Пенсионная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНсы курсовая 2.docx

— 94.48 Кб (Скачать документ)

         По динамике расходной части бюджета ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие статьи:

   1. «Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941-1945 годов» - 62444,3 %. Выплаты по данной статье выросли с 12 млн. руб. в 2008 году до 25 млрд. в 2010 году.

   2. «Межбюджетные трансферты» - 3366,7 %

   3. «Реализация функций в области государственной политики» - 834,8 %.

          Отрицательная динамика наблюдалась по следующим статьям:

   1. «Реализация государственных функций в области социальной политики» -68,8%

   2. «Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» - 73,01%

   3. «Оказание социальной помощи» - 75,33 %.

          Максимальное значение было отмечено в 2008 году, оно составило 29,62%, а минимальное в 2010 году (25,63%). В период с 2009 года по 2010 год наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.

          Наибольшую долю в доходах Фонда за 2008 год составляет сумма страховых взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2009 год. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2009 год равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.

          Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2008 года. В 2009 году - составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2008 года, а в 2010 году эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть, сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом.

          Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2010 год. Данный показатель за 2010 год снизился на 47,01% по сравнению с 2008 годом, однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2009 году, а в 2010 году ее величина увеличилась.

          Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2008 года по 2010 год имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2010 году. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2009 год и 2008 год на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2009 году доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2008 года и на 2,38% больше значения 2010 года.

          Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2010 год. Данный показатель увеличился в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

          Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2010 году они увеличились на 3,98% по сравнению с 2008 годом. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

          Размер прочих поступлений в 2008 году составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2009 году - 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2010 году - 4,68 млрд. руб. или 4,53%.

          Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2010 году по сравнению с 2008 годом он снизился на 0,3% и в 2010 по отношению к 2009 году он снизился на 3,57%. 

  1. Проблемы  пенсионной системы  РФ и пути их решения.
 

В бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  в качестве основных задач, на которых  необходимо сосредоточиться при  формировании и реализации бюджетной  стратегии, названо определение  стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом  отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства  в сфере пенсионного и других видов государственного социального  страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения  о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».

Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение  при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение  указанных проблем важно для  обеспечения экономического и социального  развития страны в целом и ее регионов.

1. Государство  должно четко определить уровень  гарантий и ответственности, которые  оно может взять на себя  в процессе пенсионного обеспечения  граждан, создав условия для  формирования их пенсионных накоплений  в рамках частно-государственного  партнерства, как с участием  работодателей, так и самих  граждан.

Одновременно  должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед  теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в  старости - нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей  по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой  части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного  на основе современных представлений  о социальных стандартах качества жизни  населения.

2. Полноценный  эффект от реализации пенсионной  реформы можно ожидать через  20-30 лет при условии, что достижение  этого результата будет запрограммировано  законодательством, принятым на  долгосрочный период. Однако ухудшение  ситуации в этой сфере может  произойти гораздо быстрее и  нанести невосполнимый социальный  и экономический ущерб, поэтому  государство, с одной стороны,  должно срочно предпринять ряд  внятных мер, направленных на  изменение ситуации, а население,  с другой стороны, должно осознать, что оно само ответственно  за свою спокойную старость.

3. Модернизируя  распределительную часть государственной  системы трудовых пенсий, следует,  прежде всего, преодолеть зависимость  бюджета ПФР от субсидий из  федерального бюджета. Одним из  обсуждаемых вариантов является  полная передача ответственности  за выплату базовой пенсии  федеральному бюджету и изменение  структуры тарифа пенсионных  взносов; постепенный (в течение  15-20 лет) отказ от распределительной  страховой части и полная замена  ее в долгосрочной перспективе  на накопительное обязательное  пенсионное страхование, осуществляемое  через частные финансовые институты.  В этом случае базовая часть  трудовой пенсии, уравнительная  по своей природе, будет выплачиваться  через ПФР, и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны. (Предлагаемая модель требует широкой дискуссии.)

