Расходы бюджета на социальную политику в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Целью исследования является: исследование расходов бюджета на социальную политику, ее направлений.
Задачи исследования являются:
1) описание основных понятий, принципов, задач расходов бюджета на социальную политику;
2) характеристика основных направлений расходов бюджета на социальную поли-тику в РФ;
3) характеристика нормативно-правовой базы расходов бюджета на социальную политику в РФ;
4) оценка исполнения расходов федерального и консолидированного бюджета РФ на социальную политику;
5) оценка исполнения расходов консолидированного бюджета Приволжского Фе-дерального округа на социальное обеспечение;
6) анализ исполнения расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на социальное обеспечение;
7) проблемы развития социальной политики в РФ;
8) перспективы развития социальной политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики…………………………………
1.1. Основные понятия, принципы, задачи расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………………………………
1.2. Характеристика основных направлений расходов бюджета на социальную поли-тику в РФ……………………………………………………………………………………
1.3. Характеристика нормативно-правовой базы расходов бюджета на социальную политику в РФ…………………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику в РФ……………………
2.1. Оценка исполнения расходов федерального и консолидированного бюджета РФ на социальную политику……………………………………………………………………...
2.2. Оценка исполнения расходов консолидированного бюджета Приволжского Федерального округа на социальное обеспечение…………………………………………….
2.3. Анализ исполнения расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на социальное обеспечение……………………………………………………………
Глава 3. Направления развития социальной политики в РФ……………………………
3.1. Проблемы развития социальной политики в РФ……………………………………..
3.2. Перспективы развития социальной политики в РФ…………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 209.08 Кб (Скачать документ)

       Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его разви-тия) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. (таблица1.2.5; 1.2.6.  и диаграмма 1.2.3; 1.2.4) Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Законодательство РФ закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения:

1) пенсии;

2) пособия; 

3) социально-обеспечительные  компенсации; 

4) льготы;

5) социальные  и медицинские услуги;

6) предметы  первой необходимости. 

     Каждый  из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа  разновидностей. Причем, если виды социального  обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно  изменяются, варьируются в зависимости  от конкретных политических, экономических  и других условий, в которых находится  РФ на определенном этапе её существования.10

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. (таблица 1.2.7; 1.2.8 и диаграмма 1.2.5; 1.2.6.) К организациям социального обслуживания относятся:

1) комплексные  центры социального обслуживания  населения;

2) территориальные  центры социальной помощи семье  и детям;

3) центры  социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

5) центры  помощи детям, оставшимся без  попечения родителей;

6) социальные  приюты для детей и подростков;

7) центры  психолого-педагогической помощи  населению;

8) центры  экстренной психологической помощи  по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи  на дому;

10) дома  ночного пребывания;

11) специальные  дома для одиноких престарелых;

12) стационарные  учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, психоневрологические  интернаты, детские дома-интернаты  для умственно отсталых детей,  дома-интернаты для детей с  физическими недостатками);

13) геронтологические  центры;

14) иные  учреждения, предоставляющие социальные  услуги.

     Социальные  службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпри-нимательской деятельностью  по социальному обслуживанию населения  без образования юридического лица. К системам социальных служб относятся:

1) государственная  система социальных служб - система,  состоящая как из госу-дарственных  предприятий и учреждений социального  обслуживания, являющихся феде-ральной  собственностью и находящихся  в ведении федеральных органов  государственной власти, так и  из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов  РФ и находящихся в ведении  органов государственной власти  субъектов РФ. Государство поддерживает  и поощряет развитие социальных  служб независимо от форм собственности.

2) к  муниципальной системе социальных  служб относятся муниципальные  предприятия и учреждения социального  обслуживания, находящиеся в ведении  органов местного самоуправления.

     Социальное  обслуживание осуществляется социальными  службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами  социального обслуживания, предоставляется:

- гражданам,  не способным к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом,  болезнью, инвалидностью, не имеющим  родственников, которые могут  обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих  граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в  котором они проживают; 

- гражданам,  находящимся в трудной жизненной  ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных  и меж-этнических конфликтов;

- несовершеннолетним  детям, находящимся в трудной  жизненной ситуации.11

     К охране семьи и детей можно  отнести дополнительные меры государственной  поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения  жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного  обеспечения. (таблица 1.2.9; 1.2.10 и диаграмма 1.2.7; 1.2.8) Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает  при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у  следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка  начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего  ребенка или последующих детей  начиная с 1 января 2007 года, если  ранее они не воспользовались  правом на дополнительные меры  государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями  второго, третьего ребенка или  последующих детей, ранее не  воспользовавшихся правом на  дополнительные меры государственной  поддержки, если решение суда  об усыновлении вступило в  законную силу начиная с 1 января 2007 года.

     Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного  фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Размер материнского (семейного) капитала

1) материнский  (семейный) капитал устанавливается  в размере 250 000 рублей.

2) размер  материнского (семейного) капитала  ежегодно пересматривается с  учетом темпов роста инфляции  и устанавливается федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый  год и на плановый период. В  таком же порядке осуществляется  пересмотр размера оставшейся  части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3) размер  материнского (семейного) капитала  уменьшается на сумму средств,  использованных в результате  распоряжения этим капиталом  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом.

4). ежегодно  не позднее 1 сентября текущего  года Пенсионный фонд Российской  Федерации информирует лиц, получивших  сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в  случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере  его оставшейся части.

     Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной  поддержки. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение  жилищных условий;

2) получение  образования ребенком (детьми);

3) формирование  накопительной части трудовой  пенсии для женщин.12

     Бюджеты всех уровней в РФ выделяют денежные средства на поддержание всех направлений  социальной политики, предоставляя их Пенсионному Фонду, Фонду социального  страхования и Фонду обязательного  медицинского страхования РФ и в  другие места. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Характеристика нормативно-правовой  базы расходов  бюджета на социальную  политику в РФ

     Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, уста-новленных законом (ст. 38-39).

     Конституция провозглашает право каждого:

- на  труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены (ст. 37);

- на  жилище (ст. 40);

- на  медицинскую помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здраво-охранения за счет бюджетных  средств, страховых взносов и  других источников (ст. 41);

- на  бесплатное дошкольное, основное  общее и среднее профессиональное  образование в - государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

- на  пользование учреждениями культуры  и доступ к культурным ценностям  (ст. 44).

     Расходные обязательства в области пенсионного  обеспечения определяются следующими законодательными и нормативными правовыми  актами (НПА):

- Закон  РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном  обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, органах  по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ,  учреждениях и органах уголовно-исполнительной  системы, и их семей»;

- Федеральный  закон (ФЗ)  от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ  «О государственной социальной  помощи»;

- ФЗ  от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»;

- ФЗ  от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в РФ»;

- ФЗ  от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых  пенсиях в РФ»;

- ФЗ  от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ «О дополнительном  ежемесячном материальном обеспечении  граждан Российской Федерации  за выдающиеся достижения и  особые заслуги перед Российской  Федерацией»;

- ФЗ  от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд  РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования»;

- Указ  Президента РФ от 18 февраля 2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной  доплаты к пенсиям отдельным  категориям пенсионеров»;

- Указ  Президента РФ от 30 марта 2005 г.  № 363 «О мерах по улучшению  материального положения некоторых  категорий граждан Российской  Федерации в связи с 60-летием  Победы в Великой Отечественной  войне 1941-1945 годов»;

- Указ  Президента РФ от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению  материального положения инвалидов  вследствие военной травмы»;

     Расходные обязательства РФ в сфере социального  обслуживания населения определяются следующими законодательными и НПА:

- ФЗ  от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов»;

- ФЗ  от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О  социальной защите инвалидов  в РФ»;

- ФЗ  от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения  в РФ»;

- Постановление  Правительства РФ от 29.12.2007 N 944 «О  порядке предоставления в 2010 году  субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ на содержание  детей в семьях опекунов (попечителей)  и приемных семьях, а также  на вознаграждение, причитающееся  приемному родителю».

     Расходные обязательства РФ в сфере социального  обеспечения населения определяются следующими законодательными и НПА:

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику в РФ