Проблемы финансирования учреждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГМФ.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)
 

      Исходя  из данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы. В 2007 году в связи с недостаточным финансированием, денежные средства выделялись не в соответствии с плановыми показателями. От плановых показателей в 2006 году было выделено лишь 87%, в результате чего дефицит бюджета составил 13%. Хотя финансирование в 2007 году было минимальным, основной статьей расходов являлось оплата труда и начисления на оплату труда, а все остальные статьи финансировались по остаточному принципу.

      В 2008 году финансирование по отношению  к 2007 году увеличивается на 3%. Так, в 2007 году расходы составили 99347 тыс. рублей, а в 2008 году 102551,3 тыс. рублей, где основной статьей расходов так же является оплата труда и начисления на оплату труда. Большая доля расходов приходится и на коммунальные услуги 4265,8 тыс. рублей. Услуги по содержанию имущества составили 2085,3 тыс. рублей.

      В 2009 году финансирование по отношению  к 2007 году увеличивается на 5%, а к 2008 году на 2%. Так, можно говорить, хоть и не о большом, но все же росте  финансирования расходов роддома. В 2008 и 2009 году финансовые показатели деятельности МУЗ «Городской родильный дом №2» приведены к плановым.

      Финансирование  МУЗ «Городской родильный дом  № 2» осуществляется за счет:

      - средств бюджета;

      - средств ОМС;

      - родовых сертификатов;

      - платных услуг;

      - прочих поступлений.

      Родовые сертификаты бесплатно выдаются всем беременным и приобретают реальную финансовую силу после успешных родов. За каждую качественно «проведенную»  беременность женская консультация получает 3 тыс. руб., за роды 6 тыс. руб. приходят на счет родильного дома. При этом консультациям разрешено потратить на оплату труда медиков 60% полагающихся по сертификатам средств, роддомам – 40%. Остальные средства могут быть использованы только на закупку оборудования. Еще 1тыс. руб. поступает в детскую поликлинику, где наблюдается новорожденный, что дает возможность дополнительно увеличить зарплату педиатрам.

      Рассмотрим  анализ финансирования расходов  МУЗ  «Городской родильный дом №2»  по источникам поступлений за 2007-2009гг. (см. табл. 3) 

      Таблица 2.2 - Анализ источников финансирования расходов МУЗ «Городской родильный дом № 2» за 2007-2009гг.

Год всего Источники финансирования
бюджет ОМС Платные услуги Родовой сертификат Прочие  поступления
В рублях В % В рублях В % В рублях В % В рублях В % В рублях В %
2007 99347 23545 23,7 49674 50 1490 1,5 24241 24,4 397 0,4
2008 102551 23689 23,1 50865 49,6 2256 2,2 25022 24,4 719 0,7
2009 104587 24587 23,5 53862 51,5 1569 1,5 23846 22,8 723 0,7
 

      Как видно из таблицы 3, финансирование с каждым годом увеличивается. Так в 2008 году общее финансирование расходов роддома составило 102551 тыс. рублей, который по сравнению с 2007 годом увеличился на 3204 тыс. рублей (3%). Из общей суммы финансирования основным источником является средства ОМС (в 2009г. – 51,5%). Значительную часть составляют средства бюджета (23,5%) и родового сертификата(22,8%).

      В 2009 году общая сумма финансирования составила 104587 тыс. руб., который по сравнению с 2007 годом увеличен на 5240 тыс. руб. или на 5,3%. В 2009 году финансирование увеличилось по сравнению с 2008 годом на 1,4% или на 2036 тыс. руб.

      Таким образом, финансирование расходов роддома  за 2007-2009 гг. увеличиваются, как за счет бюджета, так и за счет ОМС и  других источников. Но также есть ряд проблем. Рассмотрим их более подробнее в следующем параграфе. 
 
