Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение состояния финансового рынка в РФ, освещение его основных проблем развития и путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
* изучение теоретических аспектов финансового рынка, а именно, определение его сущности и выявление основных видов и сегментов;
* изучения становления финансового рынка в России и характеристика его состояния в настоящее время;
* выявление основных проблем развития и поиск путей совершенствования финансового рынка в РФ.

Содержание

Введение 3
1
Понятие финансового рынка

5
1.1

Сущность и виды финансовых рынков

5
1.2

Основные сегменты финансового рынка

11
2

Характеристика финансового рынка РФ

20
2.1

Становление финансового рынка РФ

20
2.2

Развитие финансового рынка РФ В 2000-2004 г.г.

23
3

Основные проблемы и пути совершенствования финансового рынка РФ

38
3.1

Проблемы развития финансового рынка в РФ

38
3.2

Целевые ориентиры развития финансового рынка на период 2005-2008 г.г.

44
3.3

Политика государства в отношении финансового рынка РФ

46
Заключение

57
Список используемой литературы

60

Работа состоит из  1 файл

к.р. Финансы.rtf

— 2.35 Мб (Скачать документ)

                          Рис.2 -Емкость страхового рынка 

    Несмотря на значительное увеличение общей суммы собранных страховыми организациями страховых премий, их доля в валовом внутреннем продукте России в 2004 году была ниже показателей зарубежных стран и составляла 2,8%. В 2004 году страховые премии по добровольным видам страхования составили около 70%, по обязательным - 30%, включая долю обязательного медицинского страхования в размере 19,2% и долю обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере  9,4% [16].

    Более интенсивному развитию страхового рынка способствовали как повышение спроса на страховые услуги со стороны организаций и населения вследствие улучшения социально-экономической ситуации, так и расширение спектра предлагаемых страховых услуг.

    Вместе с тем, при существующем уровне платежеспособного спроса на услуги добровольного страхования наибольший прирост обеспечивает обязательное страхование, которое позволяет создать страховую защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба.

    Важным шагом в развитии обязательных видов страхования стало принятие Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    На начало 2004 года на страховом рынке России зарегистрировано 1397 страховых организаций. При этом страховых организаций с продолжительностью работы на рынке страховых услуг свыше 6 лет более 91%

    Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 года страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн. рублей для осуществления страхования жизни, до 30 млн. рублей - для осуществления иных видов страхования до 120 млн. рублей - для перестрахования.

    Увеличение уставного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, как следствие, размер своих инвестиционных ресурсов.

    В 2004 году совокупный уставный капитал страховых организаций увеличился по сравнению с 2000 годом более чем в 11 раз.

    Несмотря на достаточно быстрый рост капиталов страховых компаний, капитализация отрасли остается на невысоком уровне, что влечет за собой проблемы с финансовой устойчивостью страховых компаний и, соответственно, с защитой интересов страхователей, ограничивает минимальные перестраховочные возможности, снижает уровень инвестиционного потенциала и конкурентоспособности.

    Для исправления положения необходимы меры, направленные на специализацию страховых компании, повышение требований в части уставных капиталов, платежеспособности, введение обязательных актуарных расчетов и обеспечение транспарентности,  развитие долгосрочного страхования жизни и других, в том числе обязательных видов страхования.

    Страховое законодательство практически полностью открыло страховой рынок для иностранных страховщиков. Для того чтобы сделать рынок привлекательным для иностранных инвестиций, необходимы обязательные для всех ясные и четкие правила работы на рынке, а также законодательные гарантии на сохранность инвестиций, как на правительственном уровне, так и на уровне институтов страхования ответственности финансовых вложений.

    В 2004 году завершилось в основном формирование нормативно-правовой базы пенсионной реформы, был определен круг субъектов рынка пенсионных накоплений, проведены основные организационные мероприятия по обеспечению реализации права выбора застрахованными лицами в отношении управления пенсионными накоплениями. В настоящее время начался следующий этап пенсионной реформы - инвестирование средств пенсионных накоплений на фондовом рынке.

    В 2002 - 2003 гг. объем средств пенсионных накоплений, аккумулированных и инвестированных Пенсионным фондом Российской Федерации в государственные облигации Российской Федерации, можно оценить в 99 млрд. рублей. Кроме того, в государственные облигации были инвестированы поступившие в 2004 г. пенсионные накопления в размере 15 млрд. рублей.

    Период 2003-2004 гг. характеризовался динамичным развитием институтов коллективных инвестиций. Значительное улучшение макроэкономической ситуации, рост реальных доходов населения, начало пенсионной реформы, формирование законодательной базы и построение эффективной системы регулирования отрасли коллективных инвестиций (инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов)- все эти факторы в значительной степени обусловили рост количественных  и качественных показателей соответствующих  секторов финансовых рынков.

    Объем активов инвестиционных фондов вырос в 2004 году, несмотря на противоречивые тенденции изменения инвестиционного климата, почти на 36% - с 81 до 110 млрд. рублей. За 2004 год количество зарегистрированных паевых инвестиционных фондов увеличилось на 125 и достигло 286.

    Динамично и устойчиво росло число «новых» пайщиков паевых инвестиционных фондов (т.е. за вычетом тех из них, которые получили паи в результате преобразования бывших чековых инвестиционных фондов). За три квартала 2004 года число таких пайщиков ПИФ выросло с 39 до 85 тысяч.

    Это означает, что существует устойчивый приток новых инвесторов в паевые инвестиционные фонды. В целом система коллективных инвестиций в России доказывает свою жизнеспособность, эффективность, конкурентоспособность. К настоящему времени сложился достаточно широкий слой населения, активно инвестирующий в финансовые инструменты с использованием услуг инвестиционных фондов. Вместе с тем доля таких инвесторов в экономически активном населении все еще очень незначительна и уступает аналогичным показателям наиболее развитых стран в сотни раз.

    Управляющие компании стали основными негосударственными участниками пенсионной реформы. В то же время в результате установления государством жестких ограничений на структуру портфеля управляющих компаний, занимающихся инвестированием пенсионных накоплений, практического отсутствия работы по информированию населения о возможностях частного управления пенсионными накоплениями, запоздалой рассылки писем Пенсионным фондом Российской Федерации приток пенсионных резервов в частные управляющие компании был существенного ограничен.

    С 2004 года к участию в пенсионной реформе подключились негосударственные пенсионные фонды (НПФ). К настоящему времени 77 негосударственных пенсионных фондов получили возможность осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, 45 из них заключили с участниками фондов договора обязательного пенсионного страхования и в конце 2004 года получили из Пенсионного фонда Российской Федерации средства пенсионных накоплений.

    На начальном этапе пенсионной реформы было установлено, что государственная управляющая компания может инвестировать пенсионные накопления только в государственный долг Российской Федерации. Однако такое ограничение лишает возможности привлечения этих средств в инвестиции и развитие промышленности. Учитывая предстоящие масштабы накопления и неизбежную логику любой пенсионной реформы, в которой накопления пенсионных фондов становятся мотором экономического развития, государственная управляющая компания должна быть наделена правом инвестирования в широкий круг инструментов финансового рынка, включая акции предприятий. Выход на фондовый рынок пенсионных средств существенно увеличит долгосрочный спрос на российские активы, привлечет на этот рынок международных, консервативных инвесторов, существенно увеличит емкость и стабилизирует рынок, будет способствовать первичным размещениям на отечественном рынке, а не за рубежом.

    Позитивное влияние рынка внешнего государственного долга на приток инвестиций в экономику страны проявлялось в том, что благодаря четкому выполнению государством своих обязательств по валютным облигациям, а также хорошим макроэкономическим и внешнеэкономическим показателям России, продолжалась тенденция роста суверенного рейтинга Российской Федерации, а вслед за ним - рейтингов российских корпоративных заемщиков. Это наряду с низким уровнем процентных ставок на мировом финансовом рынке и укреплением рубля к основным мировым валютам существенно снижало стоимость и облегчало возможности расширения внешних заимствований для наиболее надежных российских корпоративных заемщиков. Отраслевой состав таких заемщиков постепенно расширялся, но еще оставался достаточно узким (нефтегазовая отрасль, металлургия, алмазодобыча, телекоммуникации, пищевая промышленность, банки и финансовые компании). Тем не менее, привлечение ведущими российскими компаниями крупных заемных ресурсов на мировом финансовом рынке высвобождало инвестиционные ресурсы внутреннего финансового рынка для менее крупных и надежных корпоративных эмитентов.

    Воздействие межбанковского валютного и кредитного рынков на экономический рост проявлялось в том, что стабильная работа этих сегментов денежного рынка позволяла оперативно перераспределять избыточную ликвидность, направляя ее тем участникам рынка, которые испытывали в ней наибольшую потребность или могли использовать ее наиболее эффективно, в том числе и за пределами межбанковского рынка. В этой связи положительное влияние как на указанные сегменты денежного рынка, так и опосредованно - на экономический рост, имели меры Банка России по ослаблению регламентации операций участников денежного рынка и их клиентов (снижение норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 до 25% в 2003 г. и двухшаговое сокращение нормативов отчислений банков в фонд обязательных резервов с 9 до 7% в июне и до 3,5% в июле 2004 г.). Эти меры позволили не только стабилизировать рыночную конъюнктуру (прежде всего это относится к межбанковскому кредитному рынку, испытавшему кризис доверия в середине 2004 г.), но и предоставить участникам рынка и их клиентам более широкие возможности по управлению своими средствами, в результате чего часть таких средств могла быть использована для инвестиционных целей [25, С. 19].

    Повышению эффективности рыночного механизма содействовало совершенствование правовой базы финансового рынка, направленное на обеспечение прозрачности отчетности финансовых институтов, повышение степени защищенности инвесторов, оптимизацию налоговой системы, приведение российского законодательства в соответствие с общепринятой международной практикой.

    Активизации использования предприятиями вы пуска облигаций для привлечения инвестиционных ресурсов способствовало принятие поправок в Закон «О налоге на операции с ценными бумагами», согласно которым с 1 января 2004 г. налог на эмиссию корпоративных облигаций снижен с 0,8 до 0,2% от суммы  выпуска, но не более 100 тыс. рублей [29].

    Развивалась технологическая инфраструктура фондового рынка. Широкое внедрение интернет - технологий в каналах взаимодействия организаторов торгов, брокеров и их клиентов позволило снизить трансакционные издержки и облегчить выход мелких инвесторов на рынок, что способствовало увеличению притока финансовых ресурсов на фондовый рынок. Это особенно важно в условиях роста доходов населения - потенциально самой массовой категории инвесторов.

    Отмеченные позитивные сдвиги способствовали укреплению международных позиций российского финансового рынка: Россия впервые в своей истории в октябре 2003 г. получила суверенный рейтинг инвестиционного уровня (по версии международного рейтингового агентства «Мудиз»), в январе 2004 г. другое рейтинговое агентство «Стэндард энд Пурс» повысило суверенный рейтинг Российской Федерации до уровня на одну ступень ниже инвестиционного. Тем не менее, существующий суверенный рейтинг России означает только то, что инвесторы, для которых предназначены эти рейтинги, могут рассчитывать на получение достаточно стабильных доходов на российском рынке. Повышение оценки привлекательности рынка для международных инвесторов не означает автоматически повышения потенциального вклада финансового рынка в экономический рост, хотя и создает для этого определенные предпосылки. Кроме того, свидетельствуя об улучшении инвестиционного климата в стране, повышение суверенного рейтинга означает создание базы для более эффективного использования другого важного потенциального источника ресурсов для финансирования экономического роста - прямых иностранных инвестиций.

    Таким образом,  финансовый рынок начал формироваться  еще в царской России, но датой зарождения институциональной инфраструктуры рынка считается начало 90-х годов XX в. В своем развитии он прошел ряд этапов, сопровождавшихся подъемами и спадами. В период с 2000 до 2003 гг. финансовый рынок характеризовался динамическим подъемом. В 2004 г. темпы его развития немного замедлились, но в целом продолжали опережать динамику важнейших макроэкономических показателей. Конечно, российский финансовый рынок ушел от ситуации, характерной для периода, предшествовавшего финансовому кризису 1998 г.,  когда результатом деятельности финансового рынка стал уход средств из нефинансового сектора экономики, тормозящий экономическое развитие.

Информация о работе Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