Принципы государственного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание

Государственные и муниципальные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Внутренняя экономика стран в соответствии с системой национальных счетов, как уже отмечалось в первой главе, подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квази – корпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Роль и основные принципы формирования государственных финансов.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

       Рычагами  государственного воздействия при  налогообложении являются налоговые  ставки и льготы, оказывающие влияние  на объем производства, предложение  и спрос на отдельные виды товаров  и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

       Благоприятное воздействие государственных финансов на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования  доходов и расходования финансовых ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условий для экономического роста, стабильности производства и повышение уровня и условий жизни населения. Позитивное воздействие на производство, накопление капитала и развитие человеческого капитала является одной из центральных задач государственных финансов.

       Выполняемые государством функции и экономическая политика зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансирования экономических расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т.д. в диапазоне от всеохватывающей планово – распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое и второе является крайностью. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной. В ней взаимодействуют государственной и частной секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах социально ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либерализацию экономики.

       Наряду  с увеличением доли государственных  расходов в ВВП в развитых странах  увеличивается доля расходов органов  государственного управления.

       Рост  государственных расходов связан с рядом факторов. Государство вынуждено усиливать свое участие в таких сферах, как здравоохранение и образование, где частный капитал проявляет недостаточную активность. Усложнение социальной и экономической жизни требует увеличения расходов государства на содержание общественного порядка. Развитие науки и новых технологий создает необходимость концентрации для реализации новых проектов крупных ресурсов, для чего требуется сознание огромных акционерных корпораций с государственным участием. Вместе с тем попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как и в развитых странах, обречены на провал и, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.

       Проблема  соответствия роли государства его  экономическому и финансовому потенциалу решается путем корректировки сферы  обязанностей государства, сужения  или расширения сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться  на основе изменения  финансируемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов.

       Сложной проблемой уменьшения объема благ, предоставляемых государством населению, является опасность усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество, и прежде всего наименее обеспеченная его часть, восприняло эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную вынужденную меру, носящую временный характер.

       Государственные финансы обслуживают государство  как систему организации органов власти, управляющих жизнью общества. Поскольку существование государства и его атрибутов являются необходимостью, постольку решения, принимаемые органами государственной власти по вопросам государственных финансов являются обязательными для исполнения. В политическом отношении государственные финансы являются фактором воспроизводства и развития существующих институтов и структур государственного управления, сложившихся традиций государственного устройства. Посредством финансов реализуются функции государства, и оказывается воздействие на экономическое и социальное развитие. Поэтому рассмотрение бюджета и других государственных финансовых фондов всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии,  приходя к власти, реализуют свои цели посредством формирования и утверждения финансовых планов в соответствии со своими стратегическими целями в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику.

       Институциональный охват (границы сферы  государственных  финансов)

       Основные  принципы формирования государственных финансов позволяют ограничить их от финансов других секторов экономики, определяют их структуру, связанную с уровнями управления, принципы систематизации финансовых операций, а также понятия категории, используемые в этой сфере.

       Границы сферы государственных финансов определяются кругом институциональных  единиц, относящихся к органам  государственного управления. Поэтому рассмотрение государственных финансов связано в первую очередь с определением сектора государственного управления, т.е. сектора экономики, финансы которого принадлежат анализу, и с его ограничением от других секторов экономики. Систему государственного управления страны составляют создаваемые в результате политических процессов органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных институциональных управленческих единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления.

       Институциональная единица является первичным звеном организации государственных финансов. Она также составляет основу построения системы национальных счетов. Выбор институциональных единиц в качестве первичного звена обусловлено тем, что она располагает всей документацией, необходимых для формирования системы национальных счетов и государственных финансов. В институциональных институтах формируется полные комплексы счетов, позволяющие определять полные потоки средств и составлять балансы активов и пассивов. Это создает предпосылки для интеграции потоков средств с наличием активов и пассивов. Институциональные единицы органов государственного управления – это институциональные единицы, основным видом деятельности которых является выполнение функции государственного управления. Это означает, что они выполняют функции законодательной, судебной и исполнительной власти.

       Сектор  государственного управления отличается от других секторов экономики по методу финансирования затрат, средства для которых собираются с помощью обязательных налогов и сборов от институциональных единиц других секторов экономики. Государственные органы управления, как правило, осуществляют свои функции не в целях извлечения финансовой или иной коммерческой выгоды. В том случае, когда ими осуществляются операции коммерческие по всей природе, целью этих операций не является получение прибыли.

