Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ рынка государственных ценных бумаг, истории его развития и особенностей современного функционирования.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг, а также анализ состояния современного рынка государственных ценных бумаг.
Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг.................................................................................5
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и история его развития........................................................................................................................5
1.2 Государственные ценные бумаги как объекты рынка государственных ценных бумаг: понятия, функции, классификация и характеристика..................14
1.3 Ценообразование и определение доходности государственных ценных бумаг на рынке государственных ценных бумаг...................................................22
2. Анализ состояния современного рынка государственных цнных бумаг в РФ................................................................................................................................29
2.1 Структура и состояние современного рынка государствнных ценных бумаг...........................................................................................................................29
2.2 Перспективы развития современного рынка государственных ценных бумаг в РФ..................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................41
Список использованных источников.............................................................43
2) российский финансовый рынок последовательно интегрировался в мировую финансовую систему. Наиболее известные международные рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody's, Fitch IBCA) присвоили России, регионам РФ и ряду предприятий достаточно высокие инвестиционные рейтинги, что позволило им привлечь значительные объемы кредитных ресурсов. По данным внешнеплатежного баланса РФ, в 1996 г. в Россию поступило портфельных инвестиций в иностранной валюте на сумму 1.7 млрд. долл., в 1997 г. – на 8.7 млрд. долл.; помимо этого в российские внутренние ценные бумаги было направлено 5.9 млрд. долл. в 1996 г. и 10.9 млрд. долл. в 1997 г.;
3) снижение процентных ставок. Средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг снизилась со 142% годовых в мае 1996 г. до 18.15% годовых в октябре 1997 г. Подобный процесс обусловливал общее снижение процентных ставок в экономике и создавал определенные предпосылки для роста кредитования реального сектора экономики России.
Но на данном этапе развития рынка государственных ценных бумаг были сформированы и основные предпосылки для возникновения предкризисной ситуации, а впоследствии – и системного финансового кризиса. Ключевыми негативными факторами на втором этапе явились следующие:
1) реализация модели "долговой экономики" – развитие национального рынка капитала одновременно с ухудшением внешней конъюнктуры и внешнеплатежного баланса РФ. Привлечение сбережений российских экономических агентов и внешних инвестиций на рынок внутреннего долга и последующее использование заемных средств на текущее потребление увеличили совокупный внутренний спрос в экономике России. С учетом того, что производство, по меньшей мере, не увеличивалось, а рост цен был минимальным, расширение совокупного спроса компенсировалось ростом импорта. Кроме того, существенно возрос отток капитала из России – только чистые покупки иностранной валюты населением в 1996–1997 гг. составили 22 млрд. долл.
2) рост рисков банковской системы. Российские коммерческие банки активно работали на финансовом рынке, предлагая различные банковские инструменты и высокие процентные ставки по депозитам для физических и юридических лиц. Клиенты коммерческих банков, в свою очередь, были ориентированы на высокие процентные ставки по имеющимся у них свободным рублевым ресурсам. С точки зрения привлеченных рублевых средств отечественные коммерческие банки не устраивала текущая доходность государственных облигаций. В связи с этим коммерческие кредитные учреждения реализовывали тогда обещающие набольшую выгоду, но и более рискованные стратегии управления портфельными инвестициями.
3) увеличение риска финансового кризиса. В течение данного этапа в России существенно возрос инфляционно-девальвационный потенциал, главным образом по причине притока иностранных портфельных инвестиций, а также вследствие размещения банковских средств в активы с высокими рисками. Проблема состояла в том, что приток внешних портфельных инвестиций не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Любое проявление нестабильности, вызванное как внешними, так и внутренними причинами, могло обусловить отток внешних средств с российского финансового рынка. В том контексте это означало бы продажу внешними инвесторами активов, номинированных в российских рублях, и их перевод в иностранную валюту. Естественно, что следствием данного процесса явилось бы падение цен всех финансовых инструментов, обращающихся на внутреннем рынке, равно как и резкий рост обменного курса рубля – то есть возникновение финансового кризиса.
3. Конец 1997 – август 1998 гг.
Данный этап развития рынка российского внутреннего долга характеризовался формированием кризисных тенденций, разрешившихся системным финансовым кризисом в августе 1998 г. Но и в тех условиях существовали позитивные тенденции, которые отчасти и обеспечили дальнейшее поступательное развитие национальной экономики:
1) улучшение состояния отечественных производителей. Основными последствиями объявленного правительством РФ дефолта по государственным ценным бумагам явились резкий рост инфляции и девальвация валютного курса. В результате отечественные производители получили определенные преимущества на внутреннем рынке. Более того, начиная с октября 1998 г. был отмечен рост производства, который продолжался вплоть до 2003 г. Подобное оживление производственной активности определялось ролью таких факторов, как резкое снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий и сокращение производственных издержек;
2) снижение бюджетных расходов. Правительство РФ, временно отказавшись от обслуживания федеральных облигаций, существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга.
3) сокращение внешних платежей экономических агентов. Правительственное решение от 17 августа 1998 г. позволило на некоторое время отсрочить выплату российскими экономическими агентами их внешних кредитов (задолженность российских коммерческих банков, которые привлекли в 1997 г. значительное количество кредитов и во второй половине 1998 г. должны были их возвращать и задолженность российских предприятий получивших внешние кредиты).
Основным негативным последствием третьего этапа развития рынка внутреннего долга выступил системный финансовый кризис. Произошло разрушение финансовой системы, фактический дефолт по облигациям внутреннего займа, закрытие рынка внешних заимствований, обострилась проблема получения кредитов международных финансовых организаций и обслуживания внешнего долга.
4. 1998–2002 гг.
Рассмотренный этап развития рынка внутреннего долга был отмечен определенными позитивными изменениями:
1) произошло относительное восстановление рынка федеральных облигаций – согласно таким формальным параметрам, как объем рынка, оборот вторичных торгов и т.д.;
2) поступательное развитие рынка федеральных облигаций содействовало восстановлению смежных финансовых сегментов – прежде всего рынков муниципальных и корпоративных облигаций.
3) рост объема вторичных торгов госбумагами одновременно с уменьшением их доходности (до уровня инфляции) обеспечил общее снижение процентных ставок в экономике, в том числе по банковским кредитам, что частично способствовало увеличению их доступности.
В качестве негативных характеристик данного этапа можно выделить:
1) низкие темпы восстановления рынка внутреннего долга. Несмотря на относительное восстановление рынка федеральных облигаций, его уровень представляется недостаточным с точки зрения потребностей реального сектора и сохранения стабильности финансовой сферы;
2) ограниченное развитие рынка не смогло обеспечить финансирование бюджетного дефицита в полном объеме.
В результате на данном этапе была осуществлена одна из важнейших задач в финансовой сфере – рынок внутреннего долга был "реанимирован". Однако оказался достигнут лишь уровень предкризисного его состояния, тогда как особенности современного экономического развития России и необходимость регулирования ситуации в ее финансовой сфере выдвигали уже совсем другой уровень задач.
5. 2003 – 2004 гг.
В марте 2003 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело доклад Минфина «Об основных направлениях политики правительства на рынке государственного долга». Это был первый документ, определяющий основы долговой политики государства на среднесрочную перспективу.
Были сформированы следующие принципы в области государственного долга:
1) объем государственных заимствований не должен превышать объем погашения государственного долга;
2) размер государственного долга и его структура должны обеспечивать возможность гарантированного выполнения Российской Федерацией обязательств по его погашению и обслуживанию независимо от состояния бюджета и прогнозируемого изменения внешнеэкономической конъюнктуры в конкретный период времени;
3) долговая политика должна быть нацелена на постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания;
4) существенное увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга.
В течение 2004 г. Минфину удалось реализовать те принципы, которые были заложены в долговой стратегии. В условиях исполнения бюджета с профитом увеличился государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, произошло «удлинение» сроков бумажного долга, увеличилась доля рублевых облигаций, торгуемых на рынке.
Среди положительных результатов данной политики:
1) увеличение государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, при снижении государственного внешнего долга; сохранение возможности увеличивать рынок государственных внутренних заимствований в условиях исполнения федерального бюджета с профицитом;
2) сохранение политики средне- и долгосрочных заимствований; недопущение платежных пиков в части обслуживания и погашения государственного внутреннего долга;
3) увеличение доли торгуемой части рынка государственных ценных бумаг;
4) увеличение дюрации торгуемой части рынка государственных ценных бумаг.
Доходность на рынке государственных ценных бумаг в течение 2003-2004 гг. была стабильно ниже уровня текущих показателей инфляции. Объективными причинами низкого уровня доходности на рынке ГКО/ОФЗ послужило исполнение федерального бюджета со значительным профицитом, позволяющее Минфину России проводить консервативную политику заимствований; увеличение спроса на государственные облигации со стороны новых категорий инвесторов; укрепление национальной валюты, повышающее интерес к рублевым финансовым инструментам, а также увеличение рублевого предложения со стороны банковских институтов, в том числе в связи с ростом валютных резервов.
6. 2005-до настоящего времени
Другим направлением эмиссионной политики Минфина России стало увеличение срока заимствования на внутреннем рынке госдолга. С середины 2007 года из-за кризиса ликвидности дешевели почти все рублевые облигации, кроме ОФЗ. Государство всеми способами препятствовало их обесцениванию.
1.2 Государственные ценные бумаги как объекты рынка государственных ценных бумаг: понятия, функции, классификация и характеристика.
Совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей, которые эмитируются правительством, местными органами власти, государственными организациями и учреждениями (либо организациями под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения (юридических и физических лиц), называются государственными ценными бумагами.
Участниками рынка государственных ценных бумаг согласно Положению Банка России «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственых ценных бумаг» от 25 марта 2003г. №219-П являются эмитент, генеральный агент эмитента, первичный дилер, дилер и владелец (инвестор).
Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесены составление и исполнение федерального бюджета. [3, c.163]
Министерство финансов РФ от лица Российской Федерации выступает заемщиком.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является Банк России.
Первичный дилер — дилер, отвечающий требованиям, установленным Банком России для статуса первичных дилеров, и заключивший соответствующий договор с Банком России.
Дилером на данном рынке признается юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые сделки (купли-продажи) с федеральными государственными ценными бумагами от своего имени как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии.
Инвестором на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое или физичесок лицо, не являющееся дилером, приобретающее бумаги на праве собственности, получающее права на них на основании договора доверительного управления в соответствии с действующим законодательством, условиями обращения и параметрами выпуска облигации, резиденты и нерезиденты РФ.
Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач: [10, c.189]
1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении;
2) средства на эту же дату (кассовый дефицит); поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); по итогам года доходы бюджета меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);
3) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;
4) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.
Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется: