Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение состояния финансового рынка в РФ, освещение его основных проблем развития и путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
* изучение теоретических аспектов финансового рынка, а именно, определение его сущности и выявление основных видов и сегментов;
* изучения становления финансового рынка в России и характеристика его состояния в настоящее время;
* выявление основных проблем развития и поиск путей совершенствования финансового рынка в РФ.

Содержание

Введение 3
1
Понятие финансового рынка

5
1.1

Сущность и виды финансовых рынков

5
1.2

Основные сегменты финансового рынка

11
2

Характеристика финансового рынка РФ

20
2.1

Становление финансового рынка РФ

20
2.2

Развитие финансового рынка РФ В 2000-2004 г.г.

23
3

Основные проблемы и пути совершенствования финансового рынка РФ

38
3.1

Проблемы развития финансового рынка в РФ

38
3.2

Целевые ориентиры развития финансового рынка на период 2005-2008 г.г.

44
3.3

Политика государства в отношении финансового рынка РФ

46
Заключение

57
Список используемой литературы

60

Работа состоит из  1 файл

к.р. Финансы.rtf

— 2.35 Мб (Скачать документ)
  • доступ к рынку капиталов получат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. В результате кратно увеличится количество первичных размещений акций отечественных компаний на российском финансовом рынке;
  • существенно расширится ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями населению и сектору нефинансовых предприятий;
  • будут обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. В результате торговля основной долей российских активов будет осуществляться в российской юрисдикции;
  • разовьются и окрепнут институты коллективных инвестиций. Среди инвесторов на российском финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения;
  • существенно сократятся совокупные потери инвесторов от нарушения их законных прав и интересов.

    Все это будет способствовать росту емкости и устойчивости российского финансового рынка и повышению его роли в социально-экономическом развитии. Предполагается, что меры, предусмотренные настоящей Стратегией, позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами прироста валового внутреннего продукта. Повышение роли и уровня развития финансового рынка в период 2005-2008 гг. в результате реализации стратегии можно охарактеризовать следующими индикативными показателями:

    1) капитализация рынка акций по отношению к ВВП повысится с 40% до 50%;

    2) стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту повысится с 1,5 % до 3%;

    3) чистые активы паевых инвестиционных и акционерных фондов по отношению к капитализации рынка акций вырастут с 1% до 5%;

    4)  соотношение страховых премий и ВВП повысится с 3% до 5%;

    5) доля торговых операций российскими акциями на российских площадках составит не менее 70%.

    В результате ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения корпорациями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 10% инвестиций в основной капитал. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международных рынках капитала этот показатель достигнет уровня 25-30%. [29].

    Таким образом, государственными органами разработана программа развития финансового рынка страны на ближайшую перспективу. В ней определены основные цели и показатели финансового состояния страны в будущем и, как средство достижения их, направления деятельности государства

в отношении улучшения и динамичного роста финансового рынка России. 

    3.3 Политика государства в отношении финансового рынка РФ 

    Интересам социально-экономического развития России в наибольшей степени отвечает наличие конкурентного национального финансового рынка, способного играть активную роль в модернизации экономики. В пользу такого выбора говорит как мировой опыт, так и потенциальные масштабы роста экономики России.

    Исследования, обобщающие мировой опыт развития финансовых систем и их роль в социально-экономическом развитии национальных экономик, позволили сформулировать целый ряд аргументов в пользу развития эффективного финансового рынка с широким небанковским сектором:

  • существует тесная и устойчивая связь между уровнем развития финансового рынка и долгосрочными темпами экономического развития;
  • хорошо развитый финансовый рынок способствует росту эффективности общественного производства за счет повышения эффективности распределения капитала в рамках национальной экономики;
  • развитие финансового рынка и в первую очередь рынка акций способствует удлинению горизонта инвестиционных проектов, реализуемых в национальной экономике, способствует реализации долгосрочных проектов, в наибольшей степени влияющих на конкурентоспособность национальной экономики в отдаленном будущем;
  • уровень развития финансового рынка прямо влияет на стоимость ресурсов для развития: чем более развит финансовый рынок, тем более дешевые финансовые ресурсы могут привлекать компании;
  • развитый финансовый рынок наиболее сильное влияние оказывает на развитие высокотехнологичных отраслей и компаний, обеспечивающих технологическое лидерство для национальной экономики в мировом разделении труда, он выступает в качестве наиболее эффективного проводника инноваций в национальной экономике;
  • развитый финансовый рынок создает широкий круг финансовых инструментов облегчающих задачу управления макроэкономической стабильностью;
  • развитие небанковского сектора финансового рынка усиливает способность национальной экономики к адаптации при изменении внешних условий развития, что становится чрезвычайно актуально в условиях современной глобализации [23,С. 43].

    Важнейшим условием эффективной работы финансового рынка выступает формирование благоприятного инвестиционного климата в России. Под этим, прежде всего, понимаются стабильные правила ведения бизнеса и предсказуемость регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является, таким образом, комплексной задачей, в решении которого должны участвовать все органы государственной власти.

    Важнейшими направлениями государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата в среднесрочной перспективе должны стать:

  • обеспечение объективности и беспристрастности судебной системы в деле защиты прав собственности;
  • борьба с попытками использования государственного аппарата в целях реализации частных интересов в процессе экономической конкуренции; 
  • обеспечение прозрачности правил действия силовых структур в процессах их взаимодействия с субъектами экономики;
  • неукоснительное исполнение принципа неухудшения условий инвестирования для всех категорий инвесторов при развитии законодательной базы и принятии ведомственных нормативных актов.

    Главными направлениями государственной политики в реализации целевых ориентиров развития финансового рынка на период 2005-2008 гг. являются:

  1. создание необходимых предпосылок для формирования конкурентных институтов финансовой индустрии;
  2. укрепление законодательной базы защиты прав инвесторов. Снижение инвестиционного риска на финансовом рынке.
  3. реформа системы регулирования на финансовом рынке[29].

    Создание конкурентных институтов финансовой индустрии предполагает реализацию следующего комплекса мероприятий:

  1. Совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий.
  2. Повышения конкурентоспособности бирж и торговых систем.

    Как уже отмечалось, одной из проблем российского финансового рынка стала наиболее ярко обозначившаяся в 2003 году тенденция перемещения операций с российскими финансовыми активами (прежде всего, акциями) за границы Российской Федерации. Более того, современные тенденции на мировом рынке капитала свидетельствуют об активной концентрации финансовых операций на крупнейших мировых биржах и о беспрецедентном ужесточении конкурентной борьбы между торговыми системами и биржами, занимающимися организацией торговли на финансовых рынках. Все это ставит вопрос о повышении уровня конкурентоспособности российских организаторов торговли на финансовом рынке - бирж и иных торговых систем.

    Стратегия ставит целью сделать российские биржи и торговые системы основными центрами организованной торговли российскими финансовыми активами. Кроме того, для обеспечения их конкурентоспособности в глобальном масштабе необходимо создать систему стимулов концентрации на российских биржах операций с финансовыми активами других стран, тяготеющих в финансовом или экономическом плане к России. Это, в первую очередь, страны СНГ, а также некоторые восточно-европейские страны.

    Задача повышения доли российских торговых систем в торговле российскими финансовыми активами принципиально различна для тех секторов финансового рынка, на которых уже функционируют биржи или иные торговые системы, и тех секторов, на которых отсутствует организованный рынок.

    На секторах с уже существующими торговыми системами для повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли в торговле российскими финансовыми активами необходимы следующие меры:

  • совершенствование корпоративного управления биржами с целью повышения их инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и обеспечения прозрачности деятельности, в том числе и для потребителей услуг;
  • повышение роли торговых систем в предотвращении манипулирования рынком за счет предоставления им некоторых регулятивных функций;
  • обеспечение справедливости ценообразования за счет равенства доступа участников рынка и инвесторов к биржевым торгам, невозможности монопольного положения отдельных участников рынка, изменения системы отчета по внебиржевым сделкам.

    Для секторов, где целесообразно создание торговых систем, государственная политика должна предусматривать меры по стимулированию формирования инфраструктуры организованного рынка, в первую очередь торговых систем и бирж. Так, для формирования срочных бирж на товарном рынке могут быть приняты решения о проведении государственных закупок соответствующих товаров исключительно через эти биржи. Кроме того, в ряде случаев может потребоваться прямое участие государства в формировании биржи (например, в секторе нефти и нефтепродуктов).

    3) Повышение эффективности систем управления рисками участников рынка.

    Несмотря на то, что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены отдельные нормы и показатели для участников финансового рынка, целостная система надзора на финансовом рынке в России сегодня отсутствует. С учетом уровня рисков, присущих этому виду деятельности, создание такой системы является в настоящее время одной из приоритетных задач.

    Ключевая задача системы надзора на финансовых рынках состоит в том, чтобы прогнозировать и предупреждать накопление рисков как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом. При этом в отношении отдельных участников рынка ценных бумаг задача регулирующего и контрольного органа состоит в оценке риска ликвидности, присущего соответствующей организации для предупреждения возможных последствий неплатежеспособности, а также в уменьшении операционного риска путем введения эффективных процедур контроля за совершаемыми на рынке ценных бумаг сделками. 

    В среднесрочной перспективе предлагается перейти на индивидуализированный экспертный расчет норматива достаточности собственных средств профессиональных участников финансового рынка, исходя из объемов операционной деятельности, опыта работы на рынке, профессионализма персонала, качества риск- менеджмента, рейтинга надежности, соблюдения стандартов профессиональной деятельности, использования различных инструментов снижения рисков (страхование, резервирование,  участие в компенсационных фондах и пр.).

    В перспективе целесообразно установить единые принципы банкротства для всех финансовых  организаций - кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и т.д. Единые принцип банкротства позволят избежать необоснованного создания конкурентных преимуществ финансовых организаций, занимающихся различными видами деятельности, путем установления больших гарантий, предоставляемых их клиентам при банкротстве данного вида финансовых организаций.

    4) Развитие страховых институтов.

    Приоритетным направлением развития страховых институтов должно стать создание условий для развития рынка долгосрочного страхования жизни. Основными факторами, препятствующими развитию долгосрочного страхования жизни в России, помимо низкой капитализации страховых компаний, являются: отсутствие благоприятного налогового режима и развитой инфраструктуры продаж долгосрочных страховых продуктов.

    Проблема развития рынка долгосрочного страхования тесно взаимосвязана с регулированием инвестиционной деятельности страховых компаний.

    Недостаточное развитие страховой инвестиционной деятельности объясняется несколькими основными причинами. Во-первых, в отличие от западных страховых компаний, российские страховые организации еще не имеют значительных объемов средств, которыми можно оперировать в инвестиционной деятельности. Мизерные объемы реального долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования также не способствуют повышению инвестиционной активности. Во-вторых, краткосрочные инвестиции на фондовом рынке в России достаточно рискованны, а выбор надежных фондовых инструментов ограничен. Гарантированную доходность и ликвидность обеспечивают лишь государственные долговые обязательства, ценные бумаги естественных монополий и финансовых институтов с государственным участием. Негативное влияние этих факторов подтверждается статистическими данными. Так, если в 2000 г. удельный вес инвестиций в структуре активов составлял в России 51,2 %, в 2001 г. - 49,3 %, то в  2002 г. он составил уже 42 %, а в 2003 г. - 40,7 %, т.е. за четыре года снижение почти на 10 % [29].

Информация о работе Особенности и проблемы развития финансового рынка в РФ