Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа
Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово - экономический факультет
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Прямые налоги и их место в налоговых системах
ОГУ 080105.65.5011.11 ОО
Руководитель работы __________________ А.М.Балтина
Оренбург 2012.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы прямого налогообложения
1.1 Сущность и понятие прямых налогов
Решающее
значение в доходах бюджета имеют
налоги. Участвуя в перераспределении
стоимости – национального
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. [Перов, Толкушкин с. 21]
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]
Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, Д.Локк установил, что налогом, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные.
Однако, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А.Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. [Пушкарева, 2001 с. 178]
Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течении XVII – XIX веков.
Вторым способом
деления налогов на прямые и косвенные
явилось принятое разграничение
и по способу обложения и взимания.
Прямые налоги построены на основании
явлений и признаков
Однако это разграничение кадастра и тарифа не прижилось. Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга, например, промысловый налог, а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра, то есть подоходный налог.
Следующее обоснование
этой классификации основывалось на
понятии платежеспособности. В соответствии
с ним все налоги, в которых
государство направляет требование
определенному лицу и производит
непосредственно оценку его платежеспособности,
являются прямыми. Те налоги, в которых
государство непосредственно не
устанавливает
Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на расходное и доходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства – путем налогов на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, то есть на предметы потребления в широком смысле слова, – к категории косвенных налогов. [Пушкарева 2001, с. 180]
Такое деление
налогов на прямые и косвенные
исходило из платежеспособности лица,
определяемой его доходом и имуществом,
а также из связи между доходом
плательщика и его
В налоговых
законодательствах развитых стран
классификация налогов с
Эволюция
налоговой системы
В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах развитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.
Итак, прямые
налоги устанавливаются
Косвенные налоги
взимаются в процессе движения доходов
или оборота товаров, работ и
услуг. Эти налоги включаются в виде
надбавки в цену товара, а также
тарифа на работы или услуги и оплачиваются
потребителем. Владелец товара (работы
или услуги) при их реализации получает
с покупателя одновременно с ценой
и налоговые суммы, которые затем
перечисляет государству, поэтому
косвенные налоги нередко называют
налогами и потребление. Таким образом,
указанные налоги предназначаются
для перенесения реального
Следует отметить,
что прямые налоги непосредственно
связаны с характеристикой
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают их с других лиц (с потребителей).
Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, ибо взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде войн, неурожаев и т. п.), тогда как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от разнообразных причин, значительным колебаниям.
Так же к достоинствам
прямого налогообложения
Как ранее отмечалось, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.
Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:
а) Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
б) Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
в) Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.
Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
1. Организационные
— прямая форма
2. Контрольные
— контроль поступления прямых
налогов требует существенного
расширения налогового
3. Полицейские
— прямые налоги связаны с
возможностью уклонения от
4. Бюджетные
— прямое налогообложение
Также к недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги. [Тарасова, с 30]
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.
Реальные
налоги взимаются в силу факта
владения имуществом независимо от финансового
положения и доходов
Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот.
В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.
Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени присущие прямым налогам.
Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах