Расходы на социальные нужды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальные цели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 6
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 8
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 10
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯРАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 14
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 14
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 24
2. 3 Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах 35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 41
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 41
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 42
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложение А 55

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 109.07 Кб (Скачать документ)

       Пенсия  – это денежная выплата, предоставляемая  гражданам, в целях компенсации  заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

       Пособие – это денежная выплата, которая  производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального  обеспечения в старости, при болезни  и потере трудоспособности, а также  в некоторых случаях. [17, с.331]

       Проанализируем  структуру общего объема расходов федерального бюджета на социальные нужды за 2007-2009 год и на начало 2010 года. (таблица 1).

       Таблица 1 - Объем и структура расходов бюджета на социальные цели

  на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2011 на 01.03.2010
Наименовение  раздела Сумма, млн. руб Удельный вес, % Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры  по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, % Изменение структуры  по сравнению с предыдущим годом Сумма, млн. руб Удельный вес, %
Образование 294 611,48 4,92 354 996,79 4,69 -0,23 418 007,57 4,34 -0,35 41 430,39 2,80
Культура, кинематография и СМИ 70 992,90 1,19 88 851,50 1,17 -0,01 111 684,59 1,16 -0,02 11 235,26 0,76
Здравоохранение и спорт 196 494,30 3,28 278 245,20 3,68 0,39 352 313,71 3,66 -0,02 21 554,40 1,46
Социальная  политика 214 039,45 3,58 293 644,98 3,88 0,30 323 519,61 3,36 -0,52 31 272,66 2,12
Сумма 776 138,12 12,97 1 015 738,46 13,42 0,45 1 205 525,48 12,51 -0,91 105 492,71 7,14
Сумма бюджета 5 983 035,51 7 566 638,72 9 636 823,31 1 477 825,27
 

       Как видим расходы на образование, здравоохранение, спорт, культуру  реализацию социальной политики вместе составляли 12,97% на 1 января 2008 года, 13,42% - на 1 января 2009 года, и на 1 января 2010 года составили 12,51%. Как видно, 2007-2008 доля расходов на социальные нужды увеличивалась, но с происшедшим финансово-экномическим кризисом в конце 2008 года – 2009 года, доля социальных расходов в бюджете уменьшилась. Но не смотря на это сумма расходов на социальные цели растет.

       Из  средств федерального бюджета на образование выделяется в среднем  около 20%, основная же часть на финансирование образования идет из бюджета субъекта РФ. Приведем таблицу 2, финансирование образования из бюджетов различных  уровней за 2007-2009 гг.

       Таблица 2 – Объем финансирования образования  из бюджетов различных уровней

Источники финансирования на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010
млн, руб млн, руб млн, руб
Консолидированный бюджет РФ и гос. Внебюджетных фондов 1 342 265,50 1 665 498,24 1 777 872,06
Федеральный бюджет 294 611,48 354 996,79 418 007,57
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 1 037 400,93 1 361 381,12 1346202,283
Государственные внебюджетные фонды 10 243,04 10 942,52 13 657,48
Внебюджетные  фонды субъектов РФ 10,05 6,83 4,73
 

       Не  сложно заметить, что расходы на образования растут. Единственно  только в 2009 году, расходы из бюджетов субъектов РФ на образования сократились, что связано с сокращением  вообще расходов на социальные нужды  в связи с кризисом. Удельный вес  расходов на образования из федерального бюджета в 2009 г. составил 4,34%, а в 2007 4,92%. Это говорит об уменьшение доли расходов на образование в бюджете. Средства из федерального бюджета идут нетолько на финансирвоание учреждений профессионального образование, а также на реализацию национального проекта образование и на целевую программу развитие образования на 2006-2010 гг.

       Что же касается здравоохранения, то на здравоохранение в среднем выделяется 3,5% из расходов федерального бюджета. Ниже приведем структуру расходов на здравоохранение за 2007-2009 гг.

 

       Таблица 3- Структура расходов федерального бюджета на здравоохранение

  на 01.01.2008 на 01.01.2009 на 01.01.2010
млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб %
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 0900 196494,30 100,00 278245,20 100,00 352313,71 100,00
Стационарная  медицинская помощь 0901 169836,01 86,43 143192,94 51,46 171371,59 48,64
Амбулаторная  помощь 0902 38090,80 13,69 52682,50 14,95
Скорая  медицинская помощь 0904 358,00 0,13 490,00 0,14
Санаторно-оздоровительная  помощь 0905 21877,72 7,86 30741,80 8,73
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение  безопасности донорской крови и  ее компонентов 0906 5953,65 2,14 6504,83 1,85
Санитарно-эпидемиологическое благополучие 0907 21976,03 7,90 27784,75 7,89
Здравоохранение   169836,01 86,43 231449,13 83,18 289575,47 82,19
Физическая  культура и спорт 0908 11072,77 5,64 14506,96 5,21 14866,87 4,22
Прикладные  научные исследования в области  здравоохранения, физической культуры и спорта 0909 3385,81 1,72 4592,30 1,65 5665,47 1,61
Другие  вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 0910 12199,71 6,21 27696,80 9,95 42205,90 11,98

        

       Одной из основных социальных статей федерального бюджета являются расходы на здравоохранение  и спорт. Расходы в 2007 году составили  на 01.01.2008 196494,30 млн. руб., в 2008 году они увеличились на 41.6%, а в 2009 по сравнению с 2008 г. на 26,62%,  в целом, главной превалирующей статьей расходов являются расходы на здравоохранение. Доля расходов на здравоохранение составила в 2007 году 86,43%, в 2008 г. – 83,18%, в 2009 г. – 82,19. Меньшую долю в расходах на здравоохранение имеют расходы на прикладные исследования. 1,72% в 2007 г., 1,65% в 2008, 1,61% в 2009. В области здравоохранения сейчас действует приоритетный национальный проект «Здоровье». Средства направляются на закупку новейшего оборудования, строительство новых высокотехнологичных центров медицинской помощи, часть средств идет на диспансеризацию и иммунизацию населения, а так же выделяются субсидии и субвенции,  региональным бюджетам на осуществление различных мероприятий.

     В общей сумме расходов федерального бюджета на 2007 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 4%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета по этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 4.

     Таблица 4 – Структура федерального бюджета  по разделу «Социальная политика»

    на 01.01.2010 на 01.01.2009 на 01.01.2008
    млн. руб % млн. руб % млн. руб %
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 1000 323519,61 100,00 293644,98 100,00 214039,45 100,00
Пенсионное  обеспечение 1001 218638,89 67,58 212026,21 72,20 160573,42 75,02
Социальное  обслуживание населения 1002 6835,28 2,11 5229,49 1,78 3817,57 1,78
Социальное  обеспечение населения 1003 92335,34 28,54 73241,08 24,94 43569,12 20,36
Охрана  семьи и детства 1004 2090,98 0,65 1500,32 0,51 201,83 0,09
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 1005 147,53 0,05 141,39 0,05 134,69 0,06
Другие  вопросы в области социальной политики 1006 3471,59 1,07 1506,49 0,51 5742,82 2,68
 

     Несложно  заметить, что основной составляющей в расходах бюджета по разделу «Социальная политика» являются расходы на пенсионное и социальное обеспечение. Не сложно заметить, что расходы на социальную политику последние годы заметно увеличиваются. Бюджетная политика – самый точный измеритель приоритетов и возможностей регионов. За 2004-2010 гг. она стала более социально-ориентированной: доля социальных расходов выросла в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 44% до 52%.

     Рассмотрим  бюджет Курской области и г. Курска, приведем структуру расходов бюджета  на социальные цели за 2008-2009 год.

 

     Таблица 5 – Структура расходов бюджета  субъектов и местных бюджетов на социальные цели, млн. руб

  на 01.01.2010 на 01.01.2009
Наименование  показателя Бюджет Курской  области Бюджет Курска Бюджет Курской  области Бюджет Курска
Всего Бюджет 24727,30 7791,94 22821,52 6816,49
ОБРАЗОВАНИЕ 1454,15 2675,20 1435,97 2621,15
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 326,00 147,33 314,51 139,78
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 2108,75 704,26 1621,51 676,11
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 3329,81 570,22 2578,10 509,22
 

       Основной  объем расходов бюджета города Курска в 2009 году приходится на раздел «Образование» –2675,20 млн. руб., что составляет 34,33 % в общем объеме расходов 2007 года.; на раздел «Здравоохранение» – 704,26 млн. руб. – 9,03 %; на раздел «Социальная политика» – 570,22 млн. руб. – 7,31 %; на раздел «Культура, кинематография и СМИ» – 147,33 млн. руб. – 1,89%. Не сложно заметить, что больше половины расходов бюджета г.Курска идут на социальные цели.

Информация о работе Расходы на социальные нужды