Проблемы финансирования учреждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМФ.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки РФ

     ГОУ ВПО

     Восточно-Сибирский  Государственный Технологический  Университет

     Институт  экономики и права

     Экономический факультет 

     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Государственные и муниципальные  финансы»

     на  тему:

     «Проблемы финансирования учреждений здравоохранения  и пути их решения» 
 
 

     Выполнила: Студентка 4 курса 557-2 гр. 

     Проверил(а): д.э.н., проф. Романова Т. Г. 
 
 

     Улан-Удэ

     2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы исследования. Здравоохранение – это особая сфера деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а также одно из самых приоритетных  направлений в политической и социальной жизни страны. Социальные гарантии, предоставленные государством населению страны в области здравоохранения, законодательно закреплены  в Конституции РФ.

      Здоровье  населения, как социально-экономическая категория, представляет собой важнейшую составляющую национального богатства, является совокупным показателем благополучия общества. Для поддержания здоровья населения потребляется существенная часть валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека является необходимым ресурсом для производства материальных благ. Здоровье есть функция таких переменных, как производство и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания.

      Все задачи, связанные с охраной здоровья людей,  необходимо воспринимать как государственные. В их решении, кроме органов здравоохранения, должны принимать участие органы государственного управления, многие ведомства, хозяйственные руководители и население.

      Система здравоохранения в настоящее время имеет ряд проблем, связанных с финансированием расходов бюджета на здравоохранение. Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть компенсированы никакими другими ценностями и благами.

      Высокий уровень госпитализации, длительность пребывание больных на койке, низкие занятость и оборот койки являются основными составляющими неэффективного использования мощностей и больших финансовых затрат. Рынок труда ограничивает мотивацию населения в отношении госпитализации в том случае, если есть возможность выбора форм и места лечения. Пребывание в больнице может привести к потере работы, кроме того, еще и связано с большими затратами и бытовыми неудобствами из-за низкого уровня сервиса в больницах.

      Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

      Исходя  из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

      – раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;

      – изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений; 

      – определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;

      – анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;

      – выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

      Объектом  исследования является МУЗ «Городской родильный дом №2».

      Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.

      Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.

      Информационную  базу исследования составляют законодательные и нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; труды отечественных экономистов, посвященные исследованию проблем в здравоохранении; данные периодической печати. 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

    1.1 Общая характеристика системы здравоохранения 

      Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.

      Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

      Сегодня состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения  как важнейшего ее элемента ученые характеризуют как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему1.

      В докладе Всемирного банка «Реформирование  системы здравоохранения Российской Федерации в целях улучшения  состояния здоровья населения: основные задачи на 2008 г. и последующий период»2 отмечено, что по показателям состояния здоровья населения Российская Федерация значительно отстает от других стран «большой восьмерки» и стран со средним уровнем доходов, о чем свидетельствует официальная статистика. В России ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 67 лет, что на 16 лет меньше, чем в Японии и на 14 лет меньше среднего уровня в странах Европейского Союза.

      По  мнению экспертов, высокий уровень  заболеваемости и смертности российского населения трудоспособного возраста представляют угрозу для социально-экономического развития и национальной безопасности страны. Потери от заболеваний и преждевременной смертности в России в 2008 г. составили почти 400 млрд. рублей, или 15% ВВП.

      С 2001 г. в России доля государственных  расходов на здравоохранение в валовом  внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.

      Существуют  значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы расходуют на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15%. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85% расходов на здравоохранение в России3.

        Все эти факторы, по словам Президента РФ Д. Медведева, обуславливают необходимость создания эффективной модели здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах4.

      В соответствии с этой задачей в 2008 г. была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в которой на основе анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации определены основные цели, задачи и способы его совершенствования.

      В настоящее время в нашей стране существует система здравоохранения, представляющая собой разветвленную  сеть медицинских учреждений, деятельность которой направлена на предупреждение заболеваний и их лечение, а также  совокупность органов управления данными учреждениями.

      Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является главным органом управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.

      Правовое  регулирование взаимоотношений  человека и общества во все времена  не могло обойти сферу охраны здравоохранения  граждан и медицинскую деятельность. В условиях правового государства  реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов, как федерального уровня, так и субъектов РФ.

      Приказом  Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая представлена на рисунке 1. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 - Схема учреждения здравоохранения  Российской Федерации

      Рисунок 1 показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.

      В настоящее время на правовое регулирование  здравоохранения направлены десятки  и сотни нормативных актов.

      К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения в Российской Федерации, относится Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»5, в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования (ОМС).

      В ст. 10 Закона перечислены источники  финансирования системы здравоохранения. Это – финансовые средства государственной  и  муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства  государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:

      – финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;

      – обеспечение профессиональной подготовки кадров;

      – финансирование научных исследований;

      – развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

      – оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

      .оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

      Согласно Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, экологического, правового, социального, культурного, научного, медико-санитарного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения