Прямые налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 93.60 Кб (Скачать документ)

В начале XIX века, во время  войны с Наполеоном, государственный  бюджет сводился с огромным дефицитом: расходы в 2 раза превышали доходы, поэтому возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложили подоходным прогрессивным  налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с  купцов. Возрос гербовый сбор.

Александр II (1855--1881 гг.) отменил  в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой  системы. Основным налогом ранее  выступала подушная подать, которая  с 1863 г. стала заменяться налогом  с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881--1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк -- плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот же период начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.

Становление прямого налогообложения  России продолжалось вплоть до революционных  событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который  стал играть большую роль в экономике  государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого  имущества, после увеличения ставки до 10%.

После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные  налоговые преобразования в 1903--1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности  в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного  налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.

Сразу после революции  в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост  прибылей торговых и промышленных предприятий  и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных  торговых предприятий, имеющих наемных  работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный  налог на городскую буржуазию  и кулачество.

Главной спецификой времен НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925--1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система -- действовало 86 видов платежей налогового характера.

В 1930--1932 гг. в СССР была проведена  кардинальная налоговая реформа, в  результате которой система акцизов  была полностью упразднена, а все  налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя  платежами -- налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота -- акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7--8% всех поступлений бюджета.

На данном этапе система  налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли  предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические  стимулы развития производства, а  стимулирующая функция налогов  постепенно атрофировалась вообще.

Перестройка, начавшаяся в  середине 1980-х гг., объективно привела  к возрождению отечественного налогообложения. Уже в конце 1980-х гг. были предприняты  попытки повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций». Согласно этому закону устанавливаются общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог  с оборота; налог на экспорт и  импорт; налог на фонд оплаты труда  колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог  на доходы и др.

После развала союзного государства  и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная  налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных  актов -- по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.

Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 123.

Требуется масштабное, подчиненное  единой логике реформирование налоговой  системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно  вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой  системы России в настоящее время  близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально  новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования  налоговой системы, а именно прямого  налогообложения, России должна заключаться  в повышении эффективности ее функционирования.

Глава2: Характеристика прямых налогов

2.1 Виды прямых  налогов взимаемых  в РФ 

 

2.2 Прямые личные налоги

Налог на доходы физических лиц.

Налогоплательщики признаются:

· Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

· Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных  дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Объект налогообложения - доход, полученный налогоплательщиками:

· физическими лицами, являющимися  налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ или за пределами РФ;

· физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами  РФ - от источников в РФ.

Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ. (Ст. 208, 209, 217 НК РФ).

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных  на сумму налоговых вычетов.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база - денежное выражение  доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Особенности определения  налоговой базы:

1. При получении доходов  в натуральной форме

2. При получении доходов  в виде материальной выгоды

3. По договорам страхования  (в т.ч. обязательного пенсионного  страхования)

4. В отношении доходов  от долевого участия в организации

5. По операциям с ценными  бумагами и финансовыми инструментами  срочных сделок

6. При получении доходов  в виде процентов по вкладам  в банках

7. По операциям займа  ценными бумагами (введена ФЗ от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

Налоговый период - календарный  год.

Налоговые вычеты.

· Стандартные налоговые  вычеты

· Социальные налоговые вычеты

· Имущественные налоговые  вычеты

· Профессиональные налоговые  вычеты

· Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок Ст. 218-331 НК РФ).

Налоговые ставки:

· 13%, если иное не предусмотрено  ниже

· 35% в отношении доходов:

· стоимости выигрышей  и призов, в части превышающей 2000 рублей;

· страховых выплат по договорам  добровольного страхования в  части превышения установленных  размеров

· процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей  ставки рефинансирования в течение  периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых  по вкладам в иностранной валюте

· суммы экономии на процентах  при получении заемных средств в части превышения установленных размеров

· 30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.

· 9% в отношении доходов

· от долевого участия, полученных в виде дивидендов

· виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным  до 1 января 2007 года, доходам учредителей  доверительного управления ипотечным  покрытием, полученным на основании  приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года.

Сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.

Особенности исчисления налога:

· налоговыми агентами

· отдельными категориями  физических лиц

· в отношении отдельных  видов доходов

Уплата налога и отчётность.

Налоговые агенты перечисляют  суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или  дня перечисления дохода на счет налогоплательщика  в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту  учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При  этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании  налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не  позднее 15 июля текущего года  в размере 1/2 годовой суммы  авансовых платежей

2) за июль - сентябрь - не  позднее 15 октября текущего года  в размере 1/4 годовой суммы  авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь  - не позднее 15 января следующего  года в размере 1/4 годовой суммы  авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:

o отдельные категории физических лиц

o физические лица в отношении отдельных видов доходов.

2.1 Прямые реальные налоги

Земельный налог.

Налогоплательщиками налога являются организации, индивидуальные предприниматели, физические лица обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в  отношении земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды

Объектом налогообложения  являются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота; земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая  стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на кадастровый  учет. Для отдельных категорий  налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Организации  определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном  участке, принадлежащем им на праве  собственности или праве постоянного  пользования. (в ред. от 28.11.2009). Физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. (в ред. от 28.11.2009). Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. от 28.11.2009).

Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах