Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение состояния финансового рынка в РФ, освещение его основных проблем развития и путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
* изучение теоретических аспектов финансового рынка, а именно, определение его сущности и выявление основных видов и сегментов;
* изучения становления финансового рынка в России и характеристика его состояния в настоящее время;
* выявление основных проблем развития и поиск путей совершенствования финансового рынка в РФ.

Содержание

Введение 3
1
Понятие финансового рынка

5
1.1

Сущность и виды финансовых рынков

5
1.2

Основные сегменты финансового рынка

11
2

Характеристика финансового рынка РФ

20
2.1

Становление финансового рынка РФ

20
2.2

Развитие финансового рынка РФ В 2000-2004 г.г.

23
3

Основные проблемы и пути совершенствования финансового рынка РФ

38
3.1

Проблемы развития финансового рынка в РФ

38
3.2

Целевые ориентиры развития финансового рынка на период 2005-2008 г.г.

44
3.3

Политика государства в отношении финансового рынка РФ

46
Заключение

57
Список используемой литературы

60

Работа состоит из  1 файл

к.р. Финансы.rtf

— 2.35 Мб (Скачать документ)

    Для развития инвестиционной деятельности страховых организаций необходимо совершенствование  регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций на законодательном уровне и разработка и принятие нормативных актов Правительства Российской Федерации направленных на стимулирование роста капитализации и финансовой устойчивости страховых организаций.

    Укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов, снижение инвестиционного риска на финансовом рынке является вторым важным направлением государственной политики.

    Для повышения эффективности функционирования рынков капитала целесообразно ввести в законодательство, регулирующее финансовые рынки, понятие «квалифицированный (или профессиональный) инвестор», для которого должен быть установлен особый порядок регулирования, в том числе, при раскрытии информации.

    Подход,  при котором реализуется разделение инвесторов по признаку их квалификации, давно используется на развитых рынках - в США и ЕС и служит удобным механизмом для установления оптимального баланса между необходимостью защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг с одной стороны и снижением излишней регуляторной нагрузки на эмитентов ценных бумаг с другой.

    В соответствии с международной практикой квалифицированным инвестором следует признавать лицо, опыт и квалификация которого позволяет ему адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок. Квалифицированными инвесторами могут признаваться, например, компании, имеющие лицензии профессиональных участников на рынке ценных бумаг - брокерские и дилерские компании, управляющие компании, кредитные организации и страховые компании, промышленные корпорации, а также отвечающие определенным требованиям физические лица, осуществляющие операции на фондовом рынке. Т.е. квалифицированные инвесторы это те лица, которые хорошо знают, что такое рынки капитала, как работают их механизмы, и осуществляют на них профессиональную деятельность. Кроме того, квалифицированными могут быть признаны инвесторы по их письменному заявлению, представившие необходимые обоснования и доказательства того, что они могут считаться квалифицированными. 

    Современный этап развития российской экономики характеризуется стремительным ростом числа поглощений и реорганизаций. Сделки по поглощению характерны практически для всех отраслей экономики. В то же время надлежащего правового регулирования процессов поглощений и реорганизаций не существует.

    На практике понятие «поглощение» применяется к случаям приобретения крупного пакета акций. Правила приобретения крупного пакета акций содержатся в статье 80 Федерального закона «Об акционерных обществах». Но этой правовой нормы недостаточно для того, чтобы обеспечить получение акционерами рыночной стоимости их вложений в акции обществ, являющихся объектом приобретения. В этой связи обсуждается вопрос о внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон «Об акционерных обществах».

    Снижению инвестиционных рисков на российском финансовом рынке (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения ими своих обязанностей при обслуживании инвесторов) будет способствовать внедрение компенсационных механизмов. Актуальность таких механизмов на небанковских секторах финансового рынка повысилась в результате внедрения системы страхования банковских вкладов. В этих условиях внедрение системы компенсации гражданам на небанковских секторах финансового рынка обеспечит равные конкурентные возможности для финансовых институтов различных типов.

    Задача внедрения эффективных компенсационных механизмов на российском финансовом рынке является крайне актуальной. Для стимулирования создания компенсационных фондов необходимо разработка нормативной базы, которая урегулировала бы правовой статус и порядок управления такими фондами.

    Третьим направлением государственной политики в отношении финансового рынка страны является реформа системы регулирования на финансовом рынке.

    В рамках административной реформы были переданы функции регулирования, контроля и надзора за финансовым рынком и оказания государственных услуг его участникам. Таким образом, в настоящее время в лице ФСФР России сочетаются функции регулирования, закрепленные за министерствами, надзора, закрепленные за службами и оказания услуг, закрепленные за агентствами. Подобная ситуация концентрации в одном органе регулирующих, контрольных и функций по оказанию услуг характерна для всех систем управления финансовыми рынками в мире, включая центральные банки (в тех случаях, когда им переданы полномочия регулирования банковского сектора), и единые органы по регулированию финансового рынка. В законодательстве целого ряда стран данная проблема конфликта интересов решена путем создания обособленных (единых) органов регулирования на национальном финансовом рынке, имеющих отличную от органов исполнительной власти систему управления и принятия решений, снимающую упомянутый конфликт интересов. При этом такие органы регулирования создавались на основе специального законодательства, в котором определялись полномочия, статус, система управления и принятия решений этим органом. К основным элементам этого статуса относятся: оперативная независимость, подотчетность исполнительной власти, наличие коллегиальных органов управления и принятия решений, финансовая автономность. В рамках создания таких органов регулирования происходило делегирование государственных функций по регулированию финансового рынка от органов исполнительной власти к более гибким и эффективным публичным институтам регулирования, подотчетным органам исполнительной власти. Можно выделить несколько ключевых причин выбора этих стран в пользу единого регулятора, обладающего особым статусом. Во-первых, это позволило урегулировать упомянутую проблему конфликта интересов внутри единого органа за счет создания коллегиальных органов управления, посредством которых обеспечивается необходимое представительство и баланс интересов при формировании стратегических решений. Во-вторых, развитые финансовые рынки являются чрезвычайно сложным объектом регулирования, требующим концентрации и переосмысления в органе, принимающем решения, глубоко специальной и весьма разнообразной информации, а также опыта и высокой профессиональной подготовки специалистов, которых легче привлечь, обладая финансовой автономностью. В-третьих, такой организационно-правовой статус регулятора позволяет наилучшим образом исполнять функцию защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг, а также существенно повысить уровень доверия его действиям. Наконец, к созданию единого регулятора подталкивает диверсификация бизнеса институтов финансового рынка, когда субъекты регулирования, находящиеся под юрисдикцией различных регуляторов, занимаются однородным бизнесом, что приводит к дублированию функций различных регуляторов, к их трению при принятии решений, регулятивному арбитражу, нарушению единства законодательной основы функционирования финансового рынка, потере эффективности надзора за финансовой стабильностью.

    Следует отметить, что в рамках действующего российского законодательства ни один орган исполнительной власти, принцип управления которыми основан на единоначалие, не может обладать статусом, описанным выше.

    В связи с этим предлагается подготовить федеральный закон «О Федеральной экономической службе по финансовому рынку», в рамках которого реализовать вышеописанные принципы регулирования.

    Таким образом, осуществление всех намеченных государством  мероприятий позволит решить все проблемы финансового рынка страны и добиться осуществления запланированной стратегии.

    По мере реализации этих мер и создания условий для качественной модернизации финансового рынка, последний сможет играть более активную роль в обеспечении ускорения экономического роста России.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Финансовый рынок- это механизм перераспределения капитала между различными кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

    Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.

    В целом, он представляет собой очень сложную систему, в состав которой входит большое число сегментов. К ним относятся: рынки займов и кредитов, рынки ценных бумаг, рынки лизинговых и факторинговых услуг, рынки доверительных операций.

    Для эффективного функционирования финансовых рынков необходимо иметь динамично развивающихся посредников.

    В качестве посредников на финансовых рынках выступают кредитные организации, финансовые институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, факторинговые и лизинговые компании.

    Эти институты привлекают временно свободные средства предприятий, населения и государства и размещают их путем предоставления кредитов, займов, покупки ценных бумаг, покупки техники для предоставления ее в лизинг или финансирования под уступку денежного требования.

    Развитие финансового рынка в России на протяжении ряда лет претерпело несколько кардинальных изменений, вызванных как внешними, так и внутренними факторами развития. Первые упоминания о рынке ценных бумаг относятся еще к царской России, но свое становление и институциональное оформление финансовый рынок получил в 90-е годы XX в. Несмотря на кризисные моменты развития, удалось к 2003 году добиться значительных успехов на данном рынке. Этому способствовала благоприятная внешняя политика страны и усовершенствование  законодательства. После динамичного подъема развитие финансового рынка в 2004 году несколько замедлилось, но в целом темпы  его развития продолжали опережать динамику важнейших макроэкономических показателей, в том числе динамику внутреннего валового продукта. В 2004 году увеличился общий объем инвестиций, как внутреннего, так и внешнего происхождения, повысился почти на 50% объем торговли акциями.

    Увеличилось число не только непосредственных сегментов рынка, но и количество посредников. В 2004 году совокупный уставной капитал страховых организаций превысил уставный капитал организаций в 2000 году более чем в 11 раз. Также  успехов стали добиваться пенсионные организации, причиной чему является проведение пенсионной реформы.

    Несмотря на значительные положительные стороны развития, российский финансовый рынок имеет существенные проблемы. Наиболее важной из них является разрыв между объемом ресурсов, привлеченных российскими финансовыми институтами, и объемом финансовых активов в экономике. Также существует противоречие между краткосрочным характером ресурсов, предоставляемых финансовыми посредниками, и долгосрочным характером средств, необходимых для финансирования экономического роста и обеспечения финансовой стабильности.   Важнейшей проблемой является неравномерность развития отдельных секторов российского финансового рынка.

    Федеральной службой по финансовым рынкам России была разработана стратегия развития данного рынка страны на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). В ней определены целевые ориентиры, к которым должен стремиться и должен достичь российский рынок. Для их решения была разработана политика государства, состоящая в создании необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии, укрепления законодательной базы защиты прав инвесторов, снижения инвестиционного риска, а главная, в реформировании системы регулирования на финансовом рынке.

    Ближайшие перспективы развития российского финансового рынка будут определяться, с одной стороны, ростом его востребованности субъектами   реальной экономики, т.е. прежде всего темпами дальнейшего роста фондового рынка, и снижением уровня кредитного риска, а с другой стороны, прогрессом в вопросах законодательной защиты прав инвесторов, повышения эффективности развития рынка и деятельности его отдельных участников. На современном этапе развития российского финансового рынка, все еще относящегося к разряду формирующихся рынков, активные действия денежных властей оказывают серьезное влияние на его динамику. В зависимости от взгляда на эффективность их действий это может внушать ту или иную степень оптимизма.

 

     Список используемой литературы 

    1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Н.:ООО «ТК Велби», 2002.- 448 с.

    2  Абалкин Л. Качественные изменения и структура финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики.- 2000.- №2. - С.4-14.

    3 Абрамова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Н.: МД Юриспруденция, 2003. - 448 с.

    4  Вахрин П. И. Финансы: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 520 с.

    5  Воеводская Н. Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист. - 2003. - №8. - С. 47-52.

    6  Вьюгин О. Главная проблема- поглощение компаний// Российская газета.−2004. −20 июля. −Прил.: С.2.

    7  Карабинцев Д. А. Финансовый кризис в России: плата за интеграцию или особенности политической экономики // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2000. - №1. -С. 23-34.

    8  Костиков И. В. Российский финансовый рынок: барьеры на пути вперед // Экономические стратегии. - 2003. - №6. - С. 56-61.

    9  Миловидов В. Особенности национального финансового рынка // Рынок ценных бумаг. - 1998. - №23-24. - С. 3-5.

  1. Миляков Н. В. Финансы: Курс лекций. - М.: ИНФА - М, 2002. - 400 с.
  2. Мовесян А. Г. Финансовый рынок и системный подход к анализу рынка корпоративных  ценных бумаг // Деньги и кредит. -1998. - №4. - С. 46-52.
  3. Морозова Л. Новая стратегия финансового рынка// Российская газета. -2005. -12 апреля. - Прил.: С.5.
  4. Плескачевский В. Место саморегулирования в модели регулирования финансовых рынков // Рынок ценных бумаг. - 2003. - №20. - С. 32-34.
  5. Подвинская Е. С. Финансовые рынки и регулирование инфляционных процессов // Финансы. -  2000. - №7. - С. 15-18.
  6. Рыбин В. И. Методические основы реструктуризации финансовой системы России на рубеже XX - XXI вв. // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. -1999. - №5. - С. 3-14.
  7. Сайнон Вайн Мнимые и реальные проблемы России и российских финансовых рынков // Рынок ценных бумаг. - 2000.- №18. С. 7-10.
  8. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка// Вопросы экономики. −2003. −№7. −С.26-43.
  9. Суворов А. Деятельность российских и иностранных банков на финансовых рынках // Аудитор. - 1999. - №11. - С. 38-40.
  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 607 с.
  11. Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. М. В. Романовского. - М.: Издательство «Перспектива», 2000.- 520 с.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.  М. В. Романовского. - М.: Юрайт - М, 2001. - 543 с.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф.  Н. Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 448 с.
  14. Финансы и кредит. Серия «Высшее образование» / Под ред. А. П. Ковалева. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.
  15. Чекмарева Е. Н. Финансовый рынок и экономический рост // Деньги и кредит. - 2004. - № 8. С. 15-20.
  16. Чекмарева Е. Н. Финансовый рынок и политика денежных властей // Деньги и кредит. - 2003. - № 7. С. 42-46.
  17. Чекмарева Е. Н. Финансовый рынок в России в послекризисный период  // Деньги и кредит. - 2000. - № 3. С. 52-56.
  18. Шадрин А. Перспективы трансформации российского финансового рынка // Рынок ценных бумаг. -1999. - №1.- С. 32-36.
  19. Федеральная  служба по финансовым рынкам Internet resource: http://www.fcsm.ru

Информация о работе Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