Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Рыночная экономика, как известно, предполагает свое развитие на здоровой социально-экономической и экологической основе за счет внутренних ресурсов и резервов. Это возможно при наличии четких механизмов правового, экономического и организационного регулирования процесса производства и распределительных отношений на региональном и республиканском уровнях. Поскольку такие механизмы еще не отработаны, мы сочли своим долгом высказать ряд соображений по этому поводу, не претендуя на их бесспорность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ……………………..5
Понятие местных финансов……………………………………..5
Функции местных финансов…………………………………….8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ ОБЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………………………….13
2.1. Прогнозирование поступлений в территориальные бюджеты….13
2.2. Формирование расходов территориальных бюджетов…………..17
2.3.Анализ формирования и использования территориальных
бюджетов…………………………………………………………………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ
МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ……………………..5
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ ОБЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН………………………………………………………
2.1. Прогнозирование поступлений в территориальные бюджеты….13
2.2. Формирование
расходов территориальных
2.3.Анализ формирования
и использования
бюджетов…………………………………………………………
ГЛАВА
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Широкомасштабный переход к рыночной экономике при неотработанности механизма управления процессом привел к тому, что каждая область Казахстана, адаптируясь к новым условиям, пытается вырабатывать собственную модель экономического поведения, в основе которой лежит одна цель - любыми путями решить социальные проблемы и удержать спад производства. Такой путь перехода к рынку не может быть эффективным. Из поля зрения региональных органов управления выпадает решение стратегических задач, теряется управляемость экономикой. Возникла необходимость радикального переосмысления ряда проблем управления социально-экономическим развитием регионов. Оно должно основываться на новых принципах территориального хозяйствования:
• соизмерения доходов с расходами, возмещения расходов за счет собственных доходов, получаемых от результатов хозяйственной деятельности (окупаемость);
• превышения доходов над расходами (обеспечение самофинансирования);
• материальной и моральной ответственности и заинтересованности за результаты хозяйственной деятельности;
• решения социальных и внутрирегиональных экономических проблем за счет получаемого на территории дохода.
Соблюдение указанных принципов исходит из того важного положения, что успех реформирования экономики Казахстана определяется тем, как он будет проходить в регионах. Иными словами, движущим мотивом в достижении стабилизации экономики и перехода к рынку выступают региональные интересы, преследующие в конечном счете общую для страны цель, - преодолеть экономический кризис и с меньшими социально-экономическими потерями перейти к рыночной экономике.
Рыночная экономика, как известно, предполагает свое развитие на здоровой социально-экономической и экологической основе за счет внутренних ресурсов и резервов. Это возможно при наличии четких механизмов правового, экономического и организационного регулирования процесса производства и распределительных отношений на региональном и республиканском уровнях. Поскольку такие механизмы еще не отработаны, мы сочли своим долгом высказать ряд соображений по этому поводу, не претендуя на их бесспорность.
Один
из главных принципов, по которому развивается
экономика регионов мира, - это принцип
"жить по заработанным средствам".
Он предполагает прежде всего установление
контроля за соблюдением экономических
пропорций, протекающих на соответствующих
территориях. В настоящее время этот принцип
осуществляется лишь на макро - уровне
страны. Что же касается локального уровня,
то контроль за пропорциями материального
производства между различными функциональными
группами отраслей промышленности, структурными
пропорциями в распределении валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального
дохода (чистой продукции на уровне области),
а также в сфере распределительных отношений
(прежде всего соотношений ввоза-вывоза
продукции, как важнейшего источника формирования
его ресурсов), в настоящее время не осуществляется.
В недалеком прошлом была предпринята
попытка на уровне Госкомитета РК по статистике
и анализу разрабатывать балансы СОП по
областям, но она оказалась непродолжительной.
Предпринимались попытки разработки межотраслевых
балансов производства и распределения
продукции (МОБ) по отдельным областям
(Карагандинская, Павлодарская, Жезказганская.
Семипалатинская и др.). Они предоставляли
местным органам управления богатейшую
информацию об имеющихся диспропорциях
в экономике региона и потерях, которые
несет при этом территория. Но разработка
таких балансов носила эпизодический
характер, проводилась в основном для
научных целей, поскольку рекомендации
по результатам этих разработок на местах
практически не использовались.
Глава 1. Содержание
местных финансов
Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.
Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.
В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.
На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.
Финансирование
мероприятий по обслуживанию населения
в основном осуществляется за счет
местных финансовых ресурсов. Отрасли
социально-бытовой
Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.
Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.
Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).
Областным
бюджетом, бюджетом города республиканского
значения, района (города областного значения)
столицы является централизованный
денежный фонд, формируемый за счет налоговых
и других поступлений, определенных Бюджетным
кодексом, и предназначенный для финансового
обеспечения задач и функций местных государственных
органов областного уровня, города республиканского
значения, столицы, района (города областного
значения) подведомственных им государственных
учреждений и реализации государственной
политики в соответствующей административно-
В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:
1)
централизация системы форм и методов
управления движением финансовых ресурсов
как отражение более общего процесса развития
централизованных начал в управлении
экономикой с целью выхода из кризиса
и стабилизации;
2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.
Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.
С
другой стороны, регионы представляют
собой части единого
Структура местных бюджетов аналогична структуре республиканского бюджета и состоит из следующих разделов:
1)
доходы (налоговые поступления;
2)затраты;
3)
операционное сальдо;
4) чистое бюджетное кредитование (бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов);
5)
сальдо по операциям с
6) дефицит (профицит) бюджета;
7)
финансирование дефицита (использование
профицита) бюджета (
Поступления в областной бюджет:
Налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд плат и сборов.
Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
официальные трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);
поступления от продажи основного капитала - государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.
В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в областной коммунальной собственности, займов местных исполнительных органов областей.
Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.
Налоговыми поступлениями в бюджет города республиканского значения, столицы являются:
индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, единый земельный налог, налог на транспортные средства (по нормативам распределения доходов); акцизы на все виды спирта, алкогольную продукцию, табачные изделия (произведенные на территории Республики Казахстан) икру осетровых и лососевых рыб, игорный бизнес, организацию и проведение лотерей, легковые автомобили, бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития территориальных бюджетов