 

    2.3 Проблемы и пути совершенствования  финансирования здравоохранения

      Для отрасли здравоохранения характерна многоканальная система финансирования с использованием средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования, средств домохозяйств и добровольного медицинского страхования. В итоге учреждение здравоохранения получает средства из различных источников. На примере МУЗ «Городской родильный дом №2» такими источниками являются: бюджетные средства, средства ОМС, родового сертификата, платные услуги и прочие поступления.  Такое многоканальное построение финансирования здравоохранения не обеспечивает должной эффективности использования средств, создает предпосылки для перекрестного финансирования одних и тех же мероприятий (см. табл.2.3), ослабляет контроль целевого использования ресурсов. Объем, структура ресурсов и механизм их направления и использования не соответствует в достаточной мере потребностям здравоохранения и условиям оказания медицинских услуг.

      Таблица 2.3 - Фактические расходы за 2009г МУЗ «Городской родильный дом №2»

Наименование  показателя код Кассовое исполнение, руб.
1 2 3
1. за счет бюджетных средств,  всего   37 895 516,87
Оплата  труда и начисления на оплату труда 210 15 232 703,64
Заработная  плата 211 12 156 103,76
Начисления  на оплату труда 213 3 076 599,88
Приобретение  услуг, в т.ч. 220 13 509 541,65
Услуги  связи 221 245 090,92
Транспортные  услуги 222 62 800,00
Коммунальные  услуги 223 6 001 089,31
Услуги  по содержанию имущества 225 5 528 162,75
1 2 3
Расходы по операциям с активами, в т.ч. 270 9 153 164,61
Амортизация ОС и НМА 271 3 394 807,47
Расходование  матер. запасов 272 5 758 357,14
Прочие  расходы 290 106,97
2. за счет платных средств, всего    2 244 092,51
Оплата  труда и начисления на оплату труда 210 1 394 279,82
Заработная  плата 211 1 133 466,10
Прочие  выплаты 212 3900
Начисления  на оплату труда 213 256913,72
Приобретение  услуг, в т.ч. 220 148 467,65
Услуги  связи 221 14
Прочие  услуги 226 100042,65
Расходы по операциям с активами, в т.ч. 270 690 315,04
Амортизация ОС и НМА 271 676 642,74
Расходование  матер. запасов 272 13 672,3
Прочие  расходы 290 91 480,83
3. за счет средств ОМС всего   78 144 919,16
Оплата  труда и начисления на оплату труда 210 58 016 767,66
Заработная  плата 211 46 327 162,13
Начисления  на оплату труда 213 11 689 605,53
Приобретение  услуг, в т.ч. 220 451 502,41
Услуги  связи 221 1 427,50
Транспортные  услуги 222 1 800,00
Услуги  по содержанию имущества 225 102 821,87
Прочие услуги 226 345 453,04
Расходы по операциям с активами, в т.ч. 270 16 705 966,01
Амортизация ОС и НМА 271 1 272 282,62
1 2 3
Прочие  расходы 290 2 970 683,08
4. за счет средств Родовых сертификатов, всего    31 780 449,43
Оплата  труда и начисления на оплату труда 210 17 391 176,63
Заработная  плата 211 14 042 190,87
Начисления  на оплату труда 213 3 348 985,76
Расходы по операциям с активами, в т.ч. 270 14 389 272,80
Амортизация ОС и НМА 271 3 022 430,07
Расходование  матер. запасов 272 11 366 842,73
 

      Так, на оплату труда и начисления на оплату труда за счет бюджетных средств  выдано 15 232 703,64 руб., за счет платных услуг – 1 394 279,82 руб., за счет средств ОМС 58 016 767,66 руб., за счет Родовых сертификатов – 31 780 449,43 руб.

      Существуют и другие проблемы, требующие пристального внимания и поиска путей решения, среди которых следует отметить следующие:

    1. несбалансированность и нечеткость гарантий медицинской помощи населению. Так в 2007 г. за счет средств ОМС финансировалось 50% расходов роддома, в 2008 – 49%, а в 2009 – 51%.
    2. финансирование системы ОМС осуществляется в условиях неполной уплаты взносов за не работающее население, несовершенства управления ОМС, отсутствия эффективных механизмов, которые необходимы для выравнивания условий оказания медицинской помощи.
    3. недостаточная финансовая и хозяйственная самостоятельность.

      Данные  проблемы являются базовыми, без решения  которых невозможно проведение эффективной  перестройки системы здравоохранения  и создание условий для ее достаточного финансирования.

      Для разрешения существующих проблем в  финансировании здравоохранения, необходимо следующее:

  1. рассчитать современные потребности населения в видах и объемах медицинской помощи и в зависимости от результатов данных расчетов (стоимость медицинской помощи на одного человека, чаще всего, не покрывается ресурсами, имеющимися в системе здравоохранения) изыскать источники дополнительного финансирования. Все мероприятия должны осуществляться в условиях использования имеющихся средств государства на развитие здравоохранения и повышения эффективности их использования. Данная система должна предотвратить создание двух качественно-различных типов здравоохранения – для обеспеченных и необеспеченных слоев населения;
  2. провести перераспределение финансовых потоков здравоохранения в сторону увеличения объема финансирования профилактических мероприятий;
  3. повысить эффективность управления системой здравоохранения;
  4. повысить доступность и качество медицинской помощи, для чего необходимо решить такие задачи, как:
    • укрепление материально-технической базы, учитывая износ основных фондов по оборудованию более чем 60%, а по зданиям и сооружениям – 30%;
    • увеличение объемов финансирования медицинской помощи.
  5. развить систему платных услуг. При этом развитие системы платных услуг должно проходить не в ущерб бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Экономически обоснованные платные медицинские услуги способны положительно влиять на положение врачей и на создание работоспособной материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
  6. не допускать не целевого и не рационального использования средств ОМС. Выделенные средства ОМС расходовать строго в соответствии с территориальной программой ОМС в РБ.
  7. провести реструктуризацию здравоохранения под усиленным контролем и в рамках закона; изменить организационно-правовые формы организаций здравоохранения; расширить хозяйственную самостоятельность организаций здравоохранения, повысить их конкурентоспособность;
  8. сохранить федеральные целевые программы, позволяющие финансировать обеспечение лекарственными средствами, медицинским оборудованием, выравнивать объем и качество медицинских услуг;
  9. осуществлять модернизацию здравоохранения путем инвестирования в передовые медицинские технологии;
  10. законодательно необходимо урегулировать вопросы предоставления медицинской помощи более высокого качества путем объединения средств обязательного и добровольного страхования, вопросы направления частных потоков финансовых средств на общие цели реформирования здравоохранения.

      В Концепции развития системы здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 г. определено, что в настоящее время необходимо принятие федерального закона «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», включающего порядок, условия и стандарт объема предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, порядок финансового обеспечения предоставляемой медицинской помощи с учетом потребности граждан в медицинской помощи, а также с учетом принимаемых стандартов медицинской помощи. Реализация программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи должна осуществляться через систему обязательного медицинского страхования.

      Существенным  шагом на пути создания правовой основы современной системы медицинского страхования является принятие федерального закона «Об обязательном медицинском  страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г., который вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу (1 января 2012 года).

      Ключевые  проблемы Республики Бурятия в сфере  здравоохранения:

  • отсутствие возможности обеспечения федеральных стандартов медицинской помощи в соответствии с современными медико-организационными технологиями предоставления медицинской помощи;
  • недостаточный уровень удовлетворенности населения Республики Бурятия в  высокотехнологичной медицинской помощи;
  • отсутствие единой информационной системы, единого центра управления процессами информатизации и неразвитость телемедицинских технологий.

      Каждая  из указанных выше проблем подразумевает  решение по следующим основным направлениям:

  • реструктуризация сети учреждений (включая перемещение в другие здания, изменение статуса учреждения, вида деятельности, структуры и прочее);
  • укрепление материально-технической базы ЛПУ (строительство, реконструкция, капитальный, текущий ремонт);
  • информатизация (оснащение компьютерной техникой и программным обеспечением);
  • оснащение оборудованием (включая медицинское, технологическое, офисное и др.);
  • подготовка и обучение кадров.

    Таким образом, модернизация системы здравоохранения в Российской Федерации проводится в целях повышения эффективности ее функционирования и направлена на обеспечение качества и доступности лечебно-профилактической помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества. 
 
 

Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения