Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:09, контрольная работа
Государственные и муниципальные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Внутренняя экономика стран в соответствии с системой национальных счетов, как уже отмечалось в первой главе, подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квази – корпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.
Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное
воздействие государственных
Выполняемые государством функции и экономическая политика зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансирования экономических расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т.д. в диапазоне от всеохватывающей планово – распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое и второе является крайностью. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной. В ней взаимодействуют государственной и частной секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах социально ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либерализацию экономики.
Наряду с увеличением доли государственных расходов в ВВП в развитых странах увеличивается доля расходов органов государственного управления.
Рост государственных расходов связан с рядом факторов. Государство вынуждено усиливать свое участие в таких сферах, как здравоохранение и образование, где частный капитал проявляет недостаточную активность. Усложнение социальной и экономической жизни требует увеличения расходов государства на содержание общественного порядка. Развитие науки и новых технологий создает необходимость концентрации для реализации новых проектов крупных ресурсов, для чего требуется сознание огромных акционерных корпораций с государственным участием. Вместе с тем попытки стран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объем товаров и услуг, как и в развитых странах, обречены на провал и, кроме вреда, ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономического потенциала страны.
Проблема
соответствия роли государства его
экономическому и финансовому потенциалу
решается путем корректировки сферы
обязанностей государства, сужения
или расширения сферы его ответственности.
Такая корректировка может
Сложной проблемой уменьшения объема благ, предоставляемых государством населению, является опасность усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество, и прежде всего наименее обеспеченная его часть, восприняло эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную вынужденную меру, носящую временный характер.
Государственные
финансы обслуживают
Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
Основные принципы формирования государственных финансов позволяют ограничить их от финансов других секторов экономики, определяют их структуру, связанную с уровнями управления, принципы систематизации финансовых операций, а также понятия категории, используемые в этой сфере.
Границы сферы государственных финансов определяются кругом институциональных единиц, относящихся к органам государственного управления. Поэтому рассмотрение государственных финансов связано в первую очередь с определением сектора государственного управления, т.е. сектора экономики, финансы которого принадлежат анализу, и с его ограничением от других секторов экономики. Систему государственного управления страны составляют создаваемые в результате политических процессов органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных институциональных управленческих единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления.
Институциональная
единица является первичным звеном
организации государственных
Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики по методу финансирования затрат, средства для которых собираются с помощью обязательных налогов и сборов от институциональных единиц других секторов экономики. Государственные органы управления, как правило, осуществляют свои функции не в целях извлечения финансовой или иной коммерческой выгоды. В том случае, когда ими осуществляются операции коммерческие по всей природе, целью этих операций не является получение прибыли.
Границы
сектора государственных
Следует
различать понятие «
Нефинансовые
государственные предприятия
Также не относится к государственным финансам финансовая деятельность принадлежащих государству финансовых учреждений, заключающаяся в одновременном принятии обязательств и приобретении финансовых активов на рынке капитала, принятие срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования или выполнения функций органов кредитного регулирования. Финансовые операции, осуществляемые органами государственного управления также рассматриваются в системе государственных финансов как операции, относящиеся к сектору финансовых учреждений.
Функциями такого рода являются кредитно – денежное регулирование, управление международными резервами, прием переводных депозитов до востребования, прием срочных и сберегательных вкладов, одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала. Все операции, связанные с осуществлением таких функций, не входят в состав операций сектора государственного управления и должны отражаться в составе операций сектора финансовых учреждений.
Исключение
таких финансовых функций из сектора
государственного управления необходимо
для более полного и четкого
представления результатов
Разграничение
системы государственных
В сектор финансовых учреждений входят следующие подсекторы: органы денежно-кредитного регулирования (центральный банк), коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Вместе с тем исходя из особенностей России относятся к сектору государственного управления. Необходимость включения Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями:
По аналитическим соображениям в России к государственным финансам относят также фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Отнесение к сектору государственного управления некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, осуществляется зависимости от того, кто их финансирует и контролирует. В состав сектора государственного управления включается некоммерческие учреждения, полностью или большой частью финансируемые и контролируемые органами государственной власти, которые могут участвовать в их создании. Государственное финансирование может иметь форму членских взносов или других трансфертов, а государственный контроль может заключаться в организации эффективной деятельности организаций. Некоммерческие организации, существующее на частые и добровольные взносы и подконтрольные государству, относятся к сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Проблемы разграничения могут касаться больниц, учебных заведений и некоторых других видов организаций.
Основными институциональными единицами, относящимися к сектору государственного управления, к сектору государственного управления, являются законодательные и исполнительные органы государственной власти различных уровней, государственные внебюджетные фонды, посольства, представительства, консульства и другие государственные учреждения за рубежом.
В соответствии с
выше изложенным государственным финансам
относятся федеральный бюджет, бюджеты
регионов и государственные внебюджетные
фонды. В тоже время существенную
роль выполняют различные
Информация о работе Принципы государственного финансирования