Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.
Данный тезис с идеологической точки зрения является прямо противоположным тезисам 1–2 и в принципе имеет право на существование, если принимать во внимание сложившиеся пропорции в экономике и социальной сфере страны.
Однако, согласно данным той же государственной статистической отчетности (Таблица 2, График 1), уровень жизни пенсионеров в его абсолютном измерении (как соотношение между размерами государственных пенсий и прожиточного минимума пенсионеров) в России остается низким. В 2001 году отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к прожиточному минимуму пенсионера оказалось меньше 1 и не вышло на докризисный уровень, когда его значение стабильно превышало 1.
Отношение размеров государственных пенсий к прожиточному минимуму пенсионеров в Российской Федерации
Год | Отношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) к: | |
прожиточному минимуму пенсионера | среднему размеру начисленной заработной платы | |
1 | 2 | 3 |
1992 | 1,169 | 0,260 |
1993 | 1,381 | 0,339 |
1994 | 1,286 | 0,356 |
1995 | 1,010 | 0,398 |
1996 | 1,160 | 0,382 |
1997 | 1,132 | 0,340 |
1998 | 1,147 | 0,360 |
1999 | 0,702 | 0,295 |
2000 | 0,764 | 0,312 |
2001 | 0,895 | 0,316 |
2002* | 1,021 | 0,312 |
*По
данным сборника Госкомстата
«Социально-экономическое
График
1. Динамика относительного
размера назначенной
месячной пенсии в Российской
Федерации
В
посткризисный период также ухудшилось
соотношение между средней
Таким образом, проблема поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации действительно существует.
Модель
формирования государственного пенсионного
страхования с поэтапным
С 2002 года предлагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифов страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемых федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездный обязательный платеж, имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по пенсионному страхованию данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
При
этом правильность начисления и перечисления
страховых взносов будет
За
счет сумм единого социального налога,
зачисляемых в федеральный
За
счет сумм страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации
будет осуществляться финансирование
выплаты страховой части
Накопительная
часть трудовой пенсии будет финансироваться
за счет страховых взносов и
Порядок
финансирования пенсий, которые выплачиваются
за счет средств федерального бюджета,
не меняется и остается прежним. При
этом если при переходе на новую
пенсионную систему размер установленной
пенсии (в том числе инвалидам
и семьям, потерявшим кормильца) превысит
величину базовой части трудовой
пенсии, разница покрывается за счет
средств Пенсионного фонда
Предполагается
также введение в течение 2001 года
системы зачисляемых в
Для
обеспечения финансовой устойчивости
системы обязательного
Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.
Основными
факторами, обеспечивающими стабилизацию
финансового положения
При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:
1.
Ввести для самозанятого
С учетом новой схемы платежей в ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.
2.
Индексацию пенсионных выплат
в распределительной части
3.
На основе актуарных расчетов
осуществлять ежегодную
4. Начиная с 2002 года приступить к формированию обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии за счет введения тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда и довести к 2010 году тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части, направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
5.
Осуществить поэтапный переход
к финансированию досрочных
Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.
В
рамках перераспределения