Прямые налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 93.60 Кб (Скачать документ)

Одна из основных функций — фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение  государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами [Горбунов, с. 332]

Посредством фискальной функции реализуется  главное назначение налогов —  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов  средства расходуются государством на содержание административно-управленческого  аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Регулирующая  функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий  налогообложения. Взимая налоги, государство  всегда влияет на поведение экономических субъектов — физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного  спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных  отраслях или тормозить его. Размеры  налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его  формы. От налогов зависит соотношение  между издержками производства и  ценами товаров и услуг.[4, с. 23-24]

При использовании  налоговых льгот для смягчения  социального неравенства проявляется  социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения  изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем  самым сглаживается неравенство  между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным  слоям и группам населения (многодетным  семьям, пенсионерам, инвалидам и  некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов  неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет  удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются  противовесы излишнему фискальному  бремени, то есть формируются социально-экономические  механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических  интересов.

Итак, под  налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги делятся  на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги на собственность или доход; к косвенным – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение.

Социально-экономическая  сущность прямых налогов раскрывается через его функции. Основными  функциями присущими прямым налогам  относятся:

-  фискальная;

-  регулирующая;

-  социальная.

 

1.2. классификация прямых налогов

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или  экономический потенциал (способность  приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс  извлечения прибыли (дохода). Косвенные  налоги связаны с экономическим  потенциалом налогоплательщика  лишь косвенно, они взимаются через  цену товара и вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования  прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.  
 
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.  
 
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Выделяют 2 категории  прямых налогов:

1) налоги на доходы

2) налоги на источники  доходов.

Прямые налоги в  свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

Каждый из этих видов  налогов, в свою очередь, распадается  на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому  труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному  и т. д., - имущественные налоги могут  простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.

По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются  в определенной сумме с целой  группы плательщиков, а эти последние  распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается  сумма, какая должна быть собрана  налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или  губерниями, потом между более  мелкими административными делениями  и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным  плательщикам.

В настоящее время  раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или  долевые налоги взимаются с каждого  плательщика в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более  сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей  равномерности в обложении.

1.3 Эволюция прямого  налогообложения в РФ

Отечественная система прямого  налогообложения складывалась, развивалась  и видоизменялась почти всегда под  воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также  под влиянием общественного развития и исторических событий.

Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения  были поборы в княжескую казну, которые  назывались дань. Первоначально она  носила нерегулярный характер и имела  вид контрибуции с побежденных  народов, а затем превратилась в  систематический прямой налог. Платили  ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения  данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в  каждом хозяйстве. Дань взималась двумя  способами: во-первых, повозом -- когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем -- когда князья сами ездили за ней.

Кроме дани в Древней Руси было также и поземельное обложение. Традиционно поземельный налог  должен всегда падать на чистый доход  с земли. Однако способы определения  дохода с земли в разное время  и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли  и обложении ее по количеству; в  России же обложение производилось  по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации  из-за несправедливости обложения земли  по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась  «соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще  более распространенным и долго  державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой  Ордой дань стала выступать формой эксплуатации русского народа. Единицей, обложения данью в городах  был двор, в сельской местности -- хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота.

Взимание прямых налогов  в казну самого Русского государства  становится уже невозможным. Главным  источником внутренних доходов стали  пошлины, особенно торговые.

В конце первой четверти XIV века выступления русских городов  и политическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для  свержения монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось создание налоговой  системы Руси, включающей первые русские  косвенные и прямые налоги.

В качестве главного прямого  налога выступал продуктовый налог  с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником дохода казны  великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодого Московского  государства стали иметь целевые  налоговые сборы. Но ведущее место  в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которых были таможенные и винные.

В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. Так, к этому времени относится  введение первой налоговой декларации -- сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Ивану Грозному удалось увеличить  государственные доходы посредством  сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральные повинности в это  время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямых податей  и оброка, при Иване Грозном  широко практиковались целевые налоги. Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.

В период царствования Алексея  Михайловича (1629--1676 гг.) финансовая система  России была несколько упорядочена  путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех доходов, косвенные -- 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были повышены прямые налоги, введен налог на имущество.

В эпоху Петра I (1672--1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования. Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.

Период правления Екатерины I (1725--1730 гг.) отмечен ослаблением  налогового бремени: были снижены подушные подати, введена система рассрочек  по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730--1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.

Налоговая система стала  вновь совершенствоваться и развиваться  лишь в период правления Екатерины II (1762--1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение  купечества. Она отменила все частные  промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский  сбор.

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или 34,3% всех доходов, а  в 1796 г. уже -- 24 721 тыс. руб., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% -- в 1796 г. Почти половину этой суммы  приносили питейные налоги. Три века. Россия от смуты до нашего времени: Исторический сборник / Под ред. В.В. Каллаша. - М.: Изд-во И.Д. Сытина, - 1913. - С. 209.

Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах