Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.
Расчет
финансовой цены поддержки уровня государственного
пенсионного обеспечения в
Если
в качестве такого уровня будет принят
прожиточный минимум
, (1)
где:
– дополнительные средства,
которые необходимы для
– численность пенсионеров, получающих государственные пенсии i-го вида, чел.;
– прожиточный минимум пенсионеров, руб./мес.;
– средний размер
i – индекс вида государственной пенсии (i=1, 2,…, n-1, n).
Если в качестве данного уровня принимается не прожиточный минимум, а некоторая величина от него, то формула (1) записывается в виде:
, (1а)
где:
K – Коэффициент повышения прожиточного минимум (например 1, 5; 2; 2, 5 и т.д.).
В
соответствии с данным алгоритмом проведем
соответствующие расчеты на примере
отдельных категорий
Величина дополнительных средств на некоторые виды государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2001 году.
Вид государственной пенсии | При установлении
размера государственного пенсионного обеспечения на уровне | ||||
прожиточного минимума | 1,5 прожиточных минимумов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | По старости:
– численность получателей, тыс. чел. – средний размер назначенных пенсий, руб./мес. – расчетная величина затрат на выплату пенсий по старости, млрд. руб. – прожиточный минимум пенсионера, руб./мес. – дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд. руб. |
23227 1254,9 349,8 1144 0 |
23227 1254,9 349,8 1144 128,5 | ||
2 | По инвалидности:
– численность получателей, тыс. чел. – средний размер назначенных пенсий, руб./мес. – расчетная величина затрат на выплату пенсий по инвалидности, млрд. руб. – прожиточный минимум пенсионера, руб./мес. – дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд. руб. |
4031 940,4 45,5 1144 9,8 |
4031 940,4 45,5 1144 37,5 | ||
3 | По случаю потери
кормильца:
– численность получателей, тыс. чел. – средний размер назначенных пенсий, руб./мес. – расчетная величина затрат на выплату пенсий по случаю потери кормильца, млрд. руб. – прожиточный минимум пенсионера, руб./мес. – дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд. руб. |
2588 668,9 20,8 1144 14,8 |
2588 668,9 20,8 1144 32,5 | ||
4 | Социальные:
– численность получателей, тыс. чел. – средний размер назначенных пенсий, руб./мес. – расчетная величина затрат на выплату социальных пенсий, млрд. руб. – прожиточный минимум пенсионера, руб./мес. – дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд. руб. |
1400 631,7 10,6 1144 8,6 |
1400 631,7 10,6 1144 18,2 | ||
ИТОГО дополнительных
затрат по 4–м видам государственного
пенсионного обеспечения:
– млрд. руб. – в % к фактической величине выплаченных пенсий – в % к ВВП |
33,2 7,0 0,4 |
216,7 45,7 2,4 |
Результаты расчетов, которые приведены в таблице 3, позволяют сделать вывод о наличии вполне определенных экономически обусловленных «разумных» границ поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения. Например, доведение размеров государственных пенсий до прожиточного минимума не потребует значительного роста государственных расходов. В то же время повышение их до 1,5 прожиточного минимума повлечет увеличение этих расходов приблизительно на 50%. Обеспечение таких выплат неизбежно потребовало бы реструктуризации государственных расходов в пользу системы государственного пенсионного обеспечения (не будем специально останавливаться на ее структуре). Следовательно, получаем дополнительное подтверждение стратегической верности выбранного направления пенсионной реформы в Российской Федерации, предусматривающей упреждающее (на страховой основе) формирование ресурсов на выплату государственных пенсий.
С принятием в декабре 2001 г. пакета из трех федеральных законов – «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» – в стране началась пенсионная реформа. В уже созданной ими части законодательной базы пенсионной сферы существуют определенные регламенты поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения.
Речь идет о механизме индексации пенсий. Рассмотрим вначале механизм индексации трудовых пенсий. Так, в статье 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ данный механизм определен применительно к отдельным элементам трудовой пенсии (напомним, что эта пенсия складывается из трех составляющих – базовой, страховой и накопительной).
Пункт 6 данной статьи установил, что: «размер базовой части (выделено авторами) трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год». Таким образом, здесь отсутствуют четкие критерии индексации, а она, по существу, является неформализованной процедурой, поскольку законодатель в том же пункте установил, что «коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации».
Еще
одна проблема, которую законодатель
попытался решить в рассматриваемом
пункте, связана с поэтапным
Аналогичен и предложенный механизм индексации страховой части трудовой пенсии (подпункты 1–3 пункта 7 статьи 17 закона), однако, в отличие от индексации ее базовой части, предусматривается использовать элементарную модель, в качестве ограничения в которой выступает рост цен за каждый календарный квартал. В зависимости от количественного значения этого ограничения возможно использование одного из трех регламентов индексации:
1)
при росте цен за каждый
календарный квартал не менее
чем на 6% индексация проводится
ежеквартально с 1-го числа
второго месяца очередного
2) при меньшем росте цен, но не менее чем на 6% за полугодие, индексация проводится 1 раз в 6 месяцев (с 1 августа и 1 февраля, если индексация в течение соответствующего полугодия не проводилась в соответствии с пунктом 1);
3)
при меньшем росте цен
Однако,
как и в случае с индексацией
базовой части трудовой пенсии, количественные
параметры индексации страховой
ее части также не определены. В
подпункте 4 пункта 7 статьи 17 закона установлено,
что «коэффициент индексации размера
страховой части трудовой пенсии
определяется Правительством Российской
Федерации, исходя из уровня роста цен
за соответствующий период». Из этого
положения не вытекает, что уровень
индексации страховой части трудовой
пенсии должен обязательно соответствовать
росту цен: де-факто правительство
должно его только учитывать. Кроме
того, введено еще одно ограничение,
заключающееся в том, что этот
коэффициент индексации «не может
превышать коэффициент
Еще
одна возможность индексации страховой
части трудовой пенсии связана с
динамикой среднемесячной заработной
платы в стране (подпункт 5 пункта
7 статьи 17) закона, которым установлено,
что «если годовой индекс роста»
последней «превысит суммарный
коэффициент произведенной
В пункте 9 статьи 17 закона установлен также механизм индексации накопительной части трудовой пенсии, которая производится с годовой периодичностью с 1 июля года, следующего за годом ее назначения или перерасчета «с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости». Однако данная проблема в настоящее время не является актуальной, поскольку первые выплаты накопительной части трудовой пенсии будут произведены в стране не ранее 2012 г.
Специальные механизмы индексации приняты в отношении пенсий, которые назначаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Статьей 25 этого закона установлено, что такие пенсии индексируются следующим образом:
Используя
некоторые допущения (в тех случаях,
когда количественные критерии индексации
законодателем не были определены),
оценим возможные финансово-
Результаты первого года действия механизма индексаций, которые были установлены пакетом пенсионных законов в декабре 2001 года, приведены в таблице 4.
В 2002 году индексация пенсий проводилась с 1 февраля и с 1 августа, в то время как индексации с 1 мая и с 1 ноября не осуществлялись. Это соответствует законодательно определенным условиям индексации, поскольку индекс потребительских цен в соответствующих кварталах (I и III) был ниже 6% (5,4% и 1,2%). Тем не менее, проведенных индексаций оказалось достаточно для того, чтобы повысился не только номинальный, но и реальный размер назначенных месячных пенсий. Если потребительские цены в стране в 2002 году увеличились на 15,1%, то пенсии – на 27,8%. Таким образом, следует признать, что в результате проведенных индексаций рост среднего размера назначенных месячных пенсий оказался выше роста потребительских цен. Например, следствием проведенной индексации с 1 августа 2002 года стало повышение средних размеров назначенных месячных пенсий в августе по сравнению с февралем (месяцем предыдущей индексации) на 10,3%, в то время как потребительские цены в марте – августе 2002 года увеличились на 5,4%, т.е. почти в 2 раза меньше.