Прямые налоги и их место в налоговых системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, налоги делятся на прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым – налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.[ Пушкарева, 2001, с. 178 ]

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 93.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Глава 3:Перспектива  развития и реформирования налогооблажения в России

3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования

Основные направления  совершенствования прямых налогов  в среднесрочной перспективе.

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые  разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой  политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года

Налог на доходы физических лиц в целом оправдал себя и  не требует серьезных изменений. Принятое решение о взимании данного  налога по ставке в размере 13% в целом  до сих пор соответствует современным  экономическим условиям. Вместе с  тем, в действующий порядок применения этого налога, начиная с 2007г., были внесены некоторые корректировки, связанные с совершенствованием применения его отдельных норм.

В частности, с 2007 года увеличился размер существующих социальных налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 до 50 тыс. руб. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования было разрешено учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.

В среднесрочной перспективе  предполагается дальнейшее реформирование системы налоговых вычетов, предоставляемых  физических лицам по налогу на доходы физических лиц. В частности, предполагается принятие следующих решений:

а) Введение налогового вычета, предоставляемого на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление  добровольного пенсионного страхования.

б) Объединение социальных налоговых вычетов, предоставляемых  на сумму расходов на собственное  обучение, а также на сумму расходов на лечение с соответствующим  увеличением предельной общей суммы  такого вычета. Налогоплательщик, таким  образом, помимо увеличения абсолютной суммы вычета получит возможность  использовать налоговую льготу в  указанной сумме в отношении  расходов на образование, здравоохранение  или добровольное пенсионное страхование.

в) Совершенствование имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику налога на доходы физических лиц при реализации недвижимого  имущества. В рамках данного направления  налоговой политики предполагается принятие следующих мер.

- Переход к порядку,  в соответствии с которым имущественный  налоговый вычет, предоставляемый  налогоплательщику при реализации  жилой недвижимости в сумме,  равной доходам от реализации, может быть предоставлен и  в случае, когда налогоплательщик  владеет этим имуществом менее  трех лет при условии, что  налогоплательщик приобрел право  собственности на это имущество  в результате приватизации и  проживал в данной жилой недвижимости  к моменту в течение определенного срока (например, не менее 3 - 5 лет);

- Предоставление имущественного  налогового вычета при реализации  недвижимого имущества в сумме,  равной доходам от реализации  имущества, исключительно при  реализации жилой недвижимости  с одновременным выполнением  следующих условий: реализуемый  объект жилой недвижимости должен  являться единственным объектом  жилой недвижимости, находящимся  в собственности налогоплательщика  и по адресу указанного объекта  недвижимости должно находиться  место жительства налогоплательщика.

При этом действующие правила  о предоставлении имущественного налогового вычета при реализации недвижимого  имущества в сумме, равной расходам на приобретение имущества, предполагается сохранить.

г) Совершенствование законодательного регулирования порядка предоставления имущественных налоговых вычетов  при реализации физическими лицами имущественных прав.

В частности, предлагается установить применительно к имущественным  правам порядок применения имущественных  налоговых вычетов, аналогичный  порядку, применяемому при реализации налогоплательщиками иного имущества.

д) Создание стимулов для развития добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

Для развития рынка добровольного  негосударственного пенсионного обеспечения  основным препятствием остается существующий порядок налогообложения, при котором  пенсионные взносы облагаются налогом  на доходы физических лиц «на входе», то есть при осуществлении таких  взносов. Кроме того, облагается налогом  инвестиционный доход и не облагаются налогами пенсионные выплаты и выкупные суммы. Целесообразным выглядит переход  к системе налогообложения, при  которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты. В связи  с этим в среднесрочной перспективе  необходимо реализовать принцип EET («exempt-exempt-taxed»), который предполагает освобождение от налогообложения на входе в систему (уплата взносов) и внутри системы (получение инвестиционного дохода) и обложение на выходе (осуществление пенсионных выплат).

Также по мере принятия соответствующих  решений по налогу на прибыль организаций  будут приняты решения об освобождении от налогообложения налогом на доходы на физических лиц и единым социальным налогом материальной выгоды, возникающей  в связи с оплатой среднего и высшего профессионального  образования сотрудников и прочих выгод, рассматриваемых ниже при  обсуждении налога на прибыль организаций.

По налогу на прибыль организаций  вступили в силу следующие изменения  в налоговое законодательство:

Так, начиная с 2008г. организации  получили право в полном размере  уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в  предыдущем году. Подобное решение, позволяющее  в полном объеме переносить полученные в прошлом убытки на будущие периоды, позволяет не только повысить нейтральность  данного налога по отношению к  экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать дополнительные стимулы  к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. В 2002 - 2005 гг. совокупная сумма  переносимого на текущий налоговый  период убытка прошлых лет не могла  превышать 30% от налоговой базы, а  в 2006 г. - 50%.

Из мер, направленных на повышение  привлекательности инвестиционной деятельности налогоплательщиков, можно  также отметить введение «инвестиционной  премии» (возможности отнесения  на расходы отчетного (налогового) периода  расходов на капитальные вложения в  размере до 10%), право на применение которой вступило в силу с 1 января 2006 года, а также введение возможности с 2007 года равномерного, в течение одного года, отнесения на расходы затрат на осуществление любых НИОКР (в том числе не давшие положительного результата).

В целях финансовой поддержки  сельскохозяйственных предприятий  был принят и вступил в силу федеральный закон о продлении  на 2006-2007 гг. применения нулевой ставки налога в отношении доходов, получаемых от реализации произведенной и реализованной  налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции.

Также в 2007 году вступили в  силу изменения в налоговое законодательство, связанные с созданием в Российской Федерации такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой капитал (эндаумент). Эти изменения предполагают исключение из доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений некоммерческих организаций - благополучателей от организаций - собственников целевого капитала.

Однако в ходе анализа  правоприменительной практики возникает  все больше вопросов, связанных с  недостатками законодательного регулирования  отдельных аспектов применения налога на прибыль организаций. Эти вопросы  также должны быть решены в ближайшее  время в ходе работы по совершенствованию  налогового законодательства. Прежде всего, речь идет о следующих областях.

1. Начиная с 2010 года, внесены  изменения в налоговое законодательство, направленные на устранение недостатков,  связанных с переносом на будущее  убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Проведение  реорганизации широко используется  для минимизации налогообложения  налогом на прибыль. Кроме того, отсутствие ограничений создает  на рынке искаженные стимулы,  направленные на приобретение  неэффективного бизнеса без последующего  его развития. В настоящее время  существует возможность посредством  присоединения убыточных организаций  направить на погашение их  убытков всю полученную прибыль.  В этой связи в среднесрочной  перспективе следует предусмотреть  в налоговом законодательстве  особый порядок переноса убытков,  установив ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций;

2. Начиная с 2009 года решены вопросы, связанные с налогообложением доходов иностранных организаций, полученных на территории Российской Федерации. Так, с целью привлечения к налогообложению иностранных организаций, следует установить, что постоянное представительство иностранной компании должно возникать и при отсутствии у нее привязки к определенному месту деятельности в России (например, при осуществлении деятельности в качестве коммивояжера, деятельности по обслуживанию клиентов и т.д.). Также, доходы от их участия в простом товариществе должны облагаться по российским правилам по ставке 24%;

3. В среднесрочной перспективе  внесение изменений в Налоговый  кодекс, а также развитие правоприменительной  практики должно быть направлено  на обеспечение учета при налогообложении  прибыли организаций всех экономически  обоснованных расходов организации  по обучению, лечению, пенсионному  обеспечению работников.

С 1 января 2008 г. расширены  возможности по отнесению на расходы  сумм страховых взносов по добровольному  личному страхованию работников. Установлено, что взносы по договорам  добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно  в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного  лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение  общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

В предыдущей редакции Кодекса  размер взноса учитывался только на случай наступления смерти застрахованного  работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи  с исполнением им трудовых обязанностей и не мог превышать 10 000 рублей на одного застрахованного работника.

Начиная с 2009 года, произошло  увеличение с 3 до 6 процентов норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых  взносы организации по договорам  добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками  медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов.

К расходам на оплату труда  также относятся начисления, в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, по основному  месту работы рабочим, руководителям  или специалистам налогоплательщика  во время их обучения с отрывом  от работы в системе повышения  квалификации или переподготовки кадров.

К расходам налогоплательщика  на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные  с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.

4. В последние годы  был принят ряд мер, направленных  на стимулирование расходов организации  на научные исследования и  (или) опытно-конструкторские разработки. Возможность использования в  российском налоговом законодательстве  применяемого в некоторых зарубежных  странах повышающих коэффициентов  в целях ускоренного учета  текущих затрат на научные  исследования и разработки требует  закрепления приоритетных направлений  в исследованиях и разработках,  в отношении которых повышающие  коэффициенты могут быть использованы. По мнению Минфина России, если  такой инструмент будет использоваться  в Российской Федерации, он  должен носить точечный исключительный  характер в отношении действительно  приоритетных исследований и  разработок.

5. В целях повышения  эффективности освоения природных  ресурсов должен быть уточнен  порядок ведения налогового учета  соответствующих расходов. В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в течение срока, не превышающего 2 года. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов уже понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, также должны быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

6. Предлагается обсудить  целесообразность установления, начиная  с этого года, отчетного периода  по налогу на прибыль организаций  продолжительностью 1 календарный год  (т.е. совпадающего с налоговым  периодом). При принятии такого  решения ежемесячные авансовые  платежи в течение года будут  уплачиваться на основании финансового  результата предыдущего года  без ежемесячного или ежеквартального  определения базы для расчета  авансовых платежей.

Информация о работе Прямые налоги и их место в налоговых системах