Прибыль коммерческого предприятия и методы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание

исследовать экономическое содержание прибыли, ее сущность и виды выработать пути повышения прибыли на примере конкретного предприятия ООО «Орбита»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Экономическая сущность прибыли ......................................... 5
1.1. Сущность и виды прибыли .............................................................. 5
1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли ................................. 14
1.3. Методы повышения прибыли ....................................................... 18
ГЛАВА 2. Анализ прибыли ООО «Орбита» ........................................... 21
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ......... 21
2.2. Экономический анализ динамики прибыли ООО «Орбита»...... 24
2.3. Методы повышения прибыли ООО «Орбита»............................. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.49 Кб (Скачать документ)

Поскольку не вся валовая  прибыль может облагаться налогом  на прибыль, выделяют прибыль, облагаемую налогом, и прибыль налогом не облагаемую. Прибыль, облагаемая налогом, представляет собой валовую прибыль предприятия, уменьшенную (увеличенную) в соответствии с положениями предусмотренными законодательством РФ. Прибыль, не облагаемая налогом – часть валовой прибыли предприятия, с которой налог на прибыль не взимается. В практике коммерческой деятельности различают и другие виды прибыли. Среди них можно выделить:

- Операционную прибыль, то есть прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг;

- Прибыль от обычной деятельности;

- Прибыль, получаемая от внереализационных операций;

- Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

- Прибыль от основной деятельности;

- Прибыль к распределению; 

- Прибыль, причитающаяся акционерам;

- Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

- Нераспределенная прибыль;

- Консолидированная прибыль;

- Номинальная прибыль;

- Реальная прибыль;

- Недополученная прибыль и т. д.

Прибыль от реализации продукции  определяется как разница между  выручкой от реализации продукции без  налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей и затратами на производство и  реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции. [24, с.34-35] Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется федеральным законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и покупной стоимостью товаров и издержками обращения, приходящимися на проданные товары.

Прибыль от основной деятельности представляет собой часть валовой  прибыли, полученной от деятельности, объем которой занимает ведущее  место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации. 
 Прибыль от обычной деятельности включает в себя, кроме прибыли от реализации, часть внереализованной прибыли. 

К внереализованной прибыли, входящей в состав прибыли от обычной  деятельности, относится разность между  процентами, полученными и процентами уплаченными, доходы от участия в  других организациях и разность между  прочими операционными доходами и расходами. Прибыль от обычной  деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. При определении последнего показателя для целей налогообложения учитывается  разница (превышение) между продажной  ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества  с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства  Российской Федерации, увеличенной  на индекс инфляции, исчисленный в  порядке, установленной Правительством Российской Федерации.

Прибыль от прочих внереализационных  операций формируется как разность между прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. В прочие внереализационные доходы включается кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы и убыток как безнадежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке в результате инвентаризации. [10, с. 34-35] В состав внереализационных расходов включаются суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; долги не реальные для взыскания; присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению причиненных убытков; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году и т. п.

Прибыль к распределению (чистая прибыль) это часть валовой  прибыли, остающаяся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей за счет прибыли. Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, - это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия. [21, с.34-35]

Нераспределенная прибыль, - это часть чистой прибыли, за вычетом  резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.

Консолидированная прибыль  – это прибыль, полученная с учетом финансовых результатов, зависимых  от дочерних предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансовых взаимоотношениях с материнским  предприятием.

Номинальная прибыль –  это сумма, фактически полученной прибыли  в действующих ценах, не учитывающая  размер инфляции.

Реальная прибыль –  это номинальная прибыль, скорректированная  на уровень инфляции. Она позволяет  оценить покупательскую способность  полученной предприятием номинальной  прибыли.

Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую  могло бы получить предприятие при  более выгодном использовании принадлежащих  ей ресурсов или в случае полного  использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль  может являться результатом неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т.д.

В коммерческой практике могут  применяться и иные показатели прибыли  предприятия, название и экономическое  содержание которых определяется самим  предприятием, исходя из взглядов на способы  оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли  от реализации тех или иных товаров  и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся  между собой показатели прибыли. Основные виды прибыли изображены на схеме формирования прибыли предприятия (рис. 1.).

Выручка от реализации


Себестоимость




Управленческие и коммерческие расходы



Валовая прибыль 





Прочие доходы и расходы


Прибыль от продаж





Налог на прибыль


Прибыль до налогообложения





Чистая  прибыль



 

Рис. 1. Схема формирования прибыли предприятия

 

 

 

 

 

1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли

Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. [11, с. 34-35]

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем  реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного  финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли  предприятия. [26, с.34-35] Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость  природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. [24, с. 34-35]

Количественно в структуре  цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно  сказывается на росте прибыли  при прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с  повышением технического уровня  производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);

- показатели, связанные с  улучшением организации труда  и управления (совершенствование  организации, обслуживания и управления  производством, сокращение затрат  на управление, сокращение потерь  от брака, улучшение организации  труда).

Основными задачами анализа  себестоимости продукции являются:

- установление динамики  важнейших показателей себестоимости;

- определение затрат на  рубль товарной продукции;

- выявление резервов снижения  себестоимости.

Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления  отклонений, определения состава  элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. [4, с. 34-35] Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Зависимость величины прибыли  от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения  остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли  получит предприятие. Величина нереализованной  продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями  реализации продукции. Во-первых, емкость  данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции  больше, чем реализовать, из-за неэффективной  сбытовой политики. Кроме этого, в  нереализованных остатках готовой  продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении  из расчета упущенной будущей  прибыли. В целях увеличения прибыли  предприятие должно принять соответствующие  меры по сокращению остатков нереализованной  продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли  зависит не только от количества и  качества произведенной и реализованной  продукции, но и уровня применяемых  цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются  самими предприятиями в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной  продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру  себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

Получение определенной массы  прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса прибыли  не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого  необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям  отвечает показатель рентабельности.

Информация о работе Прибыль коммерческого предприятия и методы ее повышения