Проблемы и перспективы развития территориальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика, как известно, предполагает свое развитие на здоровой социально-экономической и экологической основе за счет внутренних ресурсов и резервов. Это возможно при наличии четких механизмов правового, экономического и организационного регулирования процесса производства и распределительных отношений на региональном и республиканском уровнях. Поскольку такие механизмы еще не отработаны, мы сочли своим долгом высказать ряд соображений по этому поводу, не претендуя на их бесспорность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ……………………..5
Понятие местных финансов……………………………………..5
Функции местных финансов…………………………………….8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ ОБЛАСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………………………….13
2.1. Прогнозирование поступлений в территориальные бюджеты….13
2.2. Формирование расходов территориальных бюджетов…………..17
2.3.Анализ формирования и использования территориальных
бюджетов…………………………………………………………………20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из  1 файл

Местные бюджеты курсовая.doc

— 281.00 Кб (Скачать документ)

     • использование республиканского бюджета  для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;

     • осуществление республиканских  программ развития регионов и отраслей в том числе с использованием совместного финансирования;

     • размещение республиканских заказов  на поставку продукции для общегосударственных  нужд.

     Основная  часть мероприятий, конечно, может  осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. Но при этом при их разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие интересам комплексного социально-экономического развития территорий. Так, например, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым участием государства важно учитывать их влияние на социально-экономическую ситуацию в конкурентных регионах.

     Государство может формировать целевой фонд регионального развития, средства которого могут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.

     Экономико-региональное регулирование должно строиться  на четком механизме взаимоотношений  между различными уровнями власти. В частности, следует подготовить нормативно-правовые документы о разграничении и делегировании полномочий между республиканскими органами власти и органами власти регионов, а также об общих принципах организации управления регионами. Законодательно и нормативно должна быть закреплена процедура оказания мер государственной поддержки регионам. Шире необходимо использовать возможности новых организационных форм экономического сотрудничества (регионально и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, территориальные финансово- промышленные группы и т.д.).

     Экономический механизм региональных отношений в  первую очередь, конечно, будет развиваться  в направлении совершенствования  бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности  и доходов от собственности между республиканским и региональным уровнями, уточнения разграничения предметов ведения и экономической ответственности между республиканскими уровнями.

     Главной задачей государства, на наш взгляд, все же является не прямое управление этим развитием, а создание условий, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов и в масштабах страны, в расширении финансовой базы как регионов, так и республики в целом..

     Например, ввиду богатства природными ресурсами  Казахстана в процессе реформирования налогово-бюджетной системы одним из острых встает вопрос усиления роли рентных платежей, платы за пользование недрами, участия регионов в разделении прибыли и др.

     Но  государство несет и регулирующую роль, связанную с поддержанием и развитием общеказахстанского и межрегионального рынка.

     Территориально-организационная  структура народнохозяйственного  комплекса Казахстана как управленческая система в настоящее время  воплощается в двух взаимосвязанных  и относительно самостоятельных подсистемах: 1) разномасштабных экономических районах (основой служит сетка крупных районов) и 2) административно-территориальных единицах.

     Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания  республиканских и местных интересов территория Республики Казахстан подразделяется на две основные категории - регионы и населенные пункты.

     Регион - это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах  республики. Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства. (8 декабря 2003 г. N 2572-ХП Закон РК “Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан” )

     Социально-экономическое районирование выполняет три важнейшие функции: 1) политическую - способствовать укреплению устойчивости государства; 2) хозяйственную и социальную - создавать наилучшие условия для формирования в стране рациональных территориальных пропорций и развитых эффективных региональных комплексов народного хозяйства 3) организационную - обеспечивать приносящую требуемые результаты управляемость территориями.

     Ныне  широко распространено мнение о целесообразности глубокого реформирования всей территориально-организационной  структуры Казахстана.

     В республике идет совершенствование  механизмов регулирования регионального  развития, но проводимая работа имеет  под собой часто гипотетические, а не опирающиеся на научные разработки основания. Выработка же нового механизма должна идти путем проведения системных, комплексных исследований и экспериментальной проверки их результатов и привести к конкретным предложениям.

     Экономические принципы районирования осуществляются на основе общественно-территориального разделения труда, способствующих в условиях сегодняшнего становления и завтрашнего развития рыночной экономики повышению его производительности и на этой базе лучшему удовлетворению многообразных потребностей общества. В какой-то мере общественное разделение труда регулируется на государственном уровне, но в основном решающую роль играют объективные обстоятельства, например, природные ресурсы.

     Социальные  принципы районирования основаны на необходимости социальной ориентации рыночных отношений. Это вызывает необходимость региональной дифференциации социальных нормативов. Например, при районировании следует учитывать территориальные особенности воспроизводства рабочей силы.

     Экологические принципы районирования призваны учитывать при экономической регионализации природные ресурсы, являющиеся не только материально-вещественной основой всякого производства и его размещения, но и определяющими направлениями в развитии региона.

     Организационные принципы районирования реализуются в функциях общего и территориального управления хозяйством и социальной сферой и включают в себя такие функции, как прогнозирование, оперативное регулирование, координацию, учет и контроль. Сегодня необходимо оптимальное сочетание рыночного саморегулирования с индикативным планированием.

     Территориальная структура казахстанской экономики  сложилась и будет развиваться  под воздействием трех главных групп  факторов.

     1. Естественно-географические факторы:  обширная территория с суровым климатом на большей части территории, низкая в среднем плотность населения, дифференцированный

     потенциал природных ресурсов. Весьма значительная дифференциация и неравномерность  распределения естественных и трудовых ресурсов. Так, на юге сконцентрировано примерно 3/4 населения в то время как они располагают всего десятой частью всего природоресурсного потенциала.

     2. Длительное воздействие планового  закрепления сырьевой ориентации, в результате которой, во-первых, сложилась сырьевая структура промышленности, во-вторых, не был обеспечен необходимый экономический потенциал и уровень жизни территориям. Почти 80% промышленности в начале 90-х годов составляли добыча сырья и первичная переработка. В территориальной структуре возникла чрезмерная концентрация производства, узкая специализация отдельных регионов, дальние и явно нерациональные экономические связи между поставщиками и потребителями, выросли и моногорода, социальная инфраструктура сращивалась с крупными производственными предприятиями. В результате с началом реформ в одних возникла хроническая безработица, в других -избыточное население. Возникли зоны экологического бедствия, критическим стало состояние малых городов (Жанатас, Кентау, Степногорск и др.).

     3. Комплекс трансформационных условий и трудностей, связанных с переходом к рыночным отношениям. В результате наложения переходных факторов (спад производства, неконкурентоспособность большинства продукции и пр.) началась экономическая дезинтеграция регионов - усиление замкнутости и уменьшение интенсивности межрегиональных связей.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подведя итого всему вышесказанному можно  сказать, что наиболее эффективное  использование средств местных  бюджетов предполагает следующее:

    во-первых, эффективное воздействие на воспроизводство всего регионального общественного продукта предполагает закрепление за местными органами власти и управления права регулирования процессами, протекающими и замыкающимися на соответствующей территории (производственная, социальная инфраструктура, потребительский рынок и др.);

    во-вторых, региональные ресурсы должны иметь  определенного хозяина, который бы отвечал за их эффективное использование. Им могут быть местные органы управления, но они должны при отсм выступать ка равных партнерских условиях с самостоятельными хозяйствующими на территории субъектами, используя соответствующий механизм предоставления им ресурсов (конкурсная система, штрафы, повышенные ставки платы за неэффективное их использование и т.д.);

    в-третьих, сильным стимулом улучшения деятельности во всех сферах экономики могут стать законодательные гарантии по обеспечению зависимости местных бюджетов от уровня эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса региона, поскольку это связывает решение его социальных и экономических задач с уровнем хозяйствования на территории. 
 
 
 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.
  2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-IV ЗРК            (по состоянию на 11 декабря 2009 года)
  3. Закон «О бюджете Республики Казахстан за 2005год»
  4. Мельников В.Д. – Основы финансов Алматы 2009 г..
  5. Газета «Бизнес и Власть».
  6. Газета «Панорама».
  7. Газета «Деловой Казахстан».
  8. Газета «Казахстанская правда».
  9. www.kzinform.kz
  10. www.kazpravda.kz
  11. Информационно-аналитический журнал: «Личные деньги»
  12. Еженедельник "Business Week"

Информация о работе Проблемы и перспективы развития территориальных бюджетов