Процесс оптимизации налога на прибыль на предприятии «Юничел»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание

Задачи исследования вытекают из поставленной цели. Целью курсовой работы - изучить способы снижения налоговой нагрузки на предприятии. Так же рассмотрение некоторых методов на примере обувной фабрики «Юничел». Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить понятие налога на прибыль, его сущность и роль в налоговой системе;
Разделить расходы предприятия по группам, согласно налоговому законодательству;
Рассмотреть объект налогообложения его понятие и сущность;
Изучить методы основные снижения налоговой нагрузки.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты налога на прибыль………………………..4
1.1. Сущность и роль налога на прибыль в налоговой системе…………...4
1.2. Виды расходов их функции и признаки. Объект налогообложения……..7
Глава 2. Обзор методов по оптимизации налога на прибыль.……....16
2.1. Создание резерва по сомнительным долгам……………………………..16
2.2. Создание ремонтного фонда…………………………………………………18
2.3. Методы амортизации......................................................................................23
Глава 3. Процесс оптимизации налога на прибыль на предприятии «Юничел»......................................................................................................…..26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

   Имеющиеся у России соглашения об избежании двойного налогообложения сгруппированы по рассматриваемым в них вопросам на следующие виды:

  • по строительно–монтажным работам;
  • по дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;
  • по процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;
  • по международным перевозкам;
  • выплаты вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;
  • выплата вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках.

   Следует отметить, что в России возможны два способа  использования таких договоров: 1) предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в России; 2) возврат налогов на доходы иностранных юридических лиц из источников в России. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет предприятиям получать реальную экономию в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России.13

     В современных условиях законодательно  закреплена необходимость учитывать  налоговые аспекты при составлении  приказа по учетной политике. В соответствии с главой 25 НК РФ организация может в своей учетной политике определить следующие моменты:

  • метод определения доходов и расходов (ст. 271, 273 НК РФ);
  • порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п.2 ст.288 НК РФ);
  • налоговый учет амортизируемого имущества (ст.259 НК РФ);
  • порядок формирования резервов по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);
  • порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст.267 НК РФ);
  • порядок уплаты налога на прибыль (ст. 286 НК РФ).14

   Например, для целей налогообложения прибыли  амортизацию начисляют одним  из методов предусмотренных ст. 259 гл.25 НК РФ – линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения  может применятся ускоренная амортизация, регламентируемая Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ №6/97. В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.15

   Текущее планирование хозяйствующего субъекта предполагает разработку наравне с  учетной политикой и договорную политику, под которой подразумевается  использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий  хозяйственных договоров с целью достижения желаемого финансового результата или определенной структуры активов организации. К основным инструментам договорной политики относятся:

  • выбор контрагента;
  • выбор вида договора;
  • определение отдельных условий договора.

   В рамках договора дарения в соответствии с п.2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения имущество, работы, услуги или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать услуги).

   Доходы  в виде безвозмездно полученного  имущества (работ, услуг) или имущественных  прав для целей исчисления налога на прибыль признаются внереализационными доходами налогоплательщика (п.8 ст.250 НК РФ).

   При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. 

   2.2. Создания ремонтного фонда 

   Практически у каждой организации имеется  непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам. 16

   Необходимо  учитывать, что создавать резерв по сомнительным долгам могут только те организации-плательщики налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения методом начисления.17 В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:

   • организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний  день отчетного (налогового) периода;

   • рекомендуется предусмотреть возможность  создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;

   • рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва  включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерв

   При этом следует знать, что сумма  создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов  от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей 249НК РФ. Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

   Создание  резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым  регистром. Суммы отчислений в эти  резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода.

   Резерв  по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к  взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.18

     В бухгалтерском учете также  предусмотрено создание резервов  по сомнительным долгам по  расчетам с другими организациями  и гражданами за продукцию,  товары, работы и услуги. Порядок  создания резерва регламентируется  Положением по ведению бухгалтерского  учета и  бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34Н). Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.19

     Суммы резервов относятся на финансовые результаты организации. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой – либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

     В бухгалтерском учете организации  создание и использование резерва  сомнительных долгов отражается  следующим образом:

  • создание резерва по сомнительным долгам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
  • при списании невостребованных долгов, раннее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами – в части, покрываемой резервом, и по дебету счета 91 и по кредиту счетов учета дебиторской задолженности – в части, не покрываемой суммой созданных резервов;
  • по окончании года сумма резерва, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в отчетном году, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.

   Дебиторская задолженность по которой созданы  резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам учета дебиторской задолженности и счету 63). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается.  Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника сумма дебиторской задолженности должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.

     Говоря об оптимизации налога  на прибыль путем создания  резерва по сомнительным долгам  необходимо отметить недостатки  данного способа:

  • резерв создается не под любую задолженность, долги должны быть просрочены более чем на 45 дней;
  • сумма  создаваемого резерва ограничена лимитом в 10% от выручки отчетного (налогового) периода;
  • сумма создаваемого резерва зависит не только от срока задолженности, лимита выручки, но и от характера долга. Резерв по сомнительным долгам не создается в отношении долгов,  образовавшихся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Кроме того, в соответствии со статьей 266 НК РФ, чтобы задолженность была признана сомнительной, эта задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.20

   Еще одним из способов уменьшить налоговые платежи по налогу на прибыль для налогоплательщиков является образование резерва для предстоящих расходов на ремонт. В настоящее время НК РФ предоставил организациям возможность оптимизировать платежи по налогу на прибыль путем создания резерва на предстоящий ремонт основных средств. Организация – плательщик налога может в каждом отчетном периоде уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений, направляемых в ремонтный фонд. Создание такого резерва разрешает статья 260 НК РФ, в которой указано, что для обеспечения в течение двух или более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе образовывать резервы.

   При создании ремонтного фонда организации необходимо выполнить все требования, предъявляемые главой 25 НК РФ. Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств определен в статье 324 НК РФ. В ней говорится, что налогоплательщик, образующий резерв, рассчитывает отчисления исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений.

   Совокупная  стоимость основных средств отчисляется  как сумма первоначальной стоимости  всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию  на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию. Если основные средства приобретены до вступления в силу 25 главы НК РФ, т.е. до 06.08.2001г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, т.е. с учетом проведенных переоценок на ту же дату. Определение совокупной стоимости осуществляется на основании инвентарных карточек учета основных средств унифицированной формы № ОС – 6.21

Информация о работе Процесс оптимизации налога на прибыль на предприятии «Юничел»