Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 07:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
– раскрытие теоретических основ финансирования учреждений здравоохранения;
– изучение источников финансирования деятельности медицинских учреждений;
– определение роли бюджетов в финансировании здравоохранения;
– анализ финансирования учреждений здравоохранения на примере МУЗ «Городской родильный дом №2» за 2007-2009 гг.;
– выявление проблем и путей совершенствования финансирования здравоохранения.
Что касается Республики Бурятия, то основными принципами охраны здоровья граждан являются:
– соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
– приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
– приоритет охраны здоровья матери и ребенка;
– доступность медико-социальной помощи;
– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К
ведению органов
– принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;
– защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
– определение государственной политики Республики Бурятия в области охраны здоровья граждан; участие в реализации федеральных программ по развитию здравоохранения;
– определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Республики Бурятия, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; утверждение программ обязательного медицинского страхования граждан; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
– предоставление льгот по налогам, сборам и иным платежам в республиканский бюджет Республики Бурятия для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
– охрана семьи, материнства, отцовства и детства;
– санитарно-гигиеническое образование населения;
– и другие вопросы.
К ведению органов местной власти в области охраны здоровья граждан относятся:
– контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
– .защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
–..формирование органов управления медицинской системы здравоохранения;
–..развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
– создание условий для развития частной системы здравоохранения;
– .формирование собственного бюджета на здравоохранение;
–..координация и контроль деятельности организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
–..охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;
– .другие вопросы.
На 01.01.10 г. в системе Министерства здравоохранения Республики Бурятия насчитывается 64 лечебно-профилактических учреждения здравоохранения (юридические лица), из них - 24 республиканских учреждения, 40 учреждений муниципальной собственности; 44 учреждения, работающих в системе ОМС (68,8%).
Таким
образом, эффективность функционирования
системы здравоохранения в РФ
невысока. По показателям состояния
здоровья населения Российская Федерация
значительно отстает от промышленно развитых
стран. В связи с этим система здравоохранения
РФ нуждается в модернизации.
1.2
Бюджетно - страховая модель финансирования
здравоохранения
Состав и структура источников финансирования деятельности медицинских учреждений определяется исходя из финансовой политики государства.
В соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» источниками финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации являются:
– средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;
– личные средства граждан;
– безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
– доходы от ценных бумаг;
– кредиты банков и других кредиторов;
–.иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К настоящему времени сложились три формы финансирования здравоохранения: госбюджетное, социально - страховое и внебюджетные средства. Каждая из этих форм имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Бюджетный источник ассоциирован со всей системой государственных финансов, что обеспечивает его высокую надежность. С другой стороны, бюджет любого уровня имеет множество направлений расходования средств, в результате этого благополучие здравоохранения в бюджетной системе зависит не от уровня экономического развития страны, а от приоритетов финансирования, которые она имеет.
Преимуществом страховой формы финансирования является то, что страховые платежи имеют целевой характер, что обеспечивает гарантированное направление собранных средств на финансирование здравоохранения. К тому же она более защищена от остаточного принципа финансирования. Отрицательное свойство данного источника обусловлено объемом средств, который обеспечивается страховыми взносами. Они гораздо более скуднее, чем те, которые могут обеспечиваться за счет средств бюджетов.
Внебюджетные средства как источник финансирования напрямую связаны с экономическими традициями и уровнем развития государства.
Еще одним способом финансирования здравоохранения является сочетание всех вышеперечисленных источников, то есть смешанное финансирование.
Для обеспечения прав гражданина на охрану здоровья и получения бесплатной, качественной медицинской помощи в России была введена система обязательного медицинского страхования, которая определила формирование бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения и должна была стать экономической основой проведения реальных реформ системы здравоохранения.
Бюджетно - страховая модель здравоохранения предусматривает сохранение государственного финансирования медицинских учреждений, которое дополняется внебюджетными источниками в виде страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
При введении Бюджетно - страховой модели финансирования здравоохранения предполагалось решить два основных вопроса. Во - первых, формирование дополнительного, постоянного, сопоставимого с бюджетным источника финансирования медицинской отрасли, во - вторых, внедрение экономических законов в функционирование систем государственного здравоохранения, основанного на использовании принципов страхования: анализ, контроль и прогнозирование вероятности реализации страховых рисков, частоты возникновения страховых случаев и объема наносимого ущерба; проведение расчетов для разработки экономически обоснованной программы ОМС и другое.
Основные задачи, которые решались при переходе к ОМС в России были:
–..привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
– повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и лечебно-профилактическими учреждениями, а также внедрения методов оплаты медицинской помощи по результатам деятельности;
– повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителя за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организации (ОМС);
–..другие социально и финансово значимые задачи.
Обязательное медицинское страхование имеет принципиальные отличия от других видов страхования. Во-первых, средства фондов ОМС предназначены для оплаты медицинских услуг, а не для производства выплат в денежной форме. Во-вторых, организационные функции при оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения. В-третьих, при страховании задействованы средства бюджетов субъектов РФ, поскольку органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.
В связи с внедрением системы ОМС особенно активно стала происходить передача функций финансирования на региональный уровень.
Финансирование в сфере оказания медицинской помощи в рамках одних и тех же государственных гарантий производится по двум параллельным каналам (бюджет и средства обязательного медицинского страхования).
Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование является формой защиты интересов населения в охране здоровья. При этом предусматривается компенсация расходов граждан на получение медицинской помощи, а также других расходов, связанных с поддержанием здоровья.
Система финансирования здравоохранения по программе ОМС представлена на рисунке 2.
Внебюджетные средства | Бюджетные ассигнования
|
Обязательные
взносы предприятий
(работодателей) |
Государственная
и муниципальная
Система здравоохранения |
Фонд обязательного медицинского страхования |
Рисунок 2 - Система финансирования здравоохранения по программе ОМС
Объектом обязательного страхования в связи с этим выступают расходы по лечению застрахованного, связанные с:
–посещением врачей-специалистов и принятием необходимых процедур и другого лечения в амбулаторных условиях;
– приобретением медикаментов;
– пребыванием в стационарном медицинском учреждении;
– получением стоматологической помощи.
В
настоящее время система
Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения