Пенсионная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНсы курсовая 2.docx

— 94.48 Кб (Скачать документ)

          Страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере.

          Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа - это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа - это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. А также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.

          Основанием для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового обеспечения, из которых первые три - страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

          В целях финансового обеспечения страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует бюджет денежных средств.

К составлению  бюджета Пенсионного фонда России предъявляются следующие требования:

   - бюджет должен составляться страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

   - при формировании бюджета на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств, не включаемых в состав временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда России.

          Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных

          Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо, составляет 14%. Страховой взнос  8% (для лиц 1967 года рождения и моложе) - формирует страховую часть трудовой пенсии, страховой взнос 6% - формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного лица.

          Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

          Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние годы довольно часто происходило на практике.

          Законом о государственном пенсионном обеспечении Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей, порядок и условия признания граждан инвалидами, порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации, перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации.

          В бюджете Пенсионного фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2008 году в объеме 117,7 млрд. рублей.

          Таким образом, организация пенсионными фондами дополнительного пенсионного обеспечения является целью оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, а также граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в особых условиях труда. Главным критерием для установления дополнительного пенсионного обеспечения пенсионными фондами является наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране. 

2. Финансовые аспекты пенсионной реформы

    2.1. Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.

 

     С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных  трудовых и социальных пенсий как  лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально  ошибочных тезисов, которые стали  своеобразными ловушками для  общественного сознания, повлиявшими  в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства  в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.

     Тезис (ловушка) 1. Уровень пенсионного обеспечения в стране крайне низок, и пенсионеры в своей массе являются бедными.

     Имеющиеся данные государственной статистической отчетности (табл. 1) не подтверждают данного тезиса. Напротив, гораздо более острой социальной проблемой для страны стала повышенная вероятность попадания в состав малоимущих бедных экономически активных граждан и молодежи.

     В наиболее благоприятном положении  оказались, как это можно было предположить и априори, работающие пенсионеры, имеющие возможность  получать наряду с трудовыми пенсиями заработную плату. Доля малоимущих среди них оказалась в 2000 г. почти в 2 раза ниже доли малоимущих среди населения в целом, а доля крайне бедных – почти в 3 раза ниже.

     Уровень малообеспеченности и бедности среди  неработающих пенсионеров, естественно, выше, чем среди работающих пенсионеров. Вместе с тем в целом по данной их категории он оказался ниже, чем  среди всего населения. Так, в 2000 г. доля малоимущих среди них оказалась  ниже среднего показателя по стране в  целом на 25%, а доля крайне бедных – соответственно на 43%. Относительно достаточным (на фоне сложившихся макроэкономических показателей) был уровень государственных  трудовых пенсий у пенсионеров по старости: соответствующие доли нуждающихся  и крайне бедных были ниже средних  показателей по стране в целом  на 36 и 45%.

                                                                                                       Таблица 1.

Относительная бедность среди пенсионеров  в Российской Федерации1

Категория населения, период наблюдений Доля  среди данной категории населения (%) Отношение доли малоимущих и крайне бедных среди  данной категории населения к  доле малоимущих и крайне бедных для  населения страны в целом
  малоимущих* крайне бедных** малоимущих крайне бедных
1 2 3 4 5
Все население        
1998 г. 37,8 9,8 1,00 1,00
1999 г. 50,2 16,8 1,00 1,00
2000 г. 40,0 10,3 1,00 1,00
Получатели  государственных пенсий, из них:        
1. Работающие  пенсионеры         
1998 г. 15,9 2,7 0,42 0,28
1999 г. 25,0 5,2 0,50 0,31
2000 г. 18,2 3,1 0,46 0,30
2. Неработающие  пенсионеры        
1998 г. 25,4 5,1 0,67 0,52
1999 г. 39,5 10,1 0,79 0,60
2000 г. 30,1 5,9 0,75 0,57
в том числе:        
2.1. Пенсионеры по  старости        
1998 г. 21,7 3,9 0,57 0,40
1999 г. 35,1 8,2 0,70 0,49
2000 г. 25,7 4,6 0,64 0,45
2.2. Пенсионеры по  инвалидности        
1998 г. 41,9 11,5 1,11 1,17
1999 г. 53,7 18,1 1,07 1,08
2000 г. 43,8 11,3 1,10 1,10
2.3. Пенсионеры по  случаю потери  кормильца         
1998 г. 48,6 12,6 1,29 1,29
1999 г. 62,2 22,7 1,24 1,35
2000 г. 51,0 12,7 1,28 1,23
2.4. Получатели социальных  пенсий         
1998 г. 38,9 7,9 1,03 0,81
1999 г. 45,4 14,5 0,90 0,86
2000 г. 49,7 12,9 1,24 1,25

*К малоимущим  относится население (домашние  хозяйства) со среднедушевыми  доходами ниже величины прожиточного  минимума.

**К крайне  бедным относится малоимущее  население (домашние хозяйства)  с уровнем располагаемых ресурсов  в 2 и более раз ниже величины  прожиточного минимума.

     Сложнее оказалась ситуация с получателями так называемых социальных (не трудовых) пенсий, в состав которых, помимо собственно «социальных пенсионеров», входят получатели пенсий по инвалидности и пенсий по случаю потери кормильца. Доля малообеспеченных и крайне бедных среди них в 2000 году была выше, чем среди населения страны в целом. При этом следует отметить, что государству удавалось поддерживать относительно приемлемый уровень жизни инвалидов, в то время как уровень жизни получателей других категорий социальных пенсий действительно был заметно (приблизительно на 1/4) ниже, чем в стране в целом.

     Финансово-экономический  кризис 1998 году принципиально не изменил соотношение между уровнями материального благополучия пенсионеров и населения страны в целом. После резкого роста в 1999 году доли малоимущих и крайне бедных в 2000 году в большинстве случаев произошло ее менее резкое сокращение. В результате в 2000 году доли обеспеченных и крайне бедных домохозяйств в стране, в том числе и среди пенсионеров, оказались выше, чем в 1998 году.

     Тезис (ловушка) 2. Пенсионеры в состоянии выйти из бедности (нуждаемости) только в том случае, если они будут проживать в семьях, где другие члены семей имеют относительно высокие уровни доходов.

     Результаты  обследования бюджетов домашних хозяйств в 1990-е годы не подтвердили и этот тезис. Например, в декабре 1996 года удельный вес домашних хозяйств с денежными доходами ниже прожиточного минимума среди домашних хозяйств одиноких пенсионеров составил 6%, в то время как среди домашних хозяйств без детей в целом – 15,7%.

     Этот  тезис опровергается также и  данными Таблицы 1, на основании которых можно сделать вывод о том, что некоторые из категорий пенсионеров не только не являются «замыкающим» звеном, или аутсайдерами, по размеру получаемых доходов в домохозяйствах, но, напротив, выступают в роли их лидеров.

     Тезис (ловушка 3). Поскольку уровень нуждаемости (бедности) пенсионеров в России ниже уровня нуждаемости (бедности) населения страны в целом, постольку мероприятия по индексации размеров государственных пенсий не должны рассматриваться в качестве безусловного приоритета социальной политики.

Информация о работе Пенсионная реформа в России