Проблемы и перспективы управления государственными и муниципальными финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;
- изучить формирование доходной части местных бюджетов на примере Рудногорского муниципального образования;
- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета на примере Рудногорского муниципального образования;
- определить проблемы и перспективы формирования муниципальных финансов в РФ.
- наметить пути совершенствования местных бюджетов на примере Рудногорского муниципального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны
1.2. Особенности становления системы местных финансов в России
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РУДНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация управления местными финансами
2.2. Анализ функционирования муниципального финансового механизма на примере Рудногорского муниципального образования
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы и перспективы оптимизации управления муниципальными финансами в Российской Федерации
3.2. Проблемы и перспективы управления финансами Рудногорского муниципального образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ  И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ  ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Проблемы и перспективы  оптимизации управления  муниципальными финансами  в Российской Федерации

      Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными и муниципальными финансами. Одним из эффективных инструментов такого управления является муниципальный финансовый контроль.

      Отсутствие  целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования.

      Особую  значимость государственный и муниципальный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ. Принятие Федерального закона от 06.10.2008 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс реформирования местного самоуправления.

      Финансовым  взаимоотношениям государственных органов и органов местного самоуправления присуща повышенная конфликтность. Наполнение бюджетов муниципальных образований финансовыми ресурсами напрямую зависит от действий и решений органов государственной власти. Так как у органов государственной власти прямые административные рычаги воздействия на местное самоуправление отсутствуют, возрастает роль и значение финансовых механизмов. Без достаточной финансовой основы невозможно развитие местного самоуправления. Предоставляя средства местному самоуправлению, государство приобретает и право контроля за их расходованием. Отсюда взаимоотношение государственных органов и органов местного самоуправления приобретает особую актуальность в сфере финансового контроля.

      Контроль  за эффективным использованием средств местных бюджетов является в настоящее время одной из основных задач совершенствования государственного и муниципального управления. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ местного самоуправления.

      Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю (ГФК).

      Отсутствие  единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего финансового контроля.

      Реформирование  системы государственного и муниципального финансового контроля требует: организации  действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие действующих норм Бюджетного кодекса новым принципам организации бюджетного процесса; уточнения полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению финансового контроля; включения комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; введения определений, форм, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также установление критериев эффективности использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие системы государственного (муниципального) финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ; снижения административного давления на бизнес.

      В целях обеспечения действенности  и эффективности предложенной системы государственного (муниципального) финансового контроля необходима реформа системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к  нарушителям бюджетного законодательства и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства.

3.2. Проблемы и перспективы  управления финансами  Рудногорского муниципального  образования

      Проведя анализ доходов и расходов Рудногорского  муниципального образования за 2009-2010гг., мы сделали следующие выводы.

      В структуре доходов Рудногорского муниципального образования основную долю (96,1%) составляют безвозмездные поступления. В структуре расходов бюджета Рудногорского муниципального образования преобладают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и общегосударственные вопросы.

      Размер  дефицита бюджета поселения в 2010 году равен 94 тыс. руб. или 5 % от общего годового объёма доходов бюджета  поселения без учёта общего годового объёма безвозмездных поступлений.                 

      Таким образом, основной проблемой в настоящее время является то, что бюджет Рудногорского муниципального образования в значительной мере зависит от дотаций, субсидий и субвенций, предоставляемых из федерального, областного и районного бюджетов.

      Оптимизация управления финансами Рудногорского  муниципального образования может быть достигнута с помощью следующих мероприятий:

      - последовательное расширение собственной  налоговой базы, прежде всего  за счет поддержки малого и  среднего предпринимательства, принятие  мер по мобилизации доходов  в бюджет поселения;

      - усиление механизмов финансового  администрирования, повышения сбалансированности  бюджета поселения;

      -обеспечение  режима экономного и рационального  использования бюджетных средств,  оптимизация расходов на содержание  органов местного самоуправления;

      -инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;

      -ответственный  подход к принятию новых расходных  обязательств;

      -повышение  качества бюджетного планирования, отказ от второстепенных и  менее значимых расходов;

      -ограничение  внешних заимствований, уменьшение дефицита бюджета. 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Муниципальные финансы — это система экономических (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления.

      В России в состав муниципальных финансов включаются финансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.

      Муниципальные финансы имеют социально-экономическую  сущность, идентичную общегосударственным финансам, и существуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все основные сущностные характеристики более общей категории «финансы» характерны и для муниципальных финансов, которые являются частью финансовой системы государства. Это также касается и выполняемых муниципальными финансами функций.

      Проанализировав финансовый механизм муниципальных  образований, необходимо сделать следующие основные выводы.

      Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

      Расходная часть наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов.

      Бюджеты различных уровней (федеральный, региональный и местный) взаимодействуют между собой, в результате этой деятельности возникают межбюджетные отношения.

      Одной из основных проблем управления муниципальными финансами является то, что до настоящего времени в России ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций вешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов финансового контроля. Таким образом, необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
  2. «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2008 – 2010 годов». - Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ. - Ст. 11. [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
  3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Федеральный закон № 131-ФЗ // Российская газета. 08.10.2003. - №202. - Ст. 2.
  4. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
  5. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 564 с.
  6. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право. - 2004. - №6. - с.95-98.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:    ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с.
  8. Баранова Л.Г. и др. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Приор, 2006. - 324 с.
  9. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 527 с.
  10. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,    2004. — 344с.
  11. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. / С.Ю. Витте. – М., 1997.
  12. Готвань, О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования - 2004. - №2 - С.3-15.
  13. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с: ил.
  14. Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит. - 2006.- № 25. - С.2-4.
  15. Григорьев А.С., Гурвич Е.М., Савайтюгин А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №7 - с.62-75.
  16. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.
  17. Дадашев А.З., Финансовая система России. Учебное пособие. –М.:Инфра-М, 2004. - 345 с.
  18. Запольский, С.В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право - 2006. - №8 - С.2-8.
  19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 352 с.
  20. Лахтина, Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. – 2005. - №4 -  С.24-26
  21. Литовченко. В. П.   Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 588 с.
  22. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 2008. – 671 с.
  23. Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В. Лычагин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 343 с.
  24. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы. - М.: Экономистъ, 2005. - 682с.
  25. Макконнелл К. Экономикс: Учебн. Пособие: т. 1 / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. под ред. С.В. Черпакова. – М.: Республика, 1992. – 399 с.
  26. Мацкуляк И.Д..  Государственные   и  муниципальные финансы:   Учебник.   —   М.:   Изд-во   РАГС,   2003.   — 680 с.

Информация о работе Проблемы и перспективы управления государственными и муниципальными финансами в РФ