Проблема реализации полномочий, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

В Послании Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 18 апреля 2002 отмечено, что «ключевой задачей остается работа по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти». На заседание комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между тремя уровнями власти в России 30 мая 2002 г. В. Путин заявил, что первый этап - восстановления единого правового пространства России - подходит к завершению, а следующий шаг, подготовкой которого занимается специальная комиссия, заключается в четком разграничении полномочий.
Совет Федерации, в свою очередь, приступил к обсуждению проблемы
разграничения полномочий центра и регионов. В частности, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывая заседание палаты 25 октября 2002 г., заявил что полномочия федерального центра и субъектов Федерации в сфере межбюджетных отношений должны быть четко разграничены и «необходимо четко определить, что является прерогативой центра, а какие бюджетные обязательства должны выполняться регионами».

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 84.11 Кб (Скачать документ)

Как известно, с 1 января 2002 года в соответствии с  главой 25 НК РФ

существенно ограничены права законодательных органов  субъектов Российской Федерации в установлении для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащего зачислению в их бюджеты, а представительные органы местного самоуправления вообще лишились этого права.

Вместе с тем  сохранено право, в том числе  для субъектов Российской Федерации, получающих помощь из федерального бюджета, на предоставление дополнительных льгот по региональным и местным налогам и сборам, включая налоги, зачисляемые в доходы бюджетов ЗАТО. Возможно целесообразно ввести в Бюджетный кодекс Российской Федерации постоянно действующую норму, предусматривающую уменьшение суммы фактического перечисления трансфертов субъектам Российской Федерации, получающим помощь из федерального бюджета, на величину льгот по региональным налогам и сборам, зачисленным субъектами Российской Федерации в свои бюджеты сверх установленных законодательством.

[19]

      
 

Заключение 

Исключительные  полномочия федеральных органов  затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Конституция РФ дает преимущества субъектам в том  смысле, что законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции, имеют верховенство по отношению к федеральному закону.

Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом. В законе от 21 мая 2002 г. уточнена процедура согласования законопроектов,

находящихся в  совместном ведении органов федеральных  и региональных властей.

Законы субъектов  РФ не всегда соответствуют Конституции  РФ и федеральным законам. Уже приведены в соответствие с федеральным законодательством около 4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются. Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти.

В 2001 г. существенное правовое регулирование получило разграничении

государственной собственности на землю. На первом этапе игнорирование равного статуса всех субъектов РФ приводило к таким негативным последствиям, как установление «особых бюджетных режимов».

Бюджетный Кодекс РФ, содержащий среди прочего ряд  ограничений и требований, предъявляемых к бюджетам и бюджетной политике субъектов Федерации Принятая Правительством России 17 августа 2001 года Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года призвана решить проблему соотношения полномочий органов власти различных уровней и ресурсов для их исполнения.

Проблемы разграничения  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации стали решаться в последний период более интенсивно, но остается еще достаточно много нерешенных вопросов стратегического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованные  нормативно-правовые источники и литература 

Нормативно-правовые источники 

1.     Конституция Российской Федерации.  — М.: Юрайт, 1998

2.     Конституция Российской Федерации.  Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994

3.     Федеративный договор: Документы,  Комментарий / Л.Ф. Болтенкова, Г.А. Гаджиев, Б.С. Крылов и др. — М.: Республика, 1992.

4.     Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (в ред. от 5 августа

2000 г.).

5.     Налоговый Кодекс РФ. Части первая  и вторая. (с изменениями и

дополнениями  на 15 июня 2002 г.).

6.     Федеральный закон от 21 мая 2002 «О внесении поправок в закон  «О

принципах и  порядке разграничения предметов  ведения и полномочий между

федеральными  и региональными органами государственной  власти» 24.06.99, № 119-ФЗ).

7.     Федеральный закон от 6 октября  1999г., № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

8.     Федеральный закон от 4 января 1999 г., № 4-ФЗ «О координации

международных и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации»

9.     Федеральный закон от 17 июля 2001 г., №101-ФЗ «О разграничении

государственной собственности на землю»

10. Постановление  Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований возникает право собственности»

11. Постановление  Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О  концепции

реформирования  межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001годах". 

Литература 

1.     Арзуманов С.Г. Проблемы соответствия законодательства субъектов

Российской Федерации  и федерального права. / Сб. Актуальные проблемы

правового регулирования  социально-экономических отношений.  Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001.

2.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской

Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: ИНФРА-М, 1996.

3.     См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской

Федерации: Автореферат  дис.д.ю.н. – М., 2001.

4.     Барциц  И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в

разработке и  система мер // Государство и право. 2001. №5.

5.     Барциц И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование

соответствия // Право и политика. 2001. № 3.

6.     Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000.

7.     Годме П.-М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.

8.     Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.

9.     Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.

Курс лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000.

10. Иванов В.В.  Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997.

11. Козулин А.И.  О некоторых аспектах качества  регионального закона //

Государство и  право. 2000. № 6.

12. Козулин А.И.  О некоторых аспектах качества  регионального закона //

Государство и  право. 2000. № 6.

13. Комментарий  к Конституции РФ. Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.:

Фонд "Правовая культура", 1996.

14. Крохина Ю.А.  О регулировании бюджетных прав  субъектов Федерации // Журнал российского права. 2000. №11.

15. Крохина Ю.А.  Бюджетная компетенция субъектов  Российской Федерации // Регионы: экономика и социология. 2001. № 2.

16. Лысенко В.Н.  Развитие федеративных отношений  в современной России. М.: Ин-т соврем. политики, 1996.

17. Мальцев Г.В.  Понимание права. Подходы и  проблемы. – М.: Прометей, 1999.

18. Пансков В.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5.

19. Проблемы правотворчества  субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.

20. Селюков А.Д.  Правовое регулирование межбюджетных  отношений / Сб.

Актуальные проблемы правового регулирования социально-экономических

отношений.  Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001.

21. Смирнягин  Л. Разграничение полномочий –  вечнозеленая тема // Российский Региональный Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.

22. Фадеев Д.Е.  Совершенствование бюджетного федерализма и стабилизация рыночных отношений //  Журнал российского права. 2001. № 11.

23. Чиркин В.Е.  Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

24. Широбоков В. Налоговая война регионов с Центром угрожает России развалом // Финансовые известия, 1993.  № 60. 
 
 

[1] См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской Федерации: Автореферат дис.д.ю.н. – М., 2001; Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000; Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000; Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997 и др.

[2] См., например: Барциц  И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. №5. Аналогичные идеи прослеживаются в проекте Федерального закона «О мерах по обеспечению соблюдения основ конституционного строя Российской Федерации субъектами Российской Федерации».

[3] См.: Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 180.

[4] См.: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.

[5] См.: Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. № 6; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.

[6] Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 24.

[7] В частности, в изданных во многих субъектах законах об административно- территориальном устройстве определен порядок наименования и перенаименования поселений. Это противоречило Конституции РФ в части наименования географических объектов как предмета федерального ведения и Федеральному закону «О наименовании географических объектов» от 18 декабря 1997 г. См. также: Барциц И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование соответствия // Право и политика. 2001. № 3.

[8] Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. № 6. С. 79.

[9] Арзуманов С.Г. Проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и федерального права. / Сб. Актуальные проблемы правового регулирования

социально-экономических  отношений.  Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001. С. 45.

[10] См.: Смирнягин Л. Разграничение полномочий – вечнозеленая тема // Российский Региональный Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.

[11] Так, по итогам перераспределения средств между бюджетами различных уровней за 1992 г. Все республики, за исключением Чувашии и Мордовии, выплатили в федеральный бюджет налогов меньше, чем получили средств из них (см.: Широбоков В. Налоговая война регионов с Центром угрожает России развалом // Финансовые известия, 1993.  № 60, 24- 30 дек.).

[12]  См. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах"

Информация о работе Проблема реализации полномочий, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