Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:44, курсовая работа
В Послании Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 18 апреля 2002 отмечено, что «ключевой задачей остается работа по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти». На заседание комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между тремя уровнями власти в России 30 мая 2002 г. В. Путин заявил, что первый этап - восстановления единого правового пространства России - подходит к завершению, а следующий шаг, подготовкой которого занимается специальная комиссия, заключается в четком разграничении полномочий.
Совет Федерации, в свою очередь, приступил к обсуждению проблемы
разграничения полномочий центра и регионов. В частности, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывая заседание палаты 25 октября 2002 г., заявил что полномочия федерального центра и субъектов Федерации в сфере межбюджетных отношений должны быть четко разграничены и «необходимо четко определить, что является прерогативой центра, а какие бюджетные обязательства должны выполняться регионами».
Как известно, с 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 НК РФ
существенно ограничены права законодательных органов субъектов Российской Федерации в установлении для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащего зачислению в их бюджеты, а представительные органы местного самоуправления вообще лишились этого права.
Вместе с тем сохранено право, в том числе для субъектов Российской Федерации, получающих помощь из федерального бюджета, на предоставление дополнительных льгот по региональным и местным налогам и сборам, включая налоги, зачисляемые в доходы бюджетов ЗАТО. Возможно целесообразно ввести в Бюджетный кодекс Российской Федерации постоянно действующую норму, предусматривающую уменьшение суммы фактического перечисления трансфертов субъектам Российской Федерации, получающим помощь из федерального бюджета, на величину льгот по региональным налогам и сборам, зачисленным субъектами Российской Федерации в свои бюджеты сверх установленных законодательством.
[19]
Заключение
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
Конституция РФ дает преимущества субъектам в том смысле, что законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции, имеют верховенство по отношению к федеральному закону.
Все договоры по разграничению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом. В законе от 21 мая 2002 г. уточнена процедура согласования законопроектов,
находящихся в совместном ведении органов федеральных и региональных властей.
Законы субъектов РФ не всегда соответствуют Конституции РФ и федеральным законам. Уже приведены в соответствие с федеральным законодательством около 4,5 тыс. региональных законодательных актов, однако противоречия в законотворческой деятельности федеральной и региональной власти остаются. Необходимо внести и существенные корректировки в существующие федеральные законы, регламентирующие распределение полномочий между уровнями власти.
В 2001 г. существенное правовое регулирование получило разграничении
государственной собственности на землю. На первом этапе игнорирование равного статуса всех субъектов РФ приводило к таким негативным последствиям, как установление «особых бюджетных режимов».
Бюджетный Кодекс РФ, содержащий среди прочего ряд ограничений и требований, предъявляемых к бюджетам и бюджетной политике субъектов Федерации Принятая Правительством России 17 августа 2001 года Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года призвана решить проблему соотношения полномочий органов власти различных уровней и ресурсов для их исполнения.
Проблемы разграничения
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации стали
решаться в последний период более интенсивно,
но остается еще достаточно много нерешенных
вопросов стратегического характера.
Использованные
нормативно-правовые
источники и литература
Нормативно-правовые
источники
1.
Конституция Российской
2.
Конституция Российской
3.
Федеративный договор:
4. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (в ред. от 5 августа
2000 г.).
5. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая. (с изменениями и
дополнениями на 15 июня 2002 г.).
6. Федеральный закон от 21 мая 2002 «О внесении поправок в закон «О
принципах и
порядке разграничения
федеральными и региональными органами государственной власти» 24.06.99, № 119-ФЗ).
7. Федеральный закон от 6 октября 1999г., № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 4 января 1999 г., № 4-ФЗ «О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»
9. Федеральный закон от 17 июля 2001 г., №101-ФЗ «О разграничении
государственной собственности на землю»
10. Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований возникает право собственности»
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции
реформирования
межбюджетных отношений в Российской
Федерации в 1999 - 2001годах".
Литература
1. Арзуманов С.Г. Проблемы соответствия законодательства субъектов
Российской Федерации и федерального права. / Сб. Актуальные проблемы
правового регулирования
социально-экономических
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: ИНФРА-М, 1996.
3. См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской
Федерации: Автореферат дис.д.ю.н. – М., 2001.
4. Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в
разработке и система мер // Государство и право. 2001. №5.
5. Барциц И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование
соответствия // Право и политика. 2001. № 3.
6. Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000.
7. Годме П.-М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.
8. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.
9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления.
Курс лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000.
10. Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997.
11. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона //
Государство и право. 2000. № 6.
12. Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона //
Государство и право. 2000. № 6.
13. Комментарий к Конституции РФ. Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М.:
Фонд "Правовая культура", 1996.
14. Крохина Ю.А.
О регулировании бюджетных
15. Крохина Ю.А.
Бюджетная компетенция
16. Лысенко В.Н.
Развитие федеративных
17. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М.: Прометей, 1999.
18. Пансков В.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5.
19. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.
20. Селюков А.Д.
Правовое регулирование
Актуальные проблемы
правового регулирования
отношений. Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001.
21. Смирнягин Л. Разграничение полномочий – вечнозеленая тема // Российский Региональный Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.
22. Фадеев Д.Е.
Совершенствование бюджетного
23. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
24. Широбоков В.
Налоговая война регионов с Центром угрожает
России развалом // Финансовые известия,
1993. № 60.
[1] См.: Барциц И.Н. Конституционно-правовое пространство Российской Федерации: Автореферат дис.д.ю.н. – М., 2001; Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000; Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов н/Д. «Март», 2000; Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск, 1997 и др.
[2] См., например: Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. №5. Аналогичные идеи прослеживаются в проекте Федерального закона «О мерах по обеспечению соблюдения основ конституционного строя Российской Федерации субъектами Российской Федерации».
[3] См.: Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 180.
[4] См.: Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности». Нижний Новгород–Москва. 2002.
[5] См.: Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. № 6; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1998.
[6] Барциц И.Н. Правовое пространство России. М.: Изд-во МГУ, 2000, с. 24.
[7] В частности, в изданных во многих субъектах законах об административно- территориальном устройстве определен порядок наименования и перенаименования поселений. Это противоречило Конституции РФ в части наименования географических объектов как предмета федерального ведения и Федеральному закону «О наименовании географических объектов» от 18 декабря 1997 г. См. также: Барциц И.Н. Федеральное и региональное законодательства: требование соответствия // Право и политика. 2001. № 3.
[8] Козулин А.И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. № 6. С. 79.
[9] Арзуманов С.Г. Проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и федерального права. / Сб. Актуальные проблемы правового регулирования
социально-экономических отношений. Вып.2. Под ред. А.Д. Селюкова. –М.: Социум, 2001. С. 45.
[10] См.: Смирнягин Л. Разграничение полномочий – вечнозеленая тема // Российский Региональный Бюллетень / Том 3, № 22, 19 ноября 2001 г.
[11] Так, по итогам перераспределения средств между бюджетами различных уровней за 1992 г. Все республики, за исключением Чувашии и Мордовии, выплатили в федеральный бюджет налогов меньше, чем получили средств из них (см.: Широбоков В. Налоговая война регионов с Центром угрожает России развалом // Финансовые известия, 1993. № 60, 24- 30 дек.).
[12] См. Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 №862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах"