Расходы бюджета на социальную политику в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Целью исследования является: исследование расходов бюджета на социальную политику, ее направлений.
Задачи исследования являются:
1) описание основных понятий, принципов, задач расходов бюджета на социальную политику;
2) характеристика основных направлений расходов бюджета на социальную поли-тику в РФ;
3) характеристика нормативно-правовой базы расходов бюджета на социальную политику в РФ;
4) оценка исполнения расходов федерального и консолидированного бюджета РФ на социальную политику;
5) оценка исполнения расходов консолидированного бюджета Приволжского Фе-дерального округа на социальное обеспечение;
6) анализ исполнения расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на социальное обеспечение;
7) проблемы развития социальной политики в РФ;
8) перспективы развития социальной политики в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики…………………………………
1.1. Основные понятия, принципы, задачи расходов бюджета на социальную политику………………………………………………………………………………………………
1.2. Характеристика основных направлений расходов бюджета на социальную поли-тику в РФ……………………………………………………………………………………
1.3. Характеристика нормативно-правовой базы расходов бюджета на социальную политику в РФ…………………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику в РФ……………………
2.1. Оценка исполнения расходов федерального и консолидированного бюджета РФ на социальную политику……………………………………………………………………...
2.2. Оценка исполнения расходов консолидированного бюджета Приволжского Федерального округа на социальное обеспечение…………………………………………….
2.3. Анализ исполнения расходов консолидированного бюджета Нижегородской области на социальное обеспечение……………………………………………………………
Глава 3. Направления развития социальной политики в РФ……………………………
3.1. Проблемы развития социальной политики в РФ……………………………………..
3.2. Перспективы развития социальной политики в РФ…………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 209.08 Кб (Скачать документ)

     В 2010 г. исполнение расходов федерального бюджета на социальную политику возросло по сравнению с 2006 г. в 2,2 раза (22,3%), а  или на 68004,88 млрд. руб., а при-рост за этот промежуток времени составил 1,2 (12,2%). По другим годам выводы ана-логичные.

     Также можно сказать, что в 2009 г. исполнение расходов федерального бюджета на социальную политику возросло по сравнению с 2008 г. в 1,32  раза (132%) или на 28981,14 млрд. руб., а прирост за этот промежуток времени – 0,32 (32%). По остальным годам  выводы аналогичные.

     Итак, был проведен анализ исполнения расходов консолидированного бюджета на социальное обеспечение в ПФО, а также  сделаны прогнозы на последующие  года. 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ исполнения  расходов консолидированного  бюджета Нижегородской  области на социальное  обеспечение 

     Данные  взяты с таблицы 2.2.1

     В этой таблице просчитаны данные, необходимые  для прогноза исполнения рас-ходов  консолидированного бюджета Нижегородской  области на социальное обеспечение  на 2011-2013 гг.

     На  данном графике показана динамика исполнения расходов консолидированного бюджета  Нижегородской области на социальное обеспечение за 2006-2010 гг. в млрд. руб.

yt=11828,734+1927,5*t– уравнение, которое позволяет спрогнозировать исполнение расходов федерального бюджета на социальную политику на 2011-2013 гг. в млрд. руб.:

годы Исполнение  консолидированного бюджета Ниж. области  на социальное обеспечение, млрд. руб. темп роста темп прироста
базисное цепное базисное  цепное
2006 6502,53        
2007 11976,81 1,841869 1,841869 0,841869 0,841869
2008 10649,23 1,637706 0,889154 0,637706 -0,11085
2009 15773,33 2,425722 1,481171 1,425722 0,481171
2010 14241,77 2,190189 0,902902 1,190189 -0,0971

     В 2010 г. исполнение расходов федерального бюджета на социальную политику возросло по сравнению с 2006 г. в 2,2 раза (219%), а  или на 7739,24 млрд. руб., а при-рост за этот промежуток времени составил 0,9 (90,2%). По другим годам выводы ана-логичные.

     Также можно сказать, что в 2009 г. исполнение расходов федерального бюджета на социальную политику возросло по сравнению с 2008 г. в 1,48  раза (148,1%) или на 5124,1 млрд. руб., а прирост за этот промежуток времени – 0,48 (48,1%). По остальным годам  выводы аналогичные.

     Итак, был проведен анализ исполнения расходов консолидированного бюджета на социальное обеспечение в Нижегородской  области, а также сделаны прогнозы на последующие года. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Направления развития социальной политики в РФ

3.1. Проблемы развития  социальной политики  в РФ

     В настоящее время еще не достаточно ресурсов для выполнения социальной составляющей всех уровней бюджетов РФ, ориентированные на развитие всех направлений социальной политики. С  одной стороны, каждый год бюджеты  страны отвечают, прежде всего, интересам  российских корпораций. Тяжесть налогов  все более переносится на физические лица и на малый и средний бизнес. С другой стороны, бюджеты зависят  от отчислений корпораций, доля которых  постоянно колеблется. В результате на фоне борьбы с инфляцией, сокращения внешнего долга страны, роста поступлений  в бюджеты от продажи нефти, газа, металла, различного сырья, рыбы, леса и других товаров РФ не видит отражения  этого «прогресса» на развитии социальной политики.

     Социальная  политика ориентируется не только на потребности различных групп  общества и отдельного человека. Она  ориентируется также и на сохранение устойчивого развития социальной сферы  общества. Иначе в условиях усиления социальной напряженности и обострения различных конфликтов в стране она  не будет столь эффективной и  будет объектом критики и различных  лозунгов в адрес правительства  и корпораций

     При политической нестабильности социальная политика оказывается в кризисном  состоянии, признаками которого являются:

- перевес  социальной мобилизации общества  над социальными механизмами  защиты населения;

- низкие  показатели экономического и  социального развития страны;

- неравномерное  и несправедливое распределение  социальных благ между богатыми  и бедными слоями общества;

- зависимость  страны и корпораций от внешних  финансовых источников для поддержания  необходимого бюджета и корпоративной  финансовой и социальной политики;

- обострение  социально-экономических и политических  конфликтов в обществе.

     В настоящее время начался процесс  отдаления политики олигархов от исполнительной власти и поддержка  новой волны российских корпораций, которые стали учитывать социальную составляющую в своей корпоративной  политике. Новый бюджет страны становится более социально-ориентированным  на различные группы населения. Однако последствия коррумпированности в  органах власти остаются еще значительными. Коррупция еще сохраняет влияние  на экономическое и социальное развитие страны. Это влияние проявляется:

1). В  отсутствии значительных капиталовложений  в социальную политику. Они определяются  не рыночными законами, а эгоистическими  интересами коррумпированных лиц  во власти;

2). Нелегальным  происхождением прибылей, которые  вывозятся за границу;

3). Коррупция  вызывает ослабление мотивации  труда и снижение производительности  труда, утрачиваются стимулы совершенствования  навыков и повышения квалификации  занятых и др.;

4). Коррупция  провоцирует различные конфликты  и ослабляет государство, она  усиливает моральную деградацию  личности.

     В целом коррупция вызывает падение  производства и ухудшение в социальной политике. В социальной политике государства  трудноразрешимой задачей является соблюдение меры между справедливостью  и распределением доходов. Справедливость  может таить в себе конфликтность и возможность применения насилия одной группы населения к другим группам, либо она характеризует количественный и качественный труда каждого человек. При  этом уделяется недостаточное внимание вопросу о финансовых возможностях государства и частных собственников в вознаграждении за труд. Поэтому государство должно выбрать такой путь экономического развития, при котором в сжатые сроки происходит уменьшение неравенства в доходах между богатыми и бедными. Здесь возможны варианты:

1) Пойти  по пути уменьшения доходов  при сокращении темпов экономического  роста, но разрыв между богатыми  и бедными резко увеличится (в  современной России этот показатель 1:17. Одновременно будет расти  численность низкооплачиваемых  работников и количество обитателей  «дна» (их численность достигла 65 млн. чел.). Увеличение такого  слоя общества не будет отвечать  задачам социальной политики  государства (приведет к негативным  последствиям и обострению социальных  конфликтов, которые вызовут нестабильность  в обществе).

2). Пойти  по пути сохранения оптимальной  величины разницы в доходах  при повышении темпов экономического  роста. Решая проблему неравенства  доходов, следует сократить период  сохранения этого неравенства,  и повысить темпы экономического  роста, сдерживая спад производства  и сокращая безработицу. Зарплата  в частном секторе будет определяться  законами рынка, а зарплата  в госсекторе не должна отставать  от средней зарплаты промышленных  рабочих. В РФ эта задача  сих пор не решалась потому, что при первом президенте  России был выбран наихудший  вариант экономических реформ  без всесторонней независимой  экспертизы и ответственности  власти.

3). Пойти  по пути сокращения неравенства  доходов. Одновременно предполагая,  изменение экономического поведения  людей. Различные группы населения,  ощущая заботу со стороны государства,  должны изменить отношение к  самим себе. Важно, чтобы они  проявляли нужную инициативу  в путях улучшения собственного  благополучия. Абсолютной справедливости  достичь невозможно, и она всегда  многозначна, но и по уменьшению  неравенства доходов можно обеспечить  научно разработанную социальную  политику государства (должна  обеспечить экономический рост  и повысить жизненный уровень  населения).

     Подходы к формированию социальной политики РФ:

1) Социальная  политика результативна при справедливой  и ответственной исполнительной  власти. Она результативна тогда,  когда способствует искоренению  причин усиления социальной напряженности  и конфликтности в обществе, укреплению  социальной и экономической безопасности. При целенаправленной борьбе  государства против коррупции  и организованной преступности  в обществе (По сведениям Генпрокуратуры  РФ на подкуп российских чиновников  уходит до половины всех незаконно  добытых средств. Среди них  встречаются даже губернаторы,  главы администраций и их заместители  многих районов страны);

2) Социальная  политика достигает своей цели  при наличии защитных механизмов  и гарантий, позволяющих проводить  ее при непредсказуемых ситуациях  (при отключении электроэнергии  и искусственного банкротства  предприятий в различных регионах  страны). В целом, она вызывает  изменение экономического поведения  людей, стимулирует мотивацию  труда, рост производительности  труда и обеспечивает экономический  рост в долгосрочной перспективе;

3) Социальная  политика может быть эффективной  в том случае, когда она содействует  устойчивости и эффективному  функционированию социальной сферы;

4) Социальная  политика не должна игнорировать  удовлетворенность в жизненных  интересах различных групп общества, улучшение их социального положения  и статуса.

     К сожалению, за последние годы в России еще не изменилось качественное финансирование в социальную сферу страны, кроме  корпоративной социальной сферы. По признанию некоторых нефтяных «королей»  нашей страны до 50% сотрудников их фирм имеют как минимум два  автомобиля. Они пользуются привилегированными домами отдыха, детскими садами, яслями и школами, поликлиниками и аптеками, получают льготные кредиты и повышенную пенсию от финансово-промышленных групп (ФПГ) или холдингов. А это десятки  тысяч человек.

     Богатые и высокообеспеченные слои в нашей  стране составляют примерно 20% численности  населения и они имеют свыше 80% сбережений, кроме заграничных. В  отношении этой группы социальная политика РФ не должна быть такой, как в отношении  среднесостоятельных или малообеспеченных людей. Но на деле все происходит наоборот. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее. Это нашло свое отражение  в изменении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сторону снижения с 35% до 13% для всех групп с 2001 г., независимо от экономических ресурсов и доходов  налогоплательщиков(богатые платят налоги меньше более чем в два  раза, а малообеспеченные платят налоги еще больше).

     Те  денежные средства из бюджетов всех уровней, которые предназначены для бедных, не изменяют их экономического и социального  положения и статуса в обществе. Они только поддерживают их физическое выживание и не обеспечивают их социальное и духовное развитие (такая политика только увеличивает пропасть между  властью и обществом). Реализовать  социальную политику РФ можно, если:

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику в РФ