Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.
– обязательное медицинское страхование, являющееся составной частью государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;
– добровольное медицинское страхование, которое осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Проведение
медицинского страхования в обязательном
порядке создает условия для
организации страховой
В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» субъектами ОМС являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское Учреждение.
В
соответствии с законом «О медицинском
страховании граждан в РФ»
финансовые средства государственной
системы обязательного
Основной
элемент системы
С введением ОМС в финансировании здравоохранения в России появились новые источники финансовых ресурсов (см. рисунок 3)
Рисунок 3 - Финансовое обеспечение здравоохранения
Роль фондов ОМС в финансировании деятельности медицинских учреждений весьма существенна. Высокий уровень страховых взносов позволяет поддерживать работу лечебно-профилактических учреждений, входящих в систему обязательного медицинского страхования, и финансировать медицинскую помощь более чем 80% населения страны. Однако уровень и качество медицинской помощи в лечебных учреждениях, работающих в системе медицинского страхования, оставляет желать лучшего.
Концепция развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2020г., разработанная Министерством здравоохранения и социального развития РФ направлена на решение основных проблем здравоохранения, включая систему обязательного медицинского страхования.
Средства добровольного медицинского страхования тоже играют существенную роль в финансировании здравоохранения. В среднем по регионам они составляют около 10% от суммы всех поступлений, формирующих доходы медицинских учреждений.
Средства добровольного медицинского страхования являются дополнительным источником финансирования здравоохранения в части применения современных методов лечения, новых эффективных препаратов, поддержания высокого уровня медицинского сервиса, обеспечения права выбора пациентами лечебного учреждения. Все вышеперечисленные направления деятельности медицинских учреждений должны на определенном уровне развиваться и за счет средств государственного бюджетного и внебюджетного финансирования. Но в условиях острого дефицита перечисленных источников средства добровольного медицинского страхования являются, в основном, дополнительным источником покрытия необеспеченных финансированием расходов медицинских учреждений по оказанию бесплатной медицинской помощи.
Средства медицинских учреждений, формируемые из различных источников, используются главным образом, на расходы по текущему содержанию этих учреждений, а именно, на расходы по оплате труда, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, медикаменты и питание.
Расходы на капитальный ремонт, новое строительство, приобретение оборудования и технологий, то есть капитальные расходы не входят в приоритетную группу финансируемых расходов и в течение ряда лет практически не обеспечивают имеющиеся потребности. Подтверждением этому является крайне тяжелое материально-техническое и технологическое состояние отечественного здравоохранения.
Таким
образом, сегодня в России сложилась
бюджетно-страховая модель финансирования
здравоохранения. Она предусматривает
сохранение государственного финансирования
медицинских учреждений, которое дополняется
внебюджетными источниками в виде
страховых взносов работодателей и страховых
платежей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения. Система медицинского страхования
включает в себя: ОМС и ДМС.
1.3
Финансирование расходов бюджета на
здравоохранение
Одной из групп расходов бюджета являются расходы на социально-культурные мероприятия, среди которых выделяются расходы на здравоохранение, образование, культуру и искусство, социальную защиту и социальное обеспечение граждан. Государство вынуждено взять на себя развитие целого ряда отраслей, развитие которых на базе только частной собственности либо не выгодно, либо невозможно. Здравоохранение как раз входит в эту группу.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социальных мероприятий. Данные ресурсы позволяют государству удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, развивать систему образования, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения, финансировать культуру. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное значение, но и экономическое. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав, эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство и воспроизводство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда.
В рыночной экономике основным источником инвестиций в здравоохранение являются бюджетные средства. Причем с децентрализацией власти и изменений в налоговом законодательстве произошли сдвиги в соотношении источников финансирования социальной инфраструктуры между бюджетами разных уровней. Так, в финансировании инвестиций в социальную сферу экономики уменьшились поступления из федерального бюджета при одновременном увеличение расходов на эти цели в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципалитетах.
Государственный бюджет является основным источником финансирования федеральных учреждений, федеральных целевых программ и централизованных мероприятий Министерства здравоохранения России. За счет средств федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и другие.
Главным наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
Распределение
бюджетных средств между
Рисунок 4 - Распределение бюджетных средств на финансирование здравоохранения между звеньями бюджетной системы Российской Федерации.
Данные рисунка 4 показывают, что финансовое обеспечение конституционных прав по охране здоровья жителей России происходит в основном за счет средств бюджетов всех уровней, а это требует, прежде всего, научно-обоснованного подхода к определению объема этих средств и возможности проследить за их эффективным использованием. Тем более что инвестиционная политика в здравоохранении характеризуется неэффективным использованием бюджетных средств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» от 26.11.2004 г. № 690 гражданам России на территории Российской Федерации медицинская помощь предоставляется за счет средств:
– федерального бюджета;
– бюджетов субъектов Российской Федерации;
– бюджетов муниципальных образований.
За счет средств федерального бюджета предоставляется:
–.специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
–.дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемая в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется:
– специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
–.специализированная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и другие.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации включают в себя обеспечение специализированных медицинских организаций субъектов Российской Федерации лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами.
За счет средств бюджетов муниципальных образований предоставляется:
– скорая медицинская помощь;
–первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов.
Расходы бюджетов муниципальных образований включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Лекарственное обеспечение населения, в том числе льготных категорий населения, является одной из самых сложных и трудно решаемых проблем в выполнении мероприятий программных гарантий. Это одно из главных направлений деятельности Министерства здравоохранения и социального развития России.
Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения