Расходы на социальные нужды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальные цели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 6
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 8
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 10
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯРАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 14
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 14
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 24
2. 3 Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах 35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 41
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 41
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 42
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложение А 55

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 109.07 Кб (Скачать документ)

       Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. К этим актам относят следующие: Конституция РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О местном самоуправлении», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ, Положения правительства, указы Президента и др.[14, с. 124] Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

       К Государственным внебюджетным фондам социального назначения относят:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Федеральный фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ. [13, с. 263]

      Пенсионный  фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

      Фонд  социального страхования (ФСС) был  создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования  и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

      Фонд  обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы  Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения.

       Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

       Итак, одним из источников финансирования социальных нужд являются внебюджетные фонды социального назначения. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.  

 

       2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

       2. 1 Особенности финансирования социальных  расходов из бюджетов разных  уровней 

       В условиях развивающейся в мире научно-технической  революции все большее значение приобретает проблема обучения и  воспитания подрастающего поколения.  [15, с.307] Образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в Федеральных законах от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании» и от 22.08.96 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующим документом.

       Гражданам Российской Федерации гарантируется получение образования без каких-либо ограничений и условий независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального образования, основного общего, среднего общего, образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных заведениях в пределах государственных и муниципальных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. [17, с.361]

       В Российской Федерации в настоящее  время действуют государственные  и муниципальные и частные  учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов. За счет федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируется из местных бюджетов. Государство гарантирует ежегодные выделения бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% доходной части федерального бюджета.

       Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим  источником финансирования образовательных  заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные  услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными заведениями. [15, с. 308]

       Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  – уровень культуры. В нашей  стране создан довольно крупный потенциал  учреждений культуры. В целях поддержания и роста культурного уровня общества государство выделяет из бюджета финансовые ресурсы. В России в соответствие с законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. объем средств направляемых на культуру, должен быть не менее 2% расходов федерального и 6% территориальных бюджетов. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты. Их доля в консолидированном бюджете России превышает 77%. При этом доля местных бюджетов составляет 45%, а региональных 32%. [15, с. 315] Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню Правительства РФ: библиотеки, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой театр и т.д.) За счет региональных бюджетов финансируется вся сеть остальных государственных учреждений культуры.[13, с. 210]

       Особенность финансирования объектов культуры состоит  в том, что часть из них имеет  возможность получать внебюджетные доходы, поступающие в результате их коммерческой деятельности. Поэтому в этой области имеет место сочетание бюджетного финансирования с результатами хозрасчетной деятельности. Тем не менее в большинстве случаев бюджетные ассигнования преобладают. [15, с. 315]

       Что же касается СМИ. Бюджетное финансирование СМИ осуществляется в виде грантов  и субсидий, предоставляемых на безвозмездной  и безвозвратной основе. Выделение  грантов производится на: оплату социально  значимых информационно-публистических материалов о социальных проблемах; производство печатной продукции, предназначенной  для инвалидов по зрению или с  нарушением слуха и т.д.

       Первым  значимым документов в области здравоохранения  является закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. №5487-1, в нем отмечено, что государство гарантирует охрану здоровья каждого человека. При этом основные принципы охраны здоровья: доступность медико-социальной помощи и социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья – свидетельствуют о том, что изначально не гарантирована полная бесплатность здравоохранения, а гарантирован лишь определенный минимум. Основными доступными и оплачиваемыми из бюджета для каждого гражданина видами медицинского обслуживания являются: лечение наиболее распространенных болезней; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; меры по охране семьи, материнства, отцовства, детства; другие мероприятия. Вторым значимым документов в области здравоохранения является закон РФ от 28.06.91 г. №1499-1 «О медицинском страхование граждан в РФ». Источниками обязательного медицинского страхования являются: для работающего населения – средства работодателей; для неработающего населения и работников бюджетной сферы – соответствующий бюджет. В России существует три системы организации финансирования здравоохранения две из которых государственные (муниципальные): государственная бюджетная система здравоохранения; государственная система обязательного медицинского страхования; негосударственная медицина. [17, с. 363]

       За  счет средств федерального бюджета  предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая  в федеральных специализированных медицинских организациях; дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального  проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение  набора социальных услуг; проведение диспансеризации  неработающих граждан; проведение иммунизации  населения; проведение мероприятий  по раннему выявлению социально  значимых заболеваний опорно-двигательного  аппарата; организация и обеспечение  госсанэпидемнадзора.

       Из бюджетов субъектов РФ значительные средства направляются на страхование неработающего населения. Кроме того, субъектами РФ оплачивается специализированная скорая медицинская помощь, высокотехнологичные виды медицинской помощи и др.[24]

       Расходы бюджетов субъектов РФ включают в  себя обеспечение медицинских организаций  субъектов РФ лекарственными и иными  средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами  и дезинфекционными средствами, а  также донорской кровью и ее компонентами. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и т.д.

       Основные  понятия и принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта приводятся в Федеральном  законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999 г. №80 – ФЗ. Вопросы  физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении  РФ и субъектов РФ. С участием бюджетных средств учреждениями и организациями предоставляются  услуги государственной значимости, такие как: обеспечение деятельности спорта высших достижений; подготовка спортсменов для сборных команд страны; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения. [16, с. 455]

       Конституция страны определяет Российскую Федерацию  как социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается, гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существует три источника финансирования социальной защиты населения: средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ; страховые средства работодателей  и работников; общественные и частные  пожертвования на благотворительность. Основными видами расходов по социальному  обеспечению являются пенсии и пособия.

Информация о работе Расходы на социальные нужды