       Границы сектора государственных финансов. Исходной точкой организации государственных финансов является, установление институциональны единиц и видов деятельности, относящихся к сектору государственного управления. Основным критерием при отграничении институциональных единиц и видов деятельности, относящихся к сектору государственного управления. Основным критерием при отграничении сектора государственного управления от других секторов экономики являются функции сектора государственного управления. Институциональные единицы, выполняющие эти функции в качестве основной деятельности, входят в состав сектора государственного управления не потому, что их деятельность отражается в бюджете или других государственных финансовых планах, а вследствие самого характера этой деятельности. Учреждения и организации финансируются государством, поскольку они выполняют функции государственного управления.

       Следует различать понятие «государственный сектор» и «сектор государственного управления». Понятие «государственный сектор» определяется с позицией прав собственности на имущество, а не выполняемых функций. При этом объединяется сектор государственного управления, а также принадлежащие ему или контролируемые им нефинансовые или контролируемые им нефинансовые и финансовые государственные предприятия и учреждения согласно системе национальных счетов относятся к государственному сектору, однако не рассматриваются в качестве органов государственного управления, а их финансы не являются финансами органов государственного управления. При распределении по секторам экономики такие единицы относятся соответственно к сектору нефинансовых корпоративных предприятий или составляют часть сектора финансовых учреждений.

       Нефинансовые  государственные предприятия занимаются производством и реализацией  тех видов товаров и услуг, которые, как правило, производятся частными предприятиями. Они функционируют на коммерческой основе. В связи с этим в финансы сектора государственного управления должны включаться финансовые показатели, связаннее с производственной деятельностью, осуществляемой принадлежащими государству или контролируемыми им корпоративными и квазикорпоративными единицами или единицами, реализующую свою продукцию в больших масштабах. Крупной сферой деятельности нефинансовых государственных предприятий являются отрасли естественных монополий, оборотные предприятия и др.

       Также не относится к государственным  финансам финансовая деятельность принадлежащих  государству финансовых учреждений, заключающаяся в одновременном  принятии обязательств и приобретении финансовых активов на рынке капитала, принятие срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования или выполнения функций органов кредитного регулирования. Финансовые операции, осуществляемые органами государственного управления также рассматриваются в системе государственных финансов как операции, относящиеся к сектору финансовых учреждений.

       Функциями такого рода являются кредитно – денежное регулирование, управление международными резервами, прием переводных депозитов до востребования, прием срочных и сберегательных вкладов, одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала. Все операции, связанные с осуществлением таких функций, не входят в состав операций сектора государственного управления и должны отражаться в составе операций сектора финансовых учреждений.

       Исключение  таких финансовых функций из сектора  государственного управления необходимо для более полного и четкого  представления результатов финансовой деятельности собственно государственных  органов управления, которые выражаются также в форме их операций с финансовым сектором, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.

       Разграничение системы государственных финансов с кредитно – денежным регулированием позволяет правильно оценить роль сектора государственного управления в регулировании кредитно – денежного обращения и платежного баланса, а также разграничивать финансирование дефицита (или использования активного сальдо) платежного баланса и финансирование государственных органов. Поэтому функции органов кредитно-денежного регулирования, выполняемые как центральным банком, так и правительственными органами, рассматриваются как выполняемые финансовым сектором экономики.

       В сектор финансовых учреждений входят следующие подсекторы: органы денежно-кредитного регулирования (центральный банк), коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Вместе с тем исходя из особенностей России относятся к сектору государственного управления. Необходимость включения Пенсионного фонда в систему органов государственного управления  диктуется следующими соображениями:

  • Пенсионный фонд в России обеспечивает доходами все население по достижении им пенсионного возраста, а взносы в него осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;
  • Операции Пенсионного фонда являются составной частью государственной политики и спряжены с перераспределением доходов и инфляцией.

          По аналитическим  соображениям в России к государственным  финансам относят также фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

          Отнесение к сектору  государственного управления некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, осуществляется зависимости  от того, кто их финансирует и контролирует. В состав сектора государственного управления включается некоммерческие учреждения, полностью или большой частью финансируемые и контролируемые органами государственной власти, которые могут участвовать в их создании. Государственное финансирование может иметь форму членских взносов или других трансфертов, а государственный контроль может заключаться в организации эффективной деятельности организаций. Некоммерческие организации,  существующее на частые и добровольные взносы и подконтрольные государству, относятся к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Проблемы разграничения могут касаться больниц, учебных заведений и некоторых других видов организаций.

          Основными институциональными единицами, относящимися к сектору государственного управления, к сектору государственного управления, являются законодательные и исполнительные органы государственной власти различных  уровней, государственные внебюджетные фонды, посольства, представительства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом.

          В соответствии с  выше изложенным государственным финансам относятся федеральный бюджет, бюджеты  регионов и государственные внебюджетные фонды. В тоже время существенную роль выполняют различные государственные  автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируется ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобринаии – треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем. В России к таким фондам относится государственный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и государственные фонды обязательного медицинского страхования, концентрирующие около трети всех средств государственных финансов.

Информация о работе Принципы государственного финансирования