Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:25, курсовая работа
Одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики являются налоги. За счет их формируются более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна и принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.
До сегодняшнего времени реформирование налоговой системы проходило в несколько этапов, с учетом проб и ошибок, на основании опыта зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЕРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ ТРЁХЛЕТНЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...4
1.1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов…………………………………………...4
1.2 Доходы федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года………………7
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА……………………………….…………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…….…….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………..………35
В доходах федерального бюджета от лицензионных сборов учитываются сбор за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сумме 0,3 млрд. рублей и прочие сборы за выдачу лицензий федеральными органами исполнительной власти – 0,5 млрд. рублей.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
В составе неналоговых доходов 2008 года прогнозируются доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 2,0 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или на 37,9% меньше ожидаемой оценки 2007 года.
Поступления в федеральный бюджет указанного дохода обеспечиваются за счет: доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции – 1,7 млрд. рублей. Поступления предусматриваются от реализации соглашения о разделе продукции «Сахалин–1» и проекта «Харьягинское СРП» и рассчитаны на основе прогнозируемых объемов добычи и поставок нефти и газа в соответствии с соглашением, цены на нефть марки «Юралс» и курса доллара США к рублю Российской Федерации; средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства - 0,3 млрд. рублей. Административные платежи и сборы. Поступление административных платежей и сборов прогнозируется в 2008 года в сумме 4,2 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей или на 11,1% больше ожидаемой оценки 2007 года. Доходы федерального бюджета на 2009 год и 2010 год прогнозируются в размере 4,3 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 4,5 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. В прогнозе неналоговых доходов на 2008 год прогнозируются поступления в федеральный бюджет штрафов, санкций, возмещение ущерба в сумме 2,7 млрд. рублей, что в целом соответствует ожидаемой оценке 2007 года.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2009 год и 2010 год составит 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,8 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно. Прочие неналоговые доходы. По группе прочих неналоговых доходов федерального бюджета поступления в 2008 году оцениваются в размере 1,9 млрд. рублей, что соответствует ожидаемой оценке 2007 года.
Доходы федерального бюджета на 2009 год и 2010 год ожидаются в сумме 1,9 млрд. рублей ежегодно.
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. В доходах федерального бюджета на 2008 год прогнозируются целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей в сумме 1,3 млрд. рублей, что соответствует ожидаемой оценке 2007 года.
Доходы федерального бюджета в 2009 году и 2010 году ожидаются в сумме 2,1 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.
Для целей прогнозирования параметров доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы произведена оценка ожидаемого объема доходов федерального бюджета на 2007 год на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года. Изменение основных макроэкономических показателей 2007 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели на 2007 год
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей | ||
бюджет |
оценка |
отклонение | ||
Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
31220 |
30670 |
-550,0 |
Цены на нефть марки «Юралс» |
долл./барр. |
61,0 |
55,0 |
-6,0 |
Цены на газ (дальнее зарубежье) |
долл./тыс. куб. м |
293,8 |
242,8 |
-51,0 |
Курс доллара (среднегодовой) |
руб. за долл. США |
26,52 |
26,16 |
-0,36 |
Объем экспорта (всего) |
млрд. долл. США |
315,5 |
299,6 |
-15,9 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье |
- " - |
270,0 |
253,4 |
-16,6 |
страны СНГ |
- " - |
45,5 |
46,2 |
0,7 |
Объем импорта (всего – по кругу товаров, учитываемых ФТС России) |
млрд. долл. США |
152,8 |
162,6 |
9,8 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт) |
- " - |
128,8 |
137,1 |
8,3 |
страны СНГ |
- " - |
24,0 |
25,5 |
1,5 |
Экспорт нефти (всего) |
млн. тонн |
264,0 |
260,0 |
-4,0 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье |
- " - |
226,0 |
221,5 |
-4,5 |
страны СНГ |
- " - |
38,0 |
38,5 |
0,5 |
Экспорт нефтепродуктов (всего) |
млн. тонн |
103,0 |
104,5 |
1,5 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье |
- " - |
98,6 |
100,1 |
1,5 |
страны СНГ |
- " - |
4,4 |
4,4 |
0,0 |
Экспорт природного газа (всего) |
млрд. куб. м |
193,0 |
200,8 |
7,8 |
в том числе: |
||||
дальнее зарубежье |
- " - |
164,8 |
169,9 |
5,1 |
страны СНГ |
- " - |
28,2 |
30,9 |
2,7 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
млрд. руб. |
7605 |
7455 |
-150,0 |
Объем добычи нефти |
млн. тонн |
474,0 |
473,5 |
-0,5 |
Доходы федерального бюджета в 2007 году ожидаются на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП. В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 3855,4 млрд. рублей (12,57% к ВВП); неналоговые доходы – 2393,3 млрд. рублей (7,80% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 0,5 млрд. рублей.
По сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 716,2 млрд. рублей.
Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей, из них факторы снижения: - изменение цен на нефть марки «Юралс» – на 433,0 млрд. рублей; изменение экспортных цен на газ природный – на 57,6 млрд. рублей; снижение объема ВВП – на 45,7 млрд. рублей; изменение курса рубля по отношению к доллару США – на 34,8 млрд. рублей; снижение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных организаций) – на 11,2 млрд. рублей.
Факторы увеличения: изменение объемов экспорта – на 52,2 млрд. рублей; изменение объемов импорта – на 49,2 млрд. рублей; изменение структуры объемных показателей – на 11,2 млрд. рублей.
В результате влияния факторов, не связанных с изменением величины макроэкономических показателей, доходы федерального бюджета прогнозируются с уменьшением на 246,6 млрд. рублей, из них факторы снижения: изменение структуры облагаемой базы по данным ФНС России и ФТС России – на 251,1 млрд. рублей; увеличение на 1 января 2007 года остатков сумм налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по ставке 0 процентов – на 122,5 млрд. рублей; увеличение сумм налоговых вычетов по НДС – на 130,7 млрд. рублей. Факторы увеличения: уточнение поступлений по результатам контрольных мероприятий налоговых органов – на 207,9 млрд. рублей; увеличение уровня собираемости – на 5,2 млрд. рублей.
По оценке основное снижение доходов ожидается по поступлениям от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлины.
Поступления по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2007 год оцениваются в размере 1048,9 млрд. рублей, что на 329,9 млрд. рублей меньше суммы, предусмотренной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год». В оценке поступления налога на 2007 год учитываются прогнозируемые макроэкономические показатели, уточнения по налоговой базе за 2006 год по данным ФНС России на момент формирования оценки, а также фактические поступления налога за 2006 год и январь, февраль 2007 года.
Снижение объемов валового внутреннего продукта уменьшает оценку поступления налога на добавленную стоимость по сравнению с суммой, предусмотренной в бюджете, на 45,6 млрд. рублей.
Основным фактором, повлиявшим на снижение оценки поступления налога на добавленную стоимость в 2007 году по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете, является изменение налоговой базы 2006 года, анализ которой показал, что налоговое законодательство, введенное в действие с 1 января 2006 года, оказало влияние на ее формирование в большей мере, чем предполагалось. В частности, переход на уплату по методу начисления вызвал значительный рост налоговых вычетов, доля которых выросла в 2006 году до 40,73% к ВВП, или на 6,54 пункта больше, чем в 2005 году, поскольку с 1 января 2006 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам. Доля налоговых начислений за 2006 год выросла в меньшей мере и составила в 2006 году - 46,14% к ВВП, или на 5,6% больше чем в 2005 году. При этом во втором полугодии 2006 года доля (в %% к ВВП) начисленного налога по сравнению с первым полугодием снизилась на 0,8 пункта, при дальнейшем росте налоговых вычетов – на 0,62 пункта. Уменьшение разрыва между начисленными суммами налога и налоговыми вычетами во втором полугодии существенно повлияло на поступление налога в 2006 году.
В связи с изменением налоговой базы по фактическим данным за 2006 год уточнилась налоговая база на 2007 год.
Доля начисленного налога на добавленную стоимость (45,8% к ВВП) и налоговых вычетов (38,1% к ВВП) за исключением вычетов, предъявляемых подрядными организациями при выполнении капитального строительства; вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, в расчете ожидаемой оценки на 2007 год приняты на уровне сложившихся долей за 9 месяцев 2006 года без учета 1 квартала, в котором отражено влияние переходного периода. При прогнозировании доходов федерального бюджета по налогу на добавленную стоимость на 2007 год эти доли составляли 45,16% к ВВП и 36,6% к ВВП соответственно. Уточнение налоговой базы снижает поступление налога в 2007 году на 251,1 млрд. рублей по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете. Кроме этого уточнены остальные налоговые вычеты, что также окажет влияние на оценку поступления налога в 2007 году:
1) Сумма налоговых
вычетов, предъявляемых
По фактическим данным налоговой отчетности сумма налоговых вычетов, предъявленная подрядными организациями при проведении капитального строительства в 2006 году, составила 304,8 млрд. рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2005 году. Наибольшая сумма указанных вычетов приходится на крупнейших налогоплательщиков, администрируемых межрегиональными инспекциями, так по организациям нефтяной отрасли темп роста вычетов по капитальному строительству в 2006 году увеличился в 3 раза относительно 2005 года, по предприятиям энергетики в 4 раза, по предприятиям железнодорожного транспорта в 3 раза. Удельный вес вычетов, предъявляемых подрядными организациями по капитальному строительству, в общем объеме указанных вычетов по России по перечисленным отраслям и предприятиям увеличился с 30% в 2005 году до 34% в 2006 году.
Такая же ситуация сложилась и по субъектам Российской Федерации, например рост указанных вычетов наблюдался по Ханты-Мансийскому автономному округу (нефтедобывающие организации) – в 5 раз; по Ямало-Ненецкому автономному округу (газодобывающие компании) – в 34 раза; по Амурской области с вводом в эксплуатацию Бурейской и Зейской ГЭС, в Московской области - с вводом производственных мощностей и торговых площадей. Увеличение сумм налога, предъявляемого к вычету подрядными организациями по капитальному строительству, до 236,1 млрд. рублей, снизит поступление налога на 82,1 млрд. рублей (с учетом уровня собираемости 96,9%) по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете;
Необходимо отметить и положительную сторону изменения налогового законодательства, в части изменения порядка вычетов, предъявляемых подрядными организациями при капитальном строительстве. Указанное изменение позволило снизить налоговые обязательства налогоплательщиков по итогам текущих налоговых периодов и, таким образом, увеличить объем оборотных средств, необходимых для экономического развития хозяйствующих субъектов.
2) Сумма налоговых
вычетов, предъявляемых по
3) Сумма налоговых
вычетов, предъявляемая в
За 2006 год возмещение по материальным ресурсам, используемым при производстве экспортной продукции, увеличилось в 1,5 раза за счет увеличения сумм заявленных к возмещению по нефтяной, газовой отраслям, по товарам металлургического производства, доля которых в общем объеме возмещения составляет 50%. Определяющее влияние на рост возмещения НДС оказал рост цен на внутреннем рынке. Так, например, цены на нефть на внутреннем рынке за этот период выросли в 1,8 раза. Расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1062,6 млрд. рублей исходя из начисленных сумм в размере 14050,3 млрд. рублей (45,8% к ВВП) и всей суммы налоговых вычетов в размере 12987,7 млрд. рублей (42,3% к ВВП). С учетом фактически сложившегося уровня собираемости в 2006 году, расчетная сумма налога на 2007 год составит 1029,7 млрд. рублей. Увеличение на 1 января 2007 года остатков сумм налога, подлежащего возмещению по ставке 0 %, по ранее действовавшему законодательству, снижает поступление налога на 122,5 млрд. рублей.