Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение состояния финансового рынка в РФ, освещение его основных проблем развития и путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
* изучение теоретических аспектов финансового рынка, а именно, определение его сущности и выявление основных видов и сегментов;
* изучения становления финансового рынка в России и характеристика его состояния в настоящее время;
* выявление основных проблем развития и поиск путей совершенствования финансового рынка в РФ.

Содержание

Введение 3
1
Понятие финансового рынка

5
1.1

Сущность и виды финансовых рынков

5
1.2

Основные сегменты финансового рынка

11
2

Характеристика финансового рынка РФ

20
2.1

Становление финансового рынка РФ

20
2.2

Развитие финансового рынка РФ В 2000-2004 г.г.

23
3

Основные проблемы и пути совершенствования финансового рынка РФ

38
3.1

Проблемы развития финансового рынка в РФ

38
3.2

Целевые ориентиры развития финансового рынка на период 2005-2008 г.г.

44
3.3

Политика государства в отношении финансового рынка РФ

46
Заключение

57
Список используемой литературы

60

Работа состоит из  1 файл

к.р. Финансы.rtf

— 2.35 Мб (Скачать документ)

    В настоящее время финансовый рынок постепенно начинает работать в качестве механизма финансирования экономического роста.

 

     3 Основные проблемы и пути совершенствования российского финансового рынка 

    3.1 Проблемы развития финансового рынка в РФ 

    На фоне положительных сдвигов в развитии финансового рынка постепенно накопились проблемы, которые по признанию многих экспертов могут оказаться тормозом для дальнейшего наращивания инвестиций отечественного финансового сектора в экономику и несут в себе угрозу утраты Россией национального рынка капиталов.

    Внешне эти проблемы проявляются в том, что крупнейшие российские компании, как и государство в целом, не рассматривают национальный финансовый рынок как механизм привлечения инвестиционных ресурсов, а многие средние компании вообще не имеют к нему доступа. Основным источником инвестиций российских компаний остаются либо собственные средства, либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Соответственно, отечественный финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам и узок из-за ограниченности спроса со стороны консервативных долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении, а долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем решениями органов государственной власти вообще не допущены на этот рынок.

    Причины этого многогранны, среди них можно выделить технологические, поведенческие и регулятивные.

    Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. В глазах инвесторов - нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим дорогую и нестандартную расчетную систему, ненадежную систему учета прав собственности на ценные бумаги. Отсюда иностранные инвесторы тяготеют к использованию зарубежных торговых систем для работы с российскими ценными бумагами. С этой целью иностранные инвестиционные, банки создали технологию вывода первичных размещений акций российских компаний на зарубежные площадки в форме депозитарных расписок. Хотя такая схема обходится российским эмитентам и инвесторам значительно дороже, чем размещение локальных акций, они идут на это, поскольку высокий спрос на иностранных площадках позволяет получить справедливую оценку капитализации компании.

    Поведенческие факторы также играют немалую роль. Российские власти, не допуская средства обязательных накопительных систем на отечественный финансовый рынок, сами демонстрируют недоверие его механизмам, и лишают его долгосрочных финансовых ресурсов. Вряд ли можно рассчитывать на доверие крупных международных инвестиционных и пенсионных фондов к российскому рынку, если само российское государство не доверяет ему пенсионные накопления. Далее, из-за высокой концентрации российского капитала в рамках крупных промышленно - финансовых групп наблюдается устойчивая тенденция «интернационализации» их бизнеса, что сопровождается вывозом национального капитала с одновременным привлечением международного капитала в инвестиционные проекты.

    Наконец, регулирование первичных размещений было построено таким образом, что его проведение по признанным в мире стандартам в российских торговых системах не осуществимо. Ряд «экзотических» и объективно необоснованных норм регулирования создавали дополнительные транзакционные издержки для выхода компаний на рынок капиталов. Пока на российском финансовом рынке не завершено создание эффективной системы законодательства, которая бы обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала излишние барьеры для выхода на отечественный рынок капитала.

    Нерешенность этих проблем проявилось в том, что, начиная с конца 2003 года, большая часть сделок с российскими акциями стала проводиться на иностранных биржах. В целом в 2004 году около 75% объема сделок с российскими акциями пришлось на иностранные фондовые биржи (Рис. 3).

      
 
 
 
 

      
 
 

    Рис.3- Помесячная динамика  структуры биржевого оборота российский акций в 2003-2004 гг. 

    Таким образом, основной проблемой российского финансового рынка сегодня является его неспособность обеспечить потребности экономики в инвестициях финансовыми ресурсами. Финансовый рынок недостаточно эффективно опосредует потоки, направляемые на экономическое развитие, не выполняет функции трансформации сбережений в инвестиции и перелива капитала.

    С одной стороны, на финансовом рынке сконцентрирована избыточная масса финансовых ресурсов, с другой - растет неудовлетворенная потребность экономики в инвестиционных ресурсах.

    Кроме того, на данном этапе финансовый рынок не предоставляет достаточных возможностей для осуществления межотраслевого перелива капитала. Тем самым сохраняются отраслевые диспропорции российской экономики, и, соответственно межотраслевые диспропорции в объемах накопленных финансовых ресурсов.

    Существует значительный разрыв между объемом ресурсов, привлеченных российскими финансовыми институтами, и объемом финансовых активов в экономике. Большая часть ресурсов предоставляется российской экономике нефинансовыми институтами. Риск финансовой нестабильности в значительной мере связан с тем, что основная масса ресурсов поступает на финансовый рынок из внешних источников, прежде всего российского происхождения, особенно чувствительных к политическим рискам. По оценкам Всемирного банка, отток капитала из России в 1991-2003 годах составил около 230 млрд. долл. Значительная его часть представляет собой ресурсы, полученные от экспорта сырьевых товаров. «Офшорность» ресурсов, поступающих на финансовый рынок России, создает дополнительные риски финансовой нестабильности, не свойственные другим развивающимся финансовым рынкам. Финансовые институты не обеспечивают перераспределения рисков, в результате чего значительная их часть остается в реальном секторе экономики, и объем этих рисков возрастает [8, C. 58].

    Также существует противоречие между краткосрочным характером ресурсов, предоставляемых финансовыми посредниками, и долгосрочным характером средств, необходимых для финансирования экономического роста и обеспечения финансовой стабильности. В результате возникает необходимость рефинансирования взятых предприятиями займов, что значительно повышает уровень кредитного риска в условиях полного отсутствия деривативов, хеджирующих процентные риски. Сегодня российская экономика испытывает острую потребность в долгосрочных финансовых ресурсах для модернизации основных средств. Однако финансовая система предоставляет в основном краткосрочные ресурсы.

    Расширение масштабного долгосрочного кредитования отчасти сдерживается сохранением высоких темпов инфляции. Одной из причин недостаточного объема долгосрочных ресурсов, аккумулированных банками, являются отрицательные реальные процентные ставки по долгосрочным депозитам.

    Однако главная причина низкой доли долгосрочных кредитов - системное отрицание банками своей основной функции - управления кредитными рисками. Такое положение обусловлено низким уровнем капитализации всего финансового сектора экономики, но в первую очередь, банковского сектора. Уровень рыночной капитализации финансовых посредников остается катастрофически низким. Доля банков в рыночной капитализации без учета Сбербанка составляет 0,17%, а с учетом Сбербанка - 2,95%. Для сравнения: в суммарной капитализации 500 крупнейших компаний США финансовые корпорации составляют 8%, а в Великобритании -16% [25, C. 19].

    Одновременно следует устранить противоположную опасность - опасность фиктивного наращивания собственного капитала финансовых организаций. Уже существующий «пузырь» на финансовом  рынке свидетельствует об актуальности такой опасности. Как признают сотрудники Банка России, из 180 проверенных ими банков 60 имеют признаки «надувания» капиталов. По мнению независимых экспертов (например, партнера аудиторской компании ФБК), от 20% до 60% банковского капитала приходятся на фиктивные активы. В этой ситуации непонятно, как российские банки будут выполнять новое   Базельское   соглашение   по  достаточности капиталов. Ведь Базельские принципы банковского надзора включают в себя положение о том, что эффективное банковское регулирование должно устанавливать процедуры и нормативы оценки капитала адекватно и в зависимости от профиля рисков каждого банка.

    Существует неравномерность развития отдельных секторов российского финансового рынка. Наличие диспропорций демонстрирует особенности структуры рынка, который сильно отличается от финансовых рынков других стран:

  • по соотношению объема банковских активов и ВВП Россия существенно (более чем в 10 раз) отстает от развитых финансовых рынков;
  • по соотношению капитализации рынка акций и ВВП она не отличается от других стран.

    Внутренний кредит частному сектору в России по некоторым данным составляет лишь 18% от ВВП. Это сопоставимо с Казахстаном (17%), Болгарией (20%) и странами Балтии (23%), но намного меньше большинства других стран: Польши, Венгрии, Бразилии (30-38%), Египта (73%), Франции (85%), Германии (119%)

    Особого внимания заслуживает государственная политика в сфере перелива капитала. Федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за ее формулирование, как правило, ориентируются не на предпринимателей на финансовом рынке, а на финансовых посредников. Это приводит к существенным перекосам в пользу последних, а также крупных ФПГ, и, соответственно, к усилению негативного воздействия олигополизации экономики на финансовый рынок [23, C. 44].

    Предпринимателем на финансовом рынке, прежде всего, является инвестор (вкладчик). До тех пор, пока его права и интересы не будут защищены, рынок не будет исправно функционировать.

    Таким образом, существуют очень важные проблемы на российском финансовом рынке, от решения которых зависит развитие не только экономики, но и общества в целом. Важным органом в решении финансовых трудностей является государство.

    Сегодня практически отсутствует специальное регулирование «розничных» финансовых услуг, не обеспечивается жесткая рыночная дисциплина. Государственная политика должна ориентироваться на защиту 
интересов инвесторов, а не на поддержку финансово-банковских институтов, в первую очередь, обеспечивая свободу движения капитала в самом финансовом секторе.

 

     3.2 Целевые ориентиры развития финансового рынка

    на период 2005-2008 гг. 

    Современный финансовый рынок в России еще недостаточно развит. Вместе с тем, он уже достиг того уровня развития, когда использование его возможностей может в значительной степени способствовать решению ключевых экономических проблем, в том числе:

  • финансирования экономического роста;
  • повышения инвестиционной активности предприятий;
  • обеспечения эффективного межотраслевого перелива капитала;
  • развития мелкого и среднего бизнеса за счет обеспечения венчурного финансирования.

    Федеральной службой по финансовым рынкам России была разработана стратегия развития финансового рынка страны на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).

    Цель Стратегии - превратить финансовый рынок в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора, создав одновременно условия для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем.

    Достижение этой цели требует:

  • существенно снизить риски и транзакционные издержки привлечения капитала на российском финансовом рынке;
  • существенно расширить инструментальную базу финансового рынка, прежде всего, обеспечить возможности страхования инвестиционных рисков;
  • укрепить доверие к институтам финансового рынка, обеспечить прозрачность совершения сделок с российскими активами [29].

    Потребуется изменение регулирования финансового рынка и модернизация его инфраструктуры, совершенствование корпоративного и антимонопольного законодательства, существенное улучшение общих условий инвестиционной деятельности в российской юрисдикции.

    Финансовый рынок в результате реализации Стратегии должен претерпеть качественные изменения, а именно:

Информация о работе Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