Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ рынка государственных ценных бумаг, истории его развития и особенностей современного функционирования.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг, а также анализ состояния современного рынка государственных ценных бумаг.
Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг.................................................................................5
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и история его развития........................................................................................................................5
1.2 Государственные ценные бумаги как объекты рынка государственных ценных бумаг: понятия, функции, классификация и характеристика..................14
1.3 Ценообразование и определение доходности государственных ценных бумаг на рынке государственных ценных бумаг...................................................22
2. Анализ состояния современного рынка государственных цнных бумаг в РФ................................................................................................................................29
2.1 Структура и состояние современного рынка государствнных ценных бумаг...........................................................................................................................29
2.2 Перспективы развития современного рынка государственных ценных бумаг в РФ..................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................41
Список использованных источников.............................................................43
Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций, сертификатов и других ценных бумаг служит их цена.
Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (номинальную), выкупную и рыночную.
Номинальная цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен.
Выкупная цена – это цена, по которой эмитент выкупает облигацию. Она может совпадать и не совпадать с номинальной ценой, это зависит от условий займа.
Рыночная цена (курсовая) формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).
Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам – вырезным талонам с обозначенными на них цифрами купонной ставки.
Процентная ставка может быть нескольких видов:
1. Фиксированная ставка, то есть точно установленная по своей величине. Обычно она определяется в условиях отсутствия инфляции.
2. Плавающая ставка. Облигации с плавающей ставкой выпускаются в условиях инфляции, обесценения денег и вследствие этого утраты кредиторами интереса к облигациям с твердым процентом. Чтобы учесть темп инфляции, государство начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента.
3. Облигации со ступенчатой процентной ставкой – процесс изменения ставки процента дифференцирован по годам займа. Данный метод установления процентной ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).
4. Облигации с нулевым купоном и миникупоном. Облигации такого вида называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки.
Поскольку государственные ценные бумаги по своей природе являются долговыми (а не долевыми, как, например, акции предприятий), любая государственная ценная бумага обладает фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия, датой погашения. Отсюда следует, что основным трендом цены является кривая, соединяющая значения цен в момент первичной продажи и в момент погашения этого вида ценных бумаг, представленная на рисунке 1.
Рис.1 — График основного тренда цены ценной бумаги
Реальная кривая отклоняется от тренда, при этом в зависимости от рыночной ситуации эти отклонения могут носить разный характер и быть довольно значительными. Сам же основной тренд, представляющий математическое ожидание цены, в определенных условиях может быть довольно устойчивым. Например, если процентная ставка по облигациям не изменяется значительным образом во времени, то (поскольку текущая доходность облигации теоретически равна процентной ставке) тренд становится близким к прямолинейному.
Рассмотрим опорные зависимости, по которым можно установить ориентиры текущих цен на государственные ценные бумаги. Цена-ориентир есть условная базисная (отправная) цена, вокруг которой группируются и по отношению к которой формируются реальные, в том числе рыночные, цены на государственные ценные бумаги.
Если ценная бумага за время от ее приобретения до погашения дает возможность владельцу получить n раз денежные поступления, выплаты (в виде, например, процентов), сумма каждого из которых равна t, то текущая цена такой ценной бумаги выражается формулой:
P= ,
где t — порядковый номер денежного поступления, получаемого владельцем ценной бумаги;
n — общее количество денежных поступлений С t;
Сt — величина, сумма денежного поступления с номером t, приносимого ценной бумагой ее владельцу, когда наступает срок этого поступления (с учетом
налоговых удержаний);
r — средняя процентная годовая ставка (исчисленная в виде десятичной дроби), выплачиваемая банками по депозитам.
Выделяя отдельно конечное поступление в виде цены погашения Pn , формулу текущей цены можно представить в следующем виде:
P=
Если же дополнительно учесть затраты Z, обусловленные приобретением ценной бумаги (расходы покупателя, связанные с покупкой) , формула текущей цены приобретает вид:
P=
Приведенные формулы относятся к продаже среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг на финансовых рынках, т.е. к условиям, когда
Сt можно считать ежегодными поступлениями процентов, а n — числом лет до погашения ценной бумаги.
Для краткосрочных ценных бумаг более приемлема формула:
P=
где a — часть года, которую составляет период времени, в течение которого происходят денежные поступления (например, при поступлениях два раза в год а = 0,5).
Последнюю формулу также можно представить в виде: [16, c.167-169]
P= ,
где С1, С2 — очередные денежные поступления (выплаты, которые получает владелец ценной бумаги после прохождения определенного периода времени);
ra – банковская процентная ставка, исчисленная в виде десятичной дроби, соответствующая периоду, в течение которого владелец ценной бумаги получает очередные поступления от этой бумаги;
Pn — цена погашения ценной бумаги;
и – количество периодов, в течение
которых производятся выплаты владельцу ценной бумаги от момента ее приобретения до момента погашения;
Z — затраты владельца, связанные с приобретением и хранением ценной бумаги.
При наличии налоговых льгот денежные поступления Ct владельцу ценной бумаги корректируются (увеличиваются) на величину льгот, тогда как при отсутствии таковых денежные поступления владельцу исчисляются за вычетом налоговых удержаний.
Отсюда следует, что при введении налоговых льгот растут денежные выплаты Ct владельцу бумаг, а вместе с ними увеличивается значение текущей цены-ориентира. Если же льготы уменьшаются или вообще отсутствуют, цена идет вниз. Таким образом исходя из того, что льготы по налогообложению представляют дополнительные денежные средства, поступающие покупателю ценных бумаг, он готов платить за них более высокую цену. И наоборот, введение налога, снижение льгот заставляет покупателя тратить дополнительные средства; чтобы сохранить доходность, он будет уменьшать цену спроса на ценные бумаги.
Для расчета же доходности ценных бумаг с 1 сентября 1995 г. предлагается использовать следующие формулы:
доходность ГКО=(N/P-1)x(365/Т)x100 %;
доходность ОФЗ=
где N — номинал облигации в рублях;
P — цена облигации в рублях;
С — величина купона в рублях;
A — накопленный с начала купонного периода доход в рублях; T — срок до погашения облигации в днях;
t — срок до окончания текущего купонного периода в днях.
Однако, все приведенные выше ценовые зависимости, олицетворяющие модели ценообразования на государственные ценные бумаги, имеют непосредственное отношение только к ценам-ориентирам, устанавливаемым исходя из принципа возмещения всех расходов, связанных с приобретением ценной бумаги, а также с отвлечением средств, обусловленным приобретением и хранением такой бумаги. При подобном (затратном) подходе текущая цена ценной бумаги представляет дисконтированную во времени сумму денежных поступлений, которые получает лицо, приобретающее ценную бумагу (ее владелец) , за весь период ее хранения.
При наличии развитого рынка государственных ценных бумаг, где последние свободно продаются и покупаются, реальная ценовая картина не может определенным образом не отличаться от ценовых ориентиров. Дело в том, что в подобных условиях цена купли-продажи ценных бумаг определяется не только по критерию окупаемости затрат с учетом временного фактора, но и другими факторами: соотношением спроса и предложения, ориентацией продавца на получение максимальной прибыли, мерой риска, инфляцией.
Таким образом, исчисленная по приведенным выше зависимостям цена применительно к механизму рыночного ценообразования представляет лишь некоторую среднюю рыночную цену, на которую ориентируются как продавцы, так и покупатели в процессе формирования равновесных цен спроса и предложения.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
2.1 Структура и состояние современного рынка государственных ценных бумаг
Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по следующим видам долговых обязательств:
1) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
2) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредиты, полученные субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
4) государственные гарантии субъектов Российской Федерации.
Начиная с середины 90-х гг. в России происходит активная экспансия внутреннего государственного долга.
Последовавший за кризисом 1998 г. некоторый перерыв в росте государственных заимствований сменился их активным ростом начиная с 2002 г. В 2009 году Министерство Финансов продолжает активно наращивать величину внутреннего государственного долга (см. табл. 2)
Таблица 2 — Объем государственного внутреннего долга РФ [19]
По состоянию на
|
Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб. | |
Всего | в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации
| |
01.01.01 | 557,42 | 1,02 |
01.01.02 | 533,51 | 0,02 |
01.01.03 | 679,91 | 8,62 |
01.01.04 | 682,02 | 5,58 |
01.01.05 | 778,47 | 12,93 |
01.01.06 | 875,43 | 18,86 |
01.01.07 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.08 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.09 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.10 | 2094,73 | 251,36 |
01.01.11 | 2940,39 | 472,25 |
Согласно Перспективному финансовому плану РФ на 2009-2011 гг., рассчитанному в соответствии с долговой стратегией правительства, в течение 2009 - 2011 гг. планировалось привлечь на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг 868,5 млрд. рублей при одновременном погашении рублевых облигаций на сумму 265,3 млрд. рублей. За три года чистое привлечение по государственным ценным бумагам составило 603,2 млрд. рублей. Министерство финансов планирует ежегодно увеличивать объем рынка ГКО-ОФЗ на 115,0-150,0 млрд. рублей при ежегодном объеме предложения ГСО 70,0 -120,0 млрд. рублей.
Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, рассчитанный исходя из предложений Минфина по привлечению и погашению в 2009-2011 годах, возрос с 931,2 млрд. рублей на начало 2009 года до 1554,1 млрд. рублей на начало 2011 года.
При этом, объем рыночной составляющей государственного внутреннего долга, выраженного в ГКО-ОФЗ, на 1 января 2010 года вырос до 770,5 млрд. рублей, с последующим увеличением до 904,1 млрд. рублей - на 1 января 2011 года и до 1050,9 млрд. рублей - на 1 января 2012 года.
Таким образом, объем государственного долга с начала 2009 года и по конец 2011 года увеличился в 1,7 раза за счет роста внутреннего долга, объем которого увеличился в 2 раза.
С ростом объемов привлечения государственных заимствований увеличиваются расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга в 2011 году по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза и составляют 308,1 млрд. рублей.
Согласно законопроекту показатели государственного долга Российской Федерации и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.
Объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.
С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза, чем в 2010 году.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 2,5 раза.