Прямые налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 93.60 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

        Финансово  - экономический факультет

Кафедра финансов

 

        

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

 

Прямые налоги и их место в налоговых системах

ОГУ 080105.65.5011.11 ОО

 

Руководитель работы  __________________ А.М.Балтина

                                                                        Исполнитель

                                                                        студентка гр.10ФК-1

                                                                         ________________ М.В. Шорохов 

                                                                        "_____"_________________2012г.

                                                                        

Оренбург 2012.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические  основы прямого налогообложения

 

 

1.1 Сущность и понятие прямых  налогов 

 

Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Участвуя в перераспределении  стоимости – национального дохода – налоги выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений.

Налог как  основная форма доходов государства  присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования.

В широком  смысле под налогом понимается взимаемый  на основе государственного принуждения  и не носящий характер наказания  или компенсации обязательный безвозмездный  платеж. [Перов, Толкушкин с. 21]

В современной  литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые  не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Исторически в зависимости от основания, заложенного  в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, Д.Локк установил, что налогом, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно  взимаемый с землевладельца. Таким  образом, получилось, что поземельный  налог – это прямой налог, остальные  налоги – косвенные.

Однако, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А.Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. [Пушкарева, 2001 с. 178]

Классификация налогов, в основании которой  лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течении XVII – XIX веков.

Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные  явилось принятое разграничение  и по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании  явлений и признаков постоянного  характера и поэтому заранее  определимых (владение и пользование  имуществом). Они взимаются по личным, периодически составляемым, спискам  плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т.д.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят  из изменчивых явлений, из отдельных  действий, фактов, как, например, из различных  актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов. [Пушкарева. 2001, с.179]

Однако это  разграничение кадастра и тарифа не прижилось. Кадастр и тариф  принципиально не исключают друг друга, например, промысловый налог, а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра, то есть подоходный налог.

Следующее обоснование  этой классификации основывалось на понятии платежеспособности. В соответствии с ним все налоги, в которых  государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых  государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.

Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на расходное и доходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов; обложение расходного, потребительского хозяйства – путем налогов на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категории прямых, а налоги на расход, то есть на предметы потребления в широком смысле слова, – к категории косвенных налогов. [Пушкарева 2001, с. 180]

Такое деление  налогов на прямые и косвенные  исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом  плательщика и его потреблением. Это деление на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала ХХ в., не утратило своего значения и в конце ХХ века – начале ХХI века.

В налоговых  законодательствах развитых стран  классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные была сохранена. В Российской Федерации она введена налоговой реформой 1991 года.

Эволюция  налоговой системы свидетельствует  об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и  соотношении между ними, которое  менялось на различных этапах развития общества. В ХIХ – начале ХХ вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х гг. ХХ в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.[Качур, с. 13]

В настоящее  время деление налогов на прямые и косвенные производится на основе принципа переложения налогов. Соотношение  прямых и косвенных налогов в  различных странах зависит от уровня их экономического развития. В  налоговых системах развитых стран  преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение  занимают косвенные налоги.

Итак, прямые налоги устанавливаются непосредственно  на доход (заработную плату, прибыль, проценты) или имущество налогоплательщика (землю, строения, ценные бумаги). В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом. (Пансков)

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов  или оборота товаров, работ и  услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также  тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой  и налоговые суммы, которые затем  перечисляет государству, поэтому  косвенные налоги нередко называют налогами и потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить  НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Следует отметить, что прямые налоги непосредственно  связаны с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей  ему собственности (имущества). Они  применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие  попало как можно большее число  объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую  основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении  усиливается зависимость размера  уплачиваемых налогоплательщиком налогов  от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе  прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений. ( Пансков)

Прямые налоги зависят и соответственно могут  корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные  же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

При взимании прямых налогов государство становится лицом к лицу к действительным плательщикам налога, тогда как налоги косвенные (например, акцизы) уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые затем возмещают  их с других лиц (с потребителей).

Одним из достоинств прямых налогов, по сравнению с косвенными, заключаются в том, что они  обеспечивают государству более  устойчивый и определенный доход, ибо  взимаются с имущества или  дохода плательщиков, имеющего постоянную тенденцию к возрастанию (за исключением, конечно, чрезвычайных бедствий, вроде  войн, неурожаев и т. п.), тогда  как потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости  от разнообразных причин, значительным колебаниям.

Так же к достоинствам прямого налогообложения относится  то, что прямые налоги в большей  степени соразмеряются с платежеспособностью  налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики.

Как ранее  отмечалось, в настоящее время  прямые налоги составляют основу налоговых  систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов.

Основные  преимущества прямого налогообложения  состоят в следующем:

а)  Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

б)  Регулирующие — в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

в)  Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Такой принцип  налогообложения большинством экономистов  мира считается наиболее справедливым.

Однако следует  отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные  — прямая форма налогообложения  требует сложного механизма взимания  налогов, так как связана с  достаточно сложной методикой  ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

2. Контрольные  — контроль поступления прямых  налогов требует существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных методов  учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские  — прямые налоги связаны с  возможностью уклонения от уплаты  налогов из-за несовершенства  финансового контроля и наличия  коммерческой тайны.

4. Бюджетные  — прямое налогообложение требует  определенного развития рыночных  отношений, так как только в  условиях реального рынка может  формироваться реальная рыночная  цена, а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Также к недостаткам  можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям  и инвестициям при повышении  налоговых ставок.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги. [Тарасова, с 30]

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества  налогоплательщика (земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра - перечня  объектов обложения, составленного  на основе их внешних признаков и  учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.

Реальные  налоги взимаются в силу факта  владения имуществом независимо от финансового  положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения  к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и  др.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают  платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально  для каждого плательщика с  учетом предоставляемых ему льгот.

В зависимости  от объекта обложения различают  следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог  на прибыль корпораций (фирм), налог  на сверхприбыль, налог с наследств  и дарений и др.

Социально-экономическая  сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени  присущие прямым налогам.

Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах