Пенсионная реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
- проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
- определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
- отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
- оценена динамика государственных пенсий.

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНсы курсовая 2.docx

— 94.48 Кб (Скачать документ)

                                                                                                        Таблица 4.

Динамика  средних размеров назначенных месячных пенсий и их соотношение  с индексом потребительских  цен в Российской Федерации в 2002–2003 гг.

Индекс  потребительских цен Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. В % к предшествующему  месяцу Индекс роста  потребительских цен Отношение индекса  среднего размера назначенных месячных пенсий к индексу роста потребительских  цен (гр.3:гр.4)
1 2 3 4 5
2002 г.        
Январь 1241 1,085 1,031 1,052
Февраль 1323 1,066 1,012 1,053
Март 1329 1,005 1,011 0,994
I квартал 1298 1,135* 1,054* 1,077
Апрель 1332 1,002 1,012 0,990
Май 1334 1,002 1,017 0,985
Июнь 1337 1,002 1,005 0,997
I – II квартал 1334 1,167* 1,090* 1,071
Июль 1340 1,002 1,007 0,995
Август 1459 1,089 1,001 1,088
Сентябрь 1461 1,001 1,004 0,997
I – III квартал 1420 1,241* 1,103* 1,125
Октябрь 1461 1,000 1,011 0,989
Ноябрь 1461 1,000 1,016 0,984
Декабрь 1462 1,000 1,015 0,985
I – IV квартал 1462 1,278* 1,151* 1,110
2003 г.        
Январь 1464 1,001 1,024 0,978
Февраль 1501** 1,025 1,016 1,009
Январь-февраль 1483 1,013*** 1,040*** 0,974

* К декабрю  2001 года.

** Предварительные  данные.

*** К  декабрю 2002 года.

Источник: Социально-экономическое положение России (статистические сборники Госкомстата России за различные периоды).

     Следует ли из этого, что индексации пенсий проводились с определенным опережением? Для этого необходимо проанализировать количественные параметры каждой из двух проведенных до конца 2002 года индексаций.

     При проведении первой индексации (февраль 2002 года) учитывалось, что потребительские цены во втором полугодии 2001 года (первый период, за который проводилась индексация в соответствии с новым законодательством) возросли на 5,3%. В результате индексации средний размер назначенных месячных пенсий в феврале 2002 года оказался больше, чем в декабре 2001 года на 15,6%. Следовательно, эта индексация была проведена с заметным опережением.

     Однако  вторая индексация (август 2002 года) была проведена уже без опережения. В этом месяце средний размер назначенных месячных пенсий по сравнению с июнем повысился на 9,1%, в то время как потребительские цены в первом полугодии 2002 года (второй период, за который проводилась индексация) возросли также на 9,1%.

     Третья  индексация проводилась с 1 февраля 2003 года и вызвала значительные расхождения между экспертами в оценке ее содержания и последствий. Действительно, потребительские цены во втором полугодии 2002 года (третий временной интервал, который должен был анализироваться в качестве возможного периода индексации) увеличились на 5,5%. В то же время средний размер назначенных месячных пенсий в феврале 2003 года оказался больше по сравнению с декабрем 2002 года всего на 1,3%, или на 39 руб. Однако данная ситуация не противоречит принятому в декабре 2001 года пенсионному законодательству, согласно которому, как уже отмечалось, при росте цен меньшем, чем на 6% за полугодие, индексация проводится 1 раз в год с 1 февраля. С 1 февраля 2003 года была проиндексирована базовая часть трудовой пенсии: если на момент вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1 января 2002 года), она составляла 450 руб. в месяц, то с 1 февраля 2003 года – 554 руб. в месяц, или на 23,1% больше. В результате базовая часть трудовой пенсии оказалась недоиндексированной, поскольку, как это видно из таблицы 4, потребительские цены в Российской Федерации в 2002 году увеличились на 27,8%. При соответствии этих показателей размер базовой части трудовой пенсии должен был бы составить не 554 руб., а 575 руб. в месяц.

     Оценивая  действующий механизм индексации трудовых пенсий, можно сказать, что в принципе он носит, с одной стороны, достаточно предсказуемый характер с точки  зрения сроков проведения индексаций. С другой стороны, анализ уже проведенных  индексаций свидетельствует, что сам  их размер остался неформализованной  величиной, что подтвердило высказывавшиеся  нами ранее предположения о значительной роли субъективных факторов при осуществлении индексаций.

     Обратимся теперь к уже упоминавшемуся еще  одному основанию для индексации страховой части трудовой пенсии, связанному с обеспечением ее соответствия динамике среднемесячной заработной платы  в стране. В 2002 году средняя заработная плата в стране повысилась на 36,2%, в то время как средний размер назначенных месячных пенсий, определенный как совокупность всех их составных частей, увеличился на 27,8%. Следовательно, основание для индексации страховой части трудовой пенсии с 1 апреля 2003 года, по-видимому, сохранялось. Предполагаемый размер ее индексации был определен в 12,6%2.

     Последняя величина на самом деле связана с  законодательно установленным ограничением индексации размера страховой части  трудовой пенсии индексом роста доходов  Пенсионного фонда в расчете  на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий. По расчетам пенсионного фонда, в 2002 г. этот рост составил 30,7%. Однако ранее  произведенные индексации обусловили принятие к зачету не этой величины, а только 12,6%.

     В целом установленный порядок  индексации различных составных  частей государственных трудовых пенсий, как это показано на графике 2, несколько  изменил динамику роста среднего размера назначенных месячных пенсий. Так, видно, что если соответствующая  кривая в 2001 году имела ступенчатый характер (на ней четко видны 3 ступени, соответствующие февралю, маю и августу), то в 2002 году очевидны только 2 ступени, соответствующие индексациям, которые на основе положений действующего законодательства были проведены с 1 февраля и с 1 августа. 
 
 
 
 

  1. Анализ  деятельности пенсионного  фонда (2008-2010 годы).
 

3.1. Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008-2010 гг. 

          Бюджет Пенсионного Фонда РФ  за рассматриваемый период, согласно  Федеральным Законам о бюджете  Пенсионного Фонда РФ, имеет стабильный  профицитный характер и положительную  динамику около 123 %. На практике  же средств Пенсионного Фонда  не хватает для обеспечения  пособиями и пенсиями всех  категории пенсионеров. Если проанализировать  разделы и статья доходов Пенсионного  Фонда РФ, то такое положение  вещей становиться более понятным.

          Доходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ состоит из двух основных разделов - это «Доходы» и «Безвозмездные платежи», так вот на второй раздел приходиться более половины всех финансовых поступлений в ПФР в 2009-2010 годах, а 2008 году - 43 % соответственно. Динамика данного раздела стабильная и положительная. Основные поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, который также имеет профицитный характер, в результате поднявшихся цен на энергоносители. Если цены данной категории ресурсов упадут, то вряд ли Федеральный бюджет сможет ассигновать Пенсионный Фонд в прежнем объеме. Незначительную долю в разделе «безвозмездные поступления» занимает статья «безвозмездные поступления от негосударственных организации» - около 0,0015 % от общего объема доходов ПФР, и имеет тенденцию к снижению. За последние годы темп роста составил 27,54 %.

          Что касается доходов непосредственно Пенсионного Фонда РФ, основным в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды».  Включает следующие статьи: «Страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии» (имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов ПФР); «Страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «Фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «Фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «Дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2008 году доля данного подраздела 45,7 %, в 2009 году - 54,7 %, в 2010 году - 46 %.

          Наименьший удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы: «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» - 0,01 % в 2009 году, в 2008 году - 0,009 %; «Прочие неналоговые доходы» - 0,002 % в 2010 году, 0,004 % в 2009 году и 0,006 % в 2008 году; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» - в 2010 году - 0,0004%, в 2009 году - 0,0002%.

          Наибольшую положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:

   1. «Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии» - 3724,33 %;

   2.«Налоги на совокупный доход» - 336,19 %;

   3. «Фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии» - 182,82%.

          Отрицательную динамику показали такие подразделы:

   1. «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» - 33,3 %;

   2. «Безвозмездные поступления от негосударственных организаций» - 27,5 %;

   3. «Прочие неналоговые поступления» - 23,3 %. 

3.2. Расходы бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008-2010 гг.

          Расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95 %. Расходы ПФР на 2008 год составили 1486631 млн. руб., на 2009 год - 1779402 млн. руб., а на 2010 год - уже 2113161 млн. руб. и включает следующие основные разделы: «Общегосударственные расходы», «Образование», «Межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».

          Раздел «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «Взносы в международные организации», «Обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0004 % в расходах.

          Раздел «Образование» включает расходы фонда на «Переподготовку и повышение квалификации» и «Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,003 % в расходах бюджета ПФР.

          Раздел «Межбюджетные трансферты» составляет незначительную часть в расходах фонда, около 0,0045%, за последние два года рассматриваемого периода,  2008 году - 0,007%, а в 2009 году - 0,002 %. Расходы по данному разделу составляли в 2008 году 10 млн. руб., в 2009 году - 57 млн. руб., а в 2010 году - 1 млрд. руб.

          Основной раздел расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ - «Социальная политика», который занимает 99,99 %. Динамика по разделу составляет, в среднем, за рассматриваемый период, 123 %.

          Данный раздел включает следующие подразделы: «Научные исследования в области социальной политики» (на его долю приходиться 0,002 % от общей суммы расходов); «Реализация государственных функций в области социальной политики» - 0,12 % и подраздел «Пенсионное обеспечение», которое в общей сумме расходов Пенсионного Фонда РФ занимает в среднем 99,87 % и в абсолютном выражении составляет в 2008 году - 1,4 млн. руб., в 2009 году - 1.7 млн. руб., а в 2010 году - 2,1 млн. руб.

          Самой объемной является статья «Реализация функций в области социальной политики» - 8,4 % от общей суммы всех расходов ПФР. Она включает следующую классификацию: «Ежемесячные денежные выплаты ветеранам» - в среднем за рассматриваемый период 1,99 % от общей суммы расходов фонда; «Ежемесячные денежные выплаты инвалидам» - 5,36 %; «Ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» - 0,37 %; «Ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» - 0,04 %; «Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941-1945 годов» - 0,47 %.

Информация о работе Пенсионная реформа в России