Принципы государственного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание

Государственные и муниципальные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Внутренняя экономика стран в соответствии с системой национальных счетов, как уже отмечалось в первой главе, подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квази – корпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Роль и основные принципы формирования государственных финансов.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

      Источники использования денежных средств

Потоки  денежных средств  в связи с операционной деятельностью
Поступление денежных средств  от операционной деятельности
Налоги 
Взносы/отчисления на социальные нужды
Гаранты
Другие  операции
Выплаты денежных средств  для проведения операционной деятельности
Оплата  труда работников
Покупка товаров и услуг
Проценты
Субсидии
Гаранты
Социальные  пособия
Другие  платежи
Чистый  приток средств от операционной деятельности
Потоки  денежных средств  в связи с вложениями в нефинансовые

активы

Покупка нефинансовых активов
Основные  фонды
Стратегические  запасы
Ценности
Непроизводственные  активы
Продажа нефинансовых активов
Основные  фонды 
Стратегические  запасы
Ценности 
Непроизводственные  активы
Профицит/дефицит  денежных средств
Потоки  денежных средств  в связи с операциями по финансированию
Чистое  приобретение финансовых активов помимо денежных средств
Внутреннее 
Внешнее
Чистое  принятие обязательств
Внутреннее
Внешнее
Чистый  приток денежных средств  от операций по финансированию
Чистое  изменение в запасах  денежных средств
 

     Данные  об источниках и использование денежных средств отличаются от данных об операциях органов государственного управления за счет двух основных факторов. В источниках и использовании денежных средств не отражаются потребление основного капитала, условно начисляемые операции в натуральном выражении, не сопровождающиеся денежными поступлениями и выплатами. Кром того, разница возникает в силу различий в моменте учета операций. При использовании метода начислений покупка товаров и услуг отражается в момент перехода права собственности, а при кассовом методе – в момент поступления или платежа. 

     Баланс  активов и пассивов

  Начальный баланс активов и пассивов Заключительный  баланс активов и пассивов
Чистая  стоимость активов    
Нефинансовые  активы    
Финансовые  активы    
Итого активов    
Обязательства    
 

     Стоимость активов в каждый данный момент как их рыночная стоимость, т.е. на основе цены, которую пришлось бы за него уплатить на дату стоимостной оценки. Некоторые виды активов бывает трудно оценить по рыночной стоимости. В этих случаях приходятся ограничиваться только финансовыми активами.

     Бюджетное планирование

     Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально – экономической  политикой государства. В процессе бюджетного планирования определяется финансовая политика, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете, источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.

     Бюджетное планирование влияет на распределительные  процессы в экономике. От него, в  частности, зависят масштабы и пропорции  перераспределения доходов предприятий различных форм собственности, секторов и отраслей экономики, размеры их накоплений, величина подоходного налога, поступающие из доходов населения, доля поступлений от предприятий и населения в доходах бюджета. Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планирования является определение пропорций федерального бюджета из бюджетов субъектов федерации в общем объеме доходов  расходов консолидированного бюджета.

     Система финансовых планов по длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).

     Годовые финансовые планы представляют сбой финансовые плены на предстоящий  год. Основными показателями проекта  бюджета являются общий объем доходов, общий объем расходов и  дефицит бюджета. Наряду с общим объемом доходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам, подгруппам и статья классификации доходов. Общий объем доходов бюджета должен быть распределен по главным получателям бюджетных средств соответствии с ведомственной классификаций. В расходах выделяются также средства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощи бюджетом других уровней управления. В отношении дефицита федерального бюджета, кроме его общего размера, в проекте определяются источники финансирования за счет  внутренних заимствований, верхний предел государственного долга на 1 января следующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственного внешнего долга. В проекте бюджета определяется также объемы кредитов, предоставляемых иностранным государствам, международным организациям и иностранным юридическим лицам.

     Перспективный (среднесрочный) финансовый план. В развитых странах в последние десятилетия осуществляется переход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план является прогнозно-аналитическим  документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего (укрупненного) бюджета. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения. В России в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 гг., принятой постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249, также налаживается составление перспективного финансового плана. Он формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально – экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Он содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план РФ разрабатывается на три года (включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетом с уточненного среднесрочного прогноза социально – экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовое финансовое планирование со среднесрочным.

     Целью разработки перспективного финансового  плана является:

  • Определение предполагаемых среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы;
  • Комплексное прогнозирование финансовых разрабатываемых реформ, программ, законов;
  • Выявление необходимости  и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
  • Отслеживание долгосрочных негативных тенденций для современного принятия соответствующих мер.

     Среднесрочное финансовое планирование в России не лишнего недостатков.

     При разработке среднесрочного (трехлетнего) финансового плана отдельно для  каждого года утверждается лишь годовой бюджет. Данные на три года носят справочный характер и при составлении годовых бюджетов каждый раз разрабатываются заново. В результате теряется предсказуемость бюджетных ассигнований на трехлетний период и подрывается основа трехлетнего планирования для бюджетополучателей. Очевидно, в перспективе среднесрочный финансовый план должен приобрести статус законодательно утверждаемого документа. Для этого должен быть разработан порядок и методология ежегодной корректировки ранее принятых проектировок, определены приоритеты среднесрочной государственной политики и обеспечена увязка с ними среднесрочного финансового плана.

     Выделяемые  бюджетные средства формируются  на основе корректировки величины бюджетных  ассигнований прошлых лет при крайне слабом учете ведущих направлений развития в соответствии с приоритетами государственной и региональной экономической политики.

     Практически не используется механизм выделения  средств на основе определения целей, результатов использования выделенных ресурсов и оценки финансовой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти ориентирована в основном на освоение выделенных бюджетных ассигнований, в то время как ее следует ориентировать на достижение существенных социально-экономических результатов по приоритетным направлениям. В связи с этим Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 гг., предусмотрено «смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и главных распорядителей и получателей (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формирование общей суммы ассигнований (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитов ассигнований с их ежегодной корректировки в рамках среднесрочного финансового плана, формирование общей суммы ассигнований (глобального бюджета) на выполнение определенных функций и программ. Таким образом, повышается предсказуемость объемов, которыми распоряжается администраторы бюджетных средств. Суть финансирования, ориентированного на результаты, заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами.

     Долгосрочный  финансовый план (бюджетный прогноз) составляется в целях определения  налогово-бюджетной политики на более  длительный период. Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогноза социально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджета в перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитывается в целом по территории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляются и оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействие налоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитие производства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценить возможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета и определить возможные источники его покрытия.

     Основные  документы, используемые для составления финансовых планов. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса и плане развития государственного или муниципального сектора соответствующей территории. Бюджетное послание президента содержит намечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующему  планируемому.

     Прогноз социально-экономического развития составляет до начала проекта над проектом бюджета  на основе итогов социально-экономического развития за прошедший период и тенденций  на проектируемый финансовый год. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на год, среднесрочную и долгосрочную перспективы, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Разработка прогнозов осуществляется в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, экологических. Научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. При разработке прогнозов предусматривается несколько их вариантов с учетом вероятного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структур, а так же систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Информация о работе Принципы государственного финансирования