Прямые налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 93.60 Кб (Скачать документ)

Налоговый период: календарный  год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие  и 9 месяцев календарного года. При  установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать  отчетный период.

Налоговая ставка устанавливается  законами представительных органов  муниципальных образований (законами городов федерального значения) и  не может превышать:

0,3% в отношении земельных  участков:

· отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства (в ред. от 28.11.2009);

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

· для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

· 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости  от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Уплата налога и отчетность. Организации и индивидуальные предприниматели  исчисляют сумму налога (авансовых  платежей) самостоятельно. Не ранее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом, уплачивают земельный налог  и представляют в налоговый орган  по месту нахождения земельного участка  налоговую декларацию по налогу. Организации  и индивидуальными предпринимателями, уплачивающие авансовые платежи  по налогу, не позднее последнего числа  месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, уплачивают авансовый платеж и представляют в налоговый орган  по месту нахождения земельного участка  налоговый расчет по авансовым платежам. Сумма налога (авансовых платежей) исчисляется налоговыми органами. Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления. В течение налогового периода может быть установлено не более двух авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков в порядке и сроки, установленные актами представительных органов муниципальных образований

 

2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального бюджета

 

Роль налогов  в формировании доходов бюджета  определяется удельным весом следующих  показателей:

- налоговых  поступлений в общей сумме  доходов бюджета;

- отдельной  группы налогов (прямых или  косвенных) в общей сумме налоговых  доходов бюджета;

- конкретных  налогов (налога на прибыль  организаций, налога на доходы  физических лиц, налога на имущества  и другие) в общей сумме налоговых  доходов бюджета и пр.

Для определения  роли и места прямых налогов в  доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета  РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.1.1., составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Таблица 2.1.1 Укрупненная  структура доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009г.г. в млн.руб.

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд.

вес, %

Доходы федерального бюджета  всего

7781119,79

100,00

9 275 931,31

100,00

7 336 772,96

100,00

Налоговые доходы

4629796,82

59,50

5 231 785,21

56,40

3 895 641,85

53,10

Неналоговые доходы

2919696,27

37,52

4042792,72

43,58

3433556,65

46,80

Безвозмездные поступления

231144,70

2,97

1335,85

0,01

6206,10

0,08

Целевые отчисления от гос и мун лотерей

482,00

0,01

17,53

0,00

1368,36

0,02


По данным таблицы мы видим, что за рассматриваемый  период удельный вес налоговых доходов  превышал удельный вес неналоговых  доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов в абсолютной величине с 5 231 785,21 млн. руб. в 2008 году до 3 895 641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями финансово-экономического кризиса.

Динамику  роста доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг. представим на рисунке 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Динамика роста налоговых и неналоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2007-2009 гг.

Динамика  изменения поступлений доходов  федерального бюджета за 2007-2009 года показывает, что наибольшее поступление  налоговых и неналоговых доходов  в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи с финансово-экономическим  кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается  уменьшение как налоговых, так и  неналоговых доходов.

Более подробно остановимся на изучении поступлений  прямых и косвенных налогов в  общем объеме налоговых доходов  федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2.1.2 представлена укрупненная  структура поступлений прямых и  косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2007-2009 года.

Таблица 2.1.2  Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг. в млн.руб.

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Всего налоговые доходы, в т.ч.

4629796,82

100,00

5231785,21

100,00

3895641,85

100,00

Прямые налоги

2233284,57

48,24

2939090,99

56,18

1744136,96

44,77

Косвенные налоги

2396512,25

51,76

2292694,22

43,82

2151504,89

55,23


Из таблицы 2.1.2 видно, что структура налоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2007 и 2009 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов. Мы видим, что в 2009 г. значительно  уменьшаются всего налоговые  доходы, это связано с уменьшением  поступлений от прямых налогов, которые  снизились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1 194 954,03 млн.руб. Это связано с последствиями финансово-экономического кризиса. Несмотря на то, что доля косвенных налогов увеличилась в 2009 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.

Доля прямых и косвенных налогов в налоговых  доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг. представлена на рисунке 2.1.2.

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным  Кодексом РФ и представленным в приложении 2. В федеральный бюджет зачисляются  следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы  и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование  объектами животного мира, сборы  за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная  пошлина.

