Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы как основы финансов государства.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Введение…………………………………………………………………………………….….2
Глава 1. Налоговые доходы государства:
1.1.Функции налогов…………………………………………………………………………3
1.2.Классификация налогов………………………………………………………..…….….4
1.2.Налоговые поступления в бюджет государства…………..………………...................6
1.3. Использование налоговых доходов……………………………………………..…….10
Глава 2.
2.1. Поступление налогов в 2009 году…………………………………….……………….15
2.2.Информационное агентство РОСБАЛТ о поступлении налогов в 2009 году..…..20
2.3.В Москве снижен налог на имущество…………………………………..……………21
Заключение………………………………………………………………………………...…23
Список использованной литературы……………………………………………………..24
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Налоговые доходы государства:
1.1.Функции налогов……………………………………………………………
1.2.Классификация налогов………………………………………………………..
1.2.Налоговые поступления в бюджет государства…………..……………….......
1.3. Использование налоговых доходов……………………………………………..…….1
Глава 2.
2.1. Поступление налогов в 2009 году…………………………………….……………….15
2.2.Информационное агентство РОСБАЛТ о поступлении налогов в 2009 году..…..20
2.3.В Москве снижен налог на имущество…………………………………..………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
-Налоги,- объяснил богатый папа.- Если ты
зарабатываешь, с тебя взимают налоги.
Если ты тратишь деньги, с тебя тоже взимают налоги.
Если ты копишь деньги, если ты умираешь – с тебя
всегда взимают налоги.
(Р.Кийосаки «Богатый папа, Бедный папа»)
Введение.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.
Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.
Целью работы является изучение налоговой системы как основы финансов государства.
Глава 1. Налоговые доходы государства.
1.1.Функции налогов.
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги – определяющий источник процветания любой страны.
Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% дохода, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям.
Кроме того, налоги опосредованно (через систему льгот и санкций) воздействуют на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.
Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.
Таким образом, посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налоговая политика выполняет шесть важнейших функций, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.
Фискальная функция – основная, формирует доходы посредством налогов и сборов, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
Экономическая функция – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения.
Социальная функция – осуществляется через снижение налогообложения разных сумм доходов различных слоев населения. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Экологическая функция – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов.
Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Международная функция – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
1.2.Классификация налогов.
Введение налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономической и социальной системы государства. Недаром С.Фишер[1] указывал, что «налоги – это наша плата за цивилизованность общества».
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение искомому понятию:
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).
По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Один из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям, представлен далее.
1.По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реального полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2.В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только согласно решению, принятому на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
3.По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4.В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими илцами.
5.По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательств.
6.По прядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
7.По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются по сроку, определенному нормативными актами;
периодично-календарные налоги, которые в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:
-включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
-включаются в цену продукции;
-относятся на финансовый результат;
-уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
-финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
-удерживаются из доходов работника.
1.3.Налоговые поступления в бюджет государства.
Система налогов – это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные налоги); местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2010 в налоговой системе действует 12 налогов и сборов (в том числе 8 -федеральных, 3 – региональных, 1 – местных) и 4 специальных налоговых режима.