Пенсионная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНсы курсовая 2.docx

— 94.48 Кб (Скачать документ)

     Данный  тезис с идеологической точки  зрения является прямо противоположным  тезисам 1–2 и в принципе имеет  право на существование, если принимать во внимание сложившиеся пропорции в экономике и социальной сфере страны.

     Однако, согласно данным той же государственной  статистической отчетности (Таблица 2, График 1), уровень жизни пенсионеров в его абсолютном измерении (как соотношение между размерами государственных пенсий и прожиточного минимума пенсионеров) в России остается низким. В 2001 году отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к прожиточному минимуму пенсионера оказалось меньше 1 и не вышло на докризисный уровень, когда его значение стабильно превышало 1.

                                                                                                      Таблица 2.

Отношение размеров государственных  пенсий к прожиточному минимуму пенсионеров  в Российской Федерации

Год Отношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) к:
  прожиточному  минимуму пенсионера среднему размеру  начисленной заработной платы
1 2 3
1992 1,169 0,260
1993 1,381 0,339
1994 1,286 0,356
1995 1,010 0,398
1996 1,160 0,382
1997 1,132 0,340
1998 1,147 0,360
1999 0,702 0,295
2000 0,764 0,312
2001 0,895 0,316
2002* 1,021 0,312

  *По  данным сборника Госкомстата  «Социально-экономическое положение  России. Январь – февраль 2003 года».  М., 2003. 

  

График 1. Динамика относительного размера назначенной месячной пенсии в Российской Федерации 

     В посткризисный период также ухудшилось соотношение между средней назначенной  месячной пенсией и средней начисленной  заработной платой. В 1993–1998 годах средняя пенсия составляла не менее 1/3 средней заработной платы, что считалось достаточно разумным показателем. В течение 3-х посткризисных лет значение этого показателя после провала в 1999 году (на 6,5 п.п.) стало постепенно повышаться, но так и не достигло упомянутой 1/3.

     Таким образом, проблема поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения  в Российской Федерации действительно  существует.

    2.2. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

 

     Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).

     С 2002 года предлагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты  базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального налога в  части, перечисляемой в ПФР, с  одновременным введением тарифов страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемых федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

     Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

     Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по пенсионному страхованию данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

     При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться  налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными  обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

     За  счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться  за счет страховых взносов и инвестиционного  дохода, учтенных на специальной части  индивидуального лицевого счета.

     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При  этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Предполагается  также введение в течение 2001 года системы зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированных  платежей для лиц, относящихся к  самозанятому населению в целях  обеспечения их права на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных  в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который  призван обеспечить безусловное  выполнение обязательств государства  перед застрахованными лицами при  изменениях  демографических и  макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении  профицита бюджета ПФР.

     Средства  накопительного резерва могут также  формироваться за счет части доходов  от размещения временно свободных средств.

     Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:

    • изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 году среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;
    • реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;
    • обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;
    • изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы, фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;
    • законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.

     При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:

     1. Ввести для самозанятого населения  в течение 2001 года взамен уплаты части единого налога на вмененный доход и единого социального налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.

     С учетом новой схемы платежей в  ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части  пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.

     2. Индексацию пенсионных выплат  в распределительной части пенсионной  системы осуществлять таким образом,  чтобы к 2010 году размер трудовой пенсии достиг 125-140% прожиточного минимума пенсионера.

     3. На основе актуарных расчетов  осуществлять ежегодную корректировку  шкалы единого социального налога  с тем, чтобы поступления средств  в ПФР обеспечивали сбалансированность  бюджета Фонда. 

     4. Начиная с 2002 года приступить к формированию обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии за счет введения тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда и довести к 2010 году тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части, направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     5. Осуществить поэтапный переход  к финансированию досрочных пенсий, назначаемых за работу с особыми  условиями труда в период до  достижения их получателями общеустановленного  пенсионного возраста, за счет  средств, уплаченных по обязательному  дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить  финансирование обязательств ПФР  перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода  на пенсию до достижения общеустановленного  пенсионного возраста.

     Учитывая  начало формирование в государственном  пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.

     В рамках перераспределения обязательств, по уплате страховых взносов на накопительную составляющую трудовой пенсии, в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица, будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.

Информация о работе Пенсионная реформа в России