судебная и исполнительная ветви власти.
Однако проблемы,
требующие соответствующих
Одним из важнейших условий упрочения российского федерализма и укрепления территориальной целостности нашего государства является становление “бюджетного федерализма”.
Основу бюджетного федерализма должно составить до конца еще не реализованное законодательное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов Федерации, что необходимо для такого распределения доходов, которое стимулировало бы ответственность субъектов Российской Федерации за реализацию ими их полномочий и, вместе с тем, дало бы возможность федеральным органам государственной власти обеспечивать целостность государства и его развитие.
При определении бюджетов субъектов Федерации необходимо учитывать присущую России большую дифференциацию их бюджетно-налоговых потенциалов.
В нынешних условиях возможности бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов маневрировать на основе собственной бюджетной базы весьма ограничены нерешенностью ряда бюджетных проблем и неотрегулированностью бюджетных полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это нередко приводит к тому, что руководство субъектов вместо поиска дополнительных внутрирегиональных бюджетных поступлений стремится к получению большей доли федеральных налогов за счет других регионов или просто уклоняется от отчислений доходов в федеральный бюджет. Некоторые из субъектов Федерации, имеющие возможность наращивать собственную доходную базу, предпочитают идти по пути перераспределения федерального бюджета. Тем самым неоправданно возрастает нагрузка на федеральный бюджет (что реально означает нагрузку на бюджет узкого круга регионов), снижаются его возможности оказывать содействие действительно нуждающимся в помощи субъектам Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).
Доходы бюджета субъекта
Российской Федерации можно
Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет можно подразделить на:
1) поступления от государственног
2) поступления от негосударственн
В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: 1) принудительно-безвозвратные (например, налоги); 2) принудительно-возвратные; 3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты) юридических и физических лиц); 4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).
К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.
К этой же классификации относится традиционное деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.
В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.
К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.
Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.
К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.
По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.
К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.
К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг, требующий своего погашения.
В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:
1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;
2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;
3) доходы, основанные
на одностороннем акте
В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.
Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента бюджетного регулирования данных бюджетов.
В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).
Большая часть платежей носит общий характер, т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.
Применительно к конкретному
бюджету его доходы выстраиваются
в соответствии с таким разделом
Бюджетной классификации
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» и применяемой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:
1) налоговые доходы, включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;
2) неналоговые доходы, включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления, включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;
4) доходы целевых бюджетных фондов, включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);
5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Основные макроэкономические показатели, принятые за основу при расчете доходов бюджетной системы Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, приведены в таблице 2.
При расчете
доходов бюджетной системы