Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО
Восточно-Сибирский
Государственный
Институт экономики и права
Экономический факультет
Кафедра
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
на тему:
«Проблемы
финансирования учреждений здравоохранения
и пути их решения»
Выполнила:
Студентка 4 курса 557-2 гр.
Проверил(а):
д.э.н., проф. Романова Т. Г.
Улан-Удэ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здравоохранение – это особая сфера деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, а также одно из самых приоритетных направлений в политической и социальной жизни страны. Социальные гарантии, предоставленные государством населению страны в области здравоохранения, законодательно закреплены в Конституции РФ.
Здоровье населения, как социально-экономическая категория, представляет собой важнейшую составляющую национального богатства, является совокупным показателем благополучия общества. Для поддержания здоровья населения потребляется существенная часть валового внутреннего продукта, но и само здоровье человека является необходимым ресурсом для производства материальных благ. Здоровье есть функция таких переменных, как производство и окружающая среда, поведение людей и качество продуктов питания.
Все задачи, связанные с охраной здоровья людей, необходимо воспринимать как государственные. В их решении, кроме органов здравоохранения, должны принимать участие органы государственного управления, многие ведомства, хозяйственные руководители и население.
Система здравоохранения в настоящее время имеет ряд проблем, связанных с финансированием расходов бюджета на здравоохранение. Здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть компенсированы никакими другими ценностями и благами.
Высокий уровень госпитализации, длительность пребывание больных на койке, низкие занятость и оборот койки являются основными составляющими неэффективного использования мощностей и больших финансовых затрат. Рынок труда ограничивает мотивацию населения в отношении госпитализации в том случае, если есть возможность выбора форм и места лечения. Пребывание в больнице может привести к потере работы, кроме того, еще и связано с большими затратами и бытовыми неудобствами из-за низкого уровня сервиса в больницах.
Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.
Объектом исследования является МУЗ «Городской родильный дом №2».
Предметом исследования является финансирование учреждений здравоохранения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия, органов местного самоуправления; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; труды отечественных экономистов, посвященные исследованию проблем в здравоохранении; данные периодической печати.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1
Общая характеристика системы здравоохранения
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Сегодня состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения как важнейшего ее элемента ученые характеризуют как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему1.
В
докладе Всемирного банка «Реформирование
системы здравоохранения
По мнению экспертов, высокий уровень заболеваемости и смертности российского населения трудоспособного возраста представляют угрозу для социально-экономического развития и национальной безопасности страны. Потери от заболеваний и преждевременной смертности в России в 2008 г. составили почти 400 млрд. рублей, или 15% ВВП.
С 2001 г. в России доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.
Существуют значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы расходуют на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15%. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85% расходов на здравоохранение в России3.
Все эти факторы, по словам Президента РФ Д. Медведева, обуславливают необходимость создания эффективной модели здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах4.
В соответствии с этой задачей в 2008 г. была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в которой на основе анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации определены основные цели, задачи и способы его совершенствования.
В настоящее время в нашей стране существует система здравоохранения, представляющая собой разветвленную сеть медицинских учреждений, деятельность которой направлена на предупреждение заболеваний и их лечение, а также совокупность органов управления данными учреждениями.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является главным органом управления, координирующим деятельность всех учреждений здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.
Правовое
регулирование взаимоотношений
человека и общества во все времена
не могло обойти сферу охраны здравоохранения
граждан и медицинскую
Приказом
Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая
Единая номенклатура государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения,
которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема учреждения здравоохранения Российской Федерации
Рисунок 1 показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.
В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни нормативных актов.
К законам, регулирующим функционирование системы здравоохранения в Российской Федерации, относится Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»5, в котором предусматривается, что объем и условия оказания гражданам медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования устанавливается в Базовой и Территориальной программах обязательного медицинского страхования (ОМС).
В ст. 10 Закона перечислены источники финансирования системы здравоохранения. Это – финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения, предназначенные для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются для обеспечения следующих мероприятий:
– финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ утвержденных органами государственного управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного управления;
– обеспечение профессиональной подготовки кадров;
– финансирование научных исследований;
– развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
– оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
–.оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Согласно Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, экологического, правового, социального, культурного, научного, медико-санитарного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения