Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.
По динамике расходной части бюджета ПФР можно сказать, что наибольшее темпы роста имели следующие статьи:
1. «Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941-1945 годов» - 62444,3 %. Выплаты по данной статье выросли с 12 млн. руб. в 2008 году до 25 млрд. в 2010 году.
2. «Межбюджетные трансферты» - 3366,7 %
3. «Реализация функций в области государственной политики» - 834,8 %.
Отрицательная динамика наблюдалась по следующим статьям:
1. «Реализация государственных функций в области социальной политики» -68,8%
2. «Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» - 73,01%
3. «Оказание социальной помощи» - 75,33 %.
Максимальное значение было отмечено в 2008 году, оно составило 29,62%, а минимальное в 2010 году (25,63%). В период с 2009 года по 2010 год наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2008 год составляет сумма страховых взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2009 год. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2009 год равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2008 года. В 2009 году - составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2008 года, а в 2010 году эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть, сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом.
Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2010 год. Данный показатель за 2010 год снизился на 47,01% по сравнению с 2008 годом, однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2009 году, а в 2010 году ее величина увеличилась.
Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2008 года по 2010 год имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2010 году. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2009 год и 2008 год на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2009 году доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2008 года и на 2,38% больше значения 2010 года.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2010 год. Данный показатель увеличился в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.
Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2010 году они увеличились на 3,98% по сравнению с 2008 годом. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.
Размер прочих поступлений в 2008 году составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2009 году - 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2010 году - 4,68 млрд. руб. или 4,53%.
Проанализируем изменение данного показателя
по структуре. В 2010 году по сравнению с
2008 годом он снизился на 0,3% и в 2010 по отношению
к 2009 году он снизился на 3,57%.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве основных задач, на которых необходимо сосредоточиться при формировании и реализации бюджетной стратегии, названо определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. В рамках обеспечения сбалансированности бюджетной системы Президентом отмечено, что, прежде всего, это касается выполнения «обязательств государства в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования» и что особое внимание «следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. В частности, необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера».
Участники слушаний определили несколько ключевых тезисов, которые должны получить отражение при разработке стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы. Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны в целом и ее регионов.
1. Государство
должно четко определить
Одновременно
должно быть обеспечено выполнение государством
всех принятых на себя обязательств перед
теми, кто уже не может влиять
на уровень своего обеспечения в
старости - нынешними пенсионерами,
в том числе проведение опережающей
по сравнению с инфляцией
2. Полноценный
эффект от реализации
3. Модернизируя
распределительную часть
4. Важным
направлением решения
5. Государство
должно заинтересовать
6. Требует
перестройки сложившаяся
7. Необходимо
возродить централизованное
8. Одним
из важнейших результатов
9. Следует
разъяснять населению
В конце 20 века в мировой экономике стали активно осуществляться пенсионные реформы. Стратегия реформирования пенсионного обеспечения сводится к переходу от распределительной пенсионной системы к накопительной пенсионной системе.
Тактика пенсионной реформы в
той или иной стране зависит
от ее специфических
Пенсионная система России является одной из важнейших составляющих не только социальной политики. Но и экономики в целом. Переход России к рыночной экономике потребовал реформирования пенсионной системы, преобразования патерналистской системы государственного пенсионного страхования, способную самостоятельно, без участия государства, адаптироваться к циклическому характеру рыночного развития.
В результате пенсионной реформы 2002 года были решены несколько приоритетных задач: