Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:52, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
• Определены понятия и цели финансового анализа;
• Изучена финансовая отчетность как информационная база для анализа;
• Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния 5
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 15
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации 18
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 48
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия 59
2.5. Анализ финансовых коэффициентов 68
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности 80
2.7. Выводы 84
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 86
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград» 86
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия 89
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
• повышена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика);
• понижена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных расходов заемщика по привлечению кредита.
С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме банковского кредита (ЗК6к) определяют по формуле:
где СП — ставка процента за банковский кредит, %; Нс — ставка налога на прибыль, доли единицы; УР6к — уровень расходов заемщика по привлечению банковского кредита в его сумме, доли единицы.
Политика
привлечения банковского
1.
Определение целей и выбор
необходимых видов
2.
Оценку соотношения между
3.
Изучение и оценку
4. Сравнение условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у разных банков.
5.
Организация контроля за
6. Обеспечение своевременной и полной оплаты суммы основного долга по банковским кредитам, включая погашение процентов по ним.
Следующим источником является коммерческое кредитование поставщиками покупателей товаров.
Расширение практики выдачи и использования векселей является важным направлением развития рынка финансовых услуг. Экономическая природа векселя состоит в том, чтобы не только гарантировать возврат долга, но и активно применять этот финансовый инструмент для ускорения оборота материальных ресурсов в целях повышения производственно-коммерческой деятельности предприятий. Поэтому векселедержатель, не дожидаясь исполнения обязательства по векселю, ищет юридическое или физическое лицо, которое купило бы этот, документ (в качестве такого покупателя обычно выступает банк) или приняло его в качестве платежного средства за приобретаемые товары и услуги.
Коммерческий кредит — это товарная форма кредита, которая выражает отношения по поводу перераспределения материальных ресурсов между предприятиями. При данном кредите в кредитную сделку включают только ресурсы поставщика, реализующего свою продукцию (услуги). Для предприятия-поставщика кредитная сделка тесно связана с моментом продажи продукции и не только ускоряет реализацию, но и приносит дополнительный доход в форме процента, включаемого в стоимость проданных товаров.
Предприятие может одновременно получить коммерческий кредит от поставщика и выдать его своему клиенту. Поэтому для отдельного хозяйствующего субъекта размер коммерческого кредита можно определить как разницу между стоимостью товаров, поставленных покупателям на условиях отсрочки платежа, и стоимостью товаров, полученных от поставщика на аналогичных условиях.
Σ коммерческого кредита = Σ товаров, проданных покупателям -
-
Σ товаров, полученных от
Основные этапы (шаги) разработки политики привлечения коммерческого (товарного) кредита на предприятии следующие:
1)
формулирование принципов
2)
вычисление среднего периода
использования коммерческого
3)
создание благоприятных
4)
минимизация стоимости
5) обеспечение рационального использования подобного кредита;
6)
достижение своевременных
Критерием
измерения эффективности
Использование вексельного кредита на предприятии. Необходимо подчеркнуть, что коммерческий кредит тесно связан с банковским кредитом и переходит в последний через операции по учету и залогу векселей. В данном случае происходит трансформация одной формы кредита в другую. Клиент банка фактически не получает кредита, а продает вексель (совершается сделка купли-продажи векселя) и получает денежные средства за проданный товар (вексель). Посредством индоссамента (передаточной надписи) вексель переходит в собственность банка.
Учет или дисконт векселя выражает операцию, при которой банк выдает сумму векселя его предъявителю до срока наступления платежа, но удерживает в свою пользу процент от суммы векселя с учетом времени до срока его погашения.
Кредиты под залог векселей отличаются от их учета следующими моментами:
• собственность на вексель банку не переуступают; он только закладывается векселедержателем на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды;
• ссуду выдают не в пределах общей суммы векселя, а только в пределах 60-90% его номинальной стоимости; в данном случае банк стремится застраховать себя от возможных потерь в условиях невыкупа векселя его предъявителем.
Формирование и оценка заемного капитала в форме облигационных займов. Общество вправе эмитировать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в установленные сроки. Погашение облигаций осуществляют в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске.
Ключевым этапом является разработка проспекта ценных бумаг, а на последующих этапах происходит реализация всех положений, представленных в данном документе. В проспекте эмиссии облигаций должны быть четко сформулированы следующие понятия: важнейшие характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций, права владельцев этих финансовых инструментов, технология размещения облигаций, порядок определения цены размещения, условия и порядок их оплаты, порядок хранения и учета прав на облигации, механизм их погашения и выплаты процента, условия налогообложения доходов по облигациям.
Разработка финансовых аспектов эмиссии облигаций включает следующие ключевые параметры: объем эмиссии, номинальную стоимость облигаций, вид финансовых инструментов и срок их обращения, процентную ставку, периодичность выплаты процента и др. Наиболее сложной проблемой является выбор наиболее оптимального варианта эмиссии облигаций, отвечающим по своим инвестиционным качествам интересам эмитента и потенциальных вкладчиков (инвесторов). Привлечение заемного капитала путем выпуска облигаций обеспечивает акционерному обществу следующие преимущества.
1.
Эмиссия облигаций не приводит
к утрате контроля над
2.
Облигации могут быть
3.
Облигации имеют большую
4. Корпоративные облигации более устойчивы на финансовом рынке по сравнению с другими видами ценных бумаг. Курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении деловой ситуации на данном рынке, что характерно для акций. Последние очень чувствительны к изменению конъюнктуры на рынке ценных бумаг.
5.
Корпоративные облигации, как
правило, обеспечивают
6.
Доступ к ресурсам широкого
круга инвесторов (вкладчиков) и
независимость от отдельно
7. Гибкость в выборе параметров заимствования и возможность управлять своим долгом.
8. Формирование публичной кредитной истории, что создает предпосылки для более дешевого заимствования в будущем.
9.
В процессе подготовки
В то же время эмиссия облигаций имеет следующие негативные последствия для акционерного общества:
• облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств; его удобнее покрыть за счет краткосрочного банковского или коммерческого кредита;
• эмиссия облигаций часто связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует длительного срока привлечения денежных средств;
• размещение облигаций на большую сумму могут позволить себе только известные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга;
• уровень финансовой ответственности акционерного общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке платежей осуществляют через процедуру банкротства;
•
после выпуска облигаций
Для оценки эффективности заемных средств используют систему аналитических показателей. Важнейшие из них следующие:
1.
Коэффициент финансовой
Коэффициент показывает долю заемных средств (включая кредиторскую задолженность) в валюте баланса заемщика; рекомендуемое значение показателя не более 0,5 (или 50%).
2. Коэффициент соотношения между долгосрочным и краткосрочным заемным капиталом (Кс):
где ДЗК — долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства) по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату; КЗК — краткосрочный заемный капитал по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату.
3. Уровень общей платежеспособности предприятия (Уоп):
(1.7)
Данный
параметр показывает общую ситуацию
с платежеспособностью
Структура долговых обязательств и способы кредитования хозяйствующего субъекта выражают степень распределения показателя «уровень общей платежеспособности» на коэффициенты задолженности по займам и кредитам, поставщикам и подрядчикам, налоговым органам, персоналу и др. Преобладание в структуре долгов кредиторской задолженности контрагентам, персоналу и государству негативно характеризует деятельность предприятия.
4. Коэффициент задолженности по займам и кредитам (КЗзк):
(1.8)