Рис. 2.1.2. Структура  прямых и косвенных налогов в  налоговых доходах федерального бюджета за 2006-2008 гг.

Детально  остановимся на составе и структуре  налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2006-2008 гг. и представим данные в виде таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3 Состав и структура налоговых доходов  федерального бюджета за 2007-2009 гг. в  млн.руб.

Наименование доходов

2007 год

2008 год

2009 год

Сумма

Уд.вес, %

Сумма

Уд.вес, %

Сумма

Уд.вес, %

Всего налоговых доходов, в т.ч.

4629796,82

100,00

5231785,21

100,00

3895641,85

100,00

Прямые налоги, в т. ч.

2233284,57

48,24

2939090,99

56,18

1744136,96

44,77

Налог на прибыль, доходы

641320,60

13,85

761128,76

14,55

195419,82

5,02

Единый социальный налог

404980,50

8,75

506767,60

9,69

509774,74

13,09

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1157362,18

25,00

1637515,10

31,30

1006261,32

25,83

Государственная пошлина

29621,29

0,64

33679,53

0,64

32681,08

0,84

Косвенные налоги, т.ч.

2396512,25

51,76

2292694,22

43,82

2151504,89

55,23

НДС

2261477,08

48,85

2132202,96

40,75

2049963,22

52,62

Акцизы

135035,17

2,92

160491,26

3,07

101541,67

2,61


Структуру налоговых  доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2009 г. наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.1.3.

Рис. 2.1.3. Структура  налоговых доходов федерального бюджета за 2009 год

Рисунок показывает, что наибольшую долю в налоговых  доходах федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость, который составляет 52,6 процентов, далее  следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 25,8 процентов, единый социальный налог – 13,1 налог на прибыль – 5 процентов, процентов, акцизы – 2,6 процента, государственная пошлина – 0,8 процент.

Рассмотрим  более подробно динамику поступлений  от некоторых прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем  объеме доходов федерального бюджета.

Динамика  поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.1.4.

Рис. 2.1.4 Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2007-2009 гг.

На рисунке  видно, что в 2009 году значительно  снижаются поступления по налогу на прибыль и налогам, сборам и  регулярным платежам за пользование  природными ресурсами, однако поступления  от единого социального налога остаются примерно на том же уровне. На протяжении всего рассматриваемого периода  наибольший удельный вес занимают поступления  от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2008 г. поступления от данного  налога значительно возросли и составили  в абсолютной величине 1637515,10 млн.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.

Также наблюдается  уменьшений поступлений налога на прибыль  в 2009 г., Поступления по данному налогу составили в 2009 г. в абсолютной величине 195419,82 млн.руб., что почти в 4 раза меньше по сравнению с 2008 г. причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является проявление финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижения налога на прибыль. А также снижение поступлений по данному налогу связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4 процента, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24 процента, то с 2009г. – 20 процентов, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.

Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительный рост поступлений по единому социальному  налогу. Такую тенденцию можно  связать, во-первых, с ростом заработной платы на территории Российской Федерации, а во-вторых, с уменьшением так называемых выплат «в конвертах».

Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная  динамика по данному налогу, однако в 2009 г. происходит незначительное снижение в абсолютной величине по сравнению  с 2008 г. на 998,45 млн.руб., так в 2009 г. поступления от государственных пошлин составили 32 681,08 млн. руб. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.

Таким образом, проведенный анализ общих доходов  федерального бюджета за 2007-2009 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые  доходы бюджета. В тоже время можно  отметить, что в связи с последствиями  мирового финансово-экономического кризиса  в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение доходов федерального бюджета, это  связано с уменьшением поступлений  как по налоговым, так и неналоговым  доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета снизились  в абсолютной величине на 1 939 158,35 млн.руб.

Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством  прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди  прямых налогов наибольшую долю в  налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами – 25,8 процентов, единый социальный налог – 13,1 процентов, налог на прибыль – 5 процентов, государственная  пошлина – 1 процент.

 

2.3

«Налог» — это  экономическая категория, поскольку  денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами, имеют специфическое  общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. каждая из выполняемых налогом функцийпроявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах