Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются государственные расходы бюджетной системы на социальные цели, предмет исследования – рационализация данных расходов. Цель исследования - анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1. 1 Содержание и необходимость расходов государства на социальные нужды 6
1. 2 Классификация бюджета на социальные нужды 8
1. 3 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов 10
2 МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯРАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 14
2. 1 Особенности финансирования расходов на социальные нужды из бюджета РФ 14
2. 2 Особенности финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 24
2. 3 Особенности финансирования социальных нужд в развитых странах 35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 41
3. 1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды 41
3. 2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета 42
3. 3 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложение А 55
На 01.01.2010 год расходы Фонда составили в сумме 389463,6 млн. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено при временной нетрудоспособности предусмотрено – 14236,2 млн. рублей (36,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323,9 млн. рублей (0,5%).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по беременности и родам на 01.01.2008 году в размере 39697,0 млн. рублей на 01.01.2009 г. – 33901,2 млн. рублей (85,4% к уровню 2008 г.) и в 2010 г. – 38798,1 млн. руб. (114,4% к уровню 2009 г.). Итак, проанализировав расходную часть Фонда, можно сделать выводы о том, что в период с 2009 по 2010 гг. государство ведет политику к увеличению расходов на социально-значимые программы. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают социальная политика и образование.
Далее рассмотрим динамику и структуру расходов ПФ РФ. Бюджет фонда в 2008 году составил 2113706,51, в 2009 году - 2481441,98 млн. рублей, что на 17,4% больше чем в предыдущем году, в 2010 - 4398037,33 млн. руб, что выше с предыдущим годом на 77,24%. Что же касается структуры расходов, то наибольшую долю в расходах занимают средства идущие на пенсионное обеспечение, в 2008 г. их доля составила – 99,92%, в 2009 – 99,92%, в 2010 – 98,38. Снижение в 2010 году, связано с увеличением прежде всего расходов идущих на общегосударственные вопросы. Прирост расходов в 2007 г. по вопросам пенсионного обеспечения составил 17,4%, а в 2010 74,5%. По статье пенсионное обеспечение 98,29% в 2010 г. рассчитано на социальную помощь, и 0,09% на пенсии. Структура и динамика расходов приведены в таблице 6.
Далее
рассмотрим структуру и динамику
фонда обязательного
Таблица 6 – Структура и динамика расходов ПФ РФ
Сумма расходов, млн, руб | Уд. Вес,% | Сумма расходов, млн, руб | Темп прироста,% | Уд. Вес,% | Сумма расходов, млн, руб | Темп прироста, % | Уд. Вес,% | |
Бюджет фонда | 2113706,51 | 100,00 | 2481441,98 | 117,40 | 100,00 | 4398037,33 | 177,24 | 100,00 |
1. Общегосударственные вопросы | 5,49 | 0,00 | 5,72 | 104,13 | 0,00 | 70254,03 | 1228217,22 | 1,60 |
2. Образование | 61,47 | 0,00 | 65,65 | 106,80 | 0,00 | 63,54 | 96,78 | 0,00 |
3. Социальная политика | 2112628,85 | 99,95 | 2480158,69 | 117,40 | 99,95 | 4327640,77 | 174,49 | 98,40 |
3.1. Пенсионное обеспечение | 2112088,85 | 99,92 | 2479573,49 | 117,40 | 99,92 | 4326963,97 | 174,50 | 98,38 |
3.1.1. Руководство и управление в сфере установленных функций | 45163,04 | 2,14 | 47980,63 | 106,24 | 1,93 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3.1.2. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы | 1600,00 | 0,08 | 1000,00 | 62,50 | 0,04 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
3.1.3. Пенсии | 2170,94 | 0,10 | 2570,80 | 118,42 | 0,10 | 4165,01 | 162,01 | 0,09 |
3.1.4. Социальная помощь | 2063154,87 | 97,61 | 2428022,07 | 117,68 | 97,85 | 4322798,96 | 178,04 | 98,29 |
3.2. Прикладные научные исследования и разработки | 40,00 | 0,00 | 58,00 | 145,00 | 0,00 | 76,50 | 131,90 | 0,00 |
3.3. Другие вопросы в области социальной политики | 500,00 | 0,02 | 527,20 | 105,44 | 0,02 | 600,30 | 113,87 | 0,01 |
4. Межбюджетные трансферты | 1010,70 | 0,05 | 1211,91 | 119,91 | 0,05 | 79,00 | 6,52 | 0,00 |
Второй по значимости статьей на которую идет больше всего расходов является статья расходов на оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Доля расходов в 2009 году составляла 14,25%, в 2010 году составляет 13,41% , а в 2010 планируется ее уменьшение до 12,19%. Расходы идущей по этой статье в 2010 планируется увеличить на 8,82%, а в 2011 году на 4,05%.
Таблица 7 – Структура и динамика расходов ФОМС
2009 | 2010 | 2011 | ||||||
Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Темп роста в,% | Расходы бюджета в млн. руб | Удельный вес в, % | Темп роста в,% | |
Бюджет ФОМС | 119313,2 | 100,00 | 137958,8 | 100,00 | 115,63 | 157923,3 | 100,00 | 114,47 |
1. Общегосударственные вопросы | 7937,8 | 6,65 | 11549,1 | 8,37 | 145,49 | 13472,6 | 8,53 | 116,65 |
2. Образование | 12,5 | 0,01 | 13,4 | 0,01 | 107,20 | 14,3 | 0,01 | 106,72 |
3. Культура, кинематография и СМИ | 11,0 | 0,01 | 11,8 | 0,01 | 107,27 | 12,6 | 0,01 | 106,78 |
4.
Здравоохранение, физ. |
14,0 | 0,01 | 17,0 | 0,01 | 121,43 | 18,2 | 0,01 | 107,06 |
5. Межбюджетные трансферты | 111337,9 | 93,32 | 126367,4 | 91,60 | 113,50 | 144405,7 | 91,44 | 114,27 |
5.1. Социальная помощь | 111337,8 | 93,32 | 126367,4 | 91,60 | 113,50 | 144405,7 | 91,44 | 114,27 |
5.1.1. ФЗ РФ "О мед. Страхов граждан РФ" | 89509,6 | 75,02 | 103033,4 | 74,68 | 115,11 | 120264,9 | 76,15 | 116,72 |
5.1.2.
Проведение диспансеризации, |
828,2 | 0,69 | 834,0 | 0,60 | 100,70 | 890,7 | 0,56 | 106,80 |
5.1.3.Проведение
дополнительной |
4000,0 | 3,35 | 4000,0 | 2,90 | 100,00 | 4000,0 | 2,53 | 100,00 |
5.1.4.
Оплата медицинской помощи |
17000,0 | 14,25 | 18500,0 | 13,41 | 108,82 | 19250,0 | 12,19 | 104,05 |
Итак,
основными источниками финансирования
внебюджетных фондов являются, трансферты
из федерального бюджета, работодатели-
организации и личные средства граждан.,
несложно заметить также, что расходы
на социальные цели увеличиваются с каждым
годом. Положительная тенденция сказывается
на качестве жизни. Наибольший бюджет
имеет пенсионный фонд, на втором месте
бюджет фонда социального страхования,
а на последней позиции фонд обязательного
медицинского страхования.
2.
3 Особенности финансирования социальных
нужд в развитых странах
В странах Евросоюза первое место по расходам на медицину принадлежит Германии (10,9 % ВВП), за ней следуют Франция (10,5 %), Бельгия (10,1 %), Греция и Португалия (по 10 %). Странно, что минздравсоцразвития, которому нынешнее неудовлетворительное состояние отечественного здравоохранения известно лучше, чем кому бы то ни было, не смогло убедить ни правительство, ни парламент в необходимости хотя бы 15-20-процентного реального роста расходов на медицину
Правительство Великобритании к 2010-2011 гг. существенно увеличит расходы на образование и здравоохранение, объявил канцлер Казначейства (министр финансов) Великобритании Алистер Дарлинг.
Расходы на образование к 2010 году возрастут, по словам министра, c нынешних 60 миллиардов фунтов стерлингов до 74 миллиардов.
Финансирование
Национальной службы здравоохранения
планируется увеличить с
Ежегодный бюджет министерства культуры, СМИ и спорта в 2010 году составит 2,2 млрд. фунтов стерлингов, что на 0,6 млрд. выше, чем в 2007 г. Доля затрат на социальную сферу в ВВП в 2009 г. в России оценивается в 16-17 процентов, что на четверть ниже минимальной границы развитых стран. Для сравнения: Доля расходов госбюджетов на социальные цели в Германии и Франции составляет 69% и 68%, соответственно.
Вектор
европейской социальной политики на
протяжении последних 50–60 лет идет
в сторону усиления социальной составляющей.
Если на рубеже XIX–XX веков социальные
расходы в структуре
Сегодня
в странах Европейского Союза
от 70 до 90 процентов населения охвачено
значимыми социальными
Те 16–17 % ВВП, что идут у нас на социальные расходы, – это, с одной стороны, вроде бы немало. Но в развитых странах они составляют не менее 21 %.
Всемирная
организация здравоохранения
Анализ
зарубежного опыта
В России же остаётся низким удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов так называемого расширенного правительства Российской Федерации. Например, на здравоохранение выделяется всего 3-4% процентов совокупных расходов родного «расширенного правительства» по сравнению с 17% в Австралии, 14% - в Чехии, 13% - в Австрии, Германии, Швеции, Италии, Бельгии и 12% - в Литве. Российский показатель - самый низкий среди стран Центральной и Восточной Европы.
Если же проводить сравнение по долям этих затрат в ВВП, то положение ещё более унизительное. В России эта величина составляет в последние годы чуть больше 2% ВВП, по сравнению с 5,8% в Дании, 6,6% - в Бельгии, 6,7% - в Германии и 7,7% - в Швеции.
Аналогичная
картина наблюдается в
Что же заключается финансирования внебюджетных фондов, то следует сделать акцент на социальном страховании. Медицинское страхование широко развито в большинстве стран мира. Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, видимо, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.
Решение одинаковых проблем и достижение одинаковых целей осуществляется по-разному. Одни страны пытаются изменить основную систему организации здравоохранения (переход к национальному всеобщему обязательному медицинскому страхованию от добровольного страхования в Израиле, Нидерландах; переход к медицинскому страхованию от государственной системы в странах Центральной и Восточной Европы). Другие страны сохраняют действующую систему, внося в нее определенные коррективы (Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, страны Северной Европы). В экономически развитых странах в связи с особым вниманием, уделяемым правам человека, обсуждается вопрос о предоставлении гражданам большего выбора за счет расширения добровольного медицинского страхования.
Теоретически, чем больше страховых компаний действует на рынке медицинских услуг, тем выше уровень конкуренции между ними и тем больше свобода выбора для граждан. Но на практике зачастую выбор для отдельно взятого гражданина может быть весьма ограничен, т.к. его доходы могут не позволить оплатить часть страховых программ. Лишь более богатые и хорошо оплачиваемые граждане действительно будут иметь свободу выбора. Эта причина является основной, заставляющей большинство стран искать пути обеспечения базовых минимальных наборов услуг и условий их оказания для всех граждан одинаково, независимо от каких бы то ни было условий. Даже в странах, в которых страхование осуществляется несколькими независимыми страховыми компаниями (Германия, Франция, Япония), государство регулирует почти всеобщую равную доступность базовой корзины медицинских услуг.
В
большинстве развитых стран мирового
сообщества финансовые механизмы социального
страхования используют принцип
автономности от государственного бюджета,
а также актуарные методы расчета
для поддержания