4. Важным  направлением решения пенсионных  проблем должно стать создание  и развитие региональных накопительных  пенсионных систем как эффективной  технологии пенсионного обеспечения  граждан, которые, учитывая региональные  особенности, должны послужить,  с одной стороны, улучшению  качества жизни пенсионеров в  ближайшей перспективе, а с  другой стороны, способствовать  социально-экономическому развитию  регионов, путем направления, на эти цели сформированных в них ресурсов.

5. Государство  должно заинтересовать работодателей  участвовать в пенсионном обеспечении  своих работников. С этой целью  необходимо предоставить налоговые  льготы и иные формы стимулирования  для добровольных корпоративных  пенсионных программ, а также  упорядочить их правовое регулирование.

6. Требует  перестройки сложившаяся система  инвестирования пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии. Инвестирование 94% всех пенсионных  накоплений в государственные  ценные бумаги не может считаться  нормальной ситуацией. Задачи, поставленные  при создании накопительной системы,  могут быть решены только при  условии широкого привлечения  негосударственных пенсионных фондов  и частных управляющих компаний, осуществляющих инвестирование  в реальный сектор экономики.

7. Необходимо  возродить централизованное руководство проведения пенсионной реформы, обеспечив координацию действий всех участвующих в реформе министерств и ведомств и последовательную реализацию принципов проведения реформы.

8. Одним  из важнейших результатов реформы  должна стать перестройка массового  сознания. Сегодня уровень информированности  людей о сущности и целях  реформы недостаточен. Необходимо  убедить граждан, что достойный  уровень жизни человека в старости  есть предмет его заботы на  протяжении всей жизни, что  достойное будущее создается  собственными руками, а задачей  государства в вопросе пенсионного  обеспечения является создание  условий для формирования соответствующих пенсионных накоплений и некоторого минимального уровня пенсий.

9. Следует  разъяснять населению необходимость  и целесообразность накопительных  принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в  добровольной части. Государство,  со своей стороны, может также  использовать рычаги материального  стимулирования граждан к участию  в накопительных системах - как  через налоговые льготы, так и  через выплату субсидий некоторым  категориям граждан, формирующих  свои пенсионные накопления. 
 
 

 

Заключение

 

          В конце 20 века в мировой экономике стали активно осуществляться пенсионные реформы. Стратегия реформирования пенсионного обеспечения сводится к переходу от распределительной пенсионной системы к накопительной пенсионной системе.

          Тактика пенсионной реформы в  той или иной стране зависит  от ее специфических исторических  политических и финансовых условий.  Пенсионная реформа в любой стране обусловлена характером демографических тенденций, делающих бесперспективным сохранение распределительного пенсионного механизма. Помимо демографических проблем в разных странах существуют финансовые, организационные и прочие проблемы, которые в еще большей степени обуславливают актуальность осуществления пенсионной реформы. В России весь этот комплекс проблем стоял и стоит особенно остро, что определило важность и своевременность постановки вопроса о проведении пенсионной реформы.

          Пенсионная система России является одной из важнейших составляющих не только социальной политики. Но и экономики в целом. Переход России к рыночной экономике потребовал реформирования пенсионной системы, преобразования патерналистской системы государственного пенсионного страхования, способную самостоятельно, без участия государства, адаптироваться к циклическому характеру рыночного развития.

          В результате пенсионной реформы 2002 года были решены несколько приоритетных задач:

  1. В целях обеспечения государственной гарантии минимального уровня обеспечения доходов пенсионера в составе трудовой пенсии выделена базовая часть.
  2. В целях усилении дифференциации размера трудовой пенсии в прямой зависимости от трудового вклада (уплаченных страховых взносов в составе трудовой пенсии) выделена страховая (условно-накопительная) часть.
  3. Реформирована тарифная политика путем разграничения источников финансирования разных составляющих трудовой пенсии: 14% от ставки ЕСН (единых страховых взносов с 2010) направлялись на цели пенсионного обеспечения для зачисления в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии, а остальные 14% - на финансирование страховых составляющих трудовой пенсии.
  4. Формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет части тарифа страхового взноса в размере 6% и 14% (начиная с 2008 года) для поколения застрахованных лиц1967 г. р. и моложе.

Информация о работе Пенсионная реформа в России