Рынок государственных ценных бумаг, история развития и особенности современного функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ рынка государственных ценных бумаг, истории его развития и особенностей современного функционирования.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг, а также анализ состояния современного рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг.................................................................................5
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и история его развития........................................................................................................................5
1.2 Государственные ценные бумаги как объекты рынка государственных ценных бумаг: понятия, функции, классификация и характеристика..................14
1.3 Ценообразование и определение доходности государственных ценных бумаг на рынке государственных ценных бумаг...................................................22
2. Анализ состояния современного рынка государственных цнных бумаг в РФ................................................................................................................................29
2.1 Структура и состояние современного рынка государствнных ценных бумаг...........................................................................................................................29
2.2 Перспективы развития современного рынка государственных ценных бумаг в РФ..................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................41
Список использованных источников.............................................................43

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

1) через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;

2) в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме;

3) разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.

Существуют несколько способов классификации государственных ценных бумаг в зависимости от критерия:  [7, с. 207-209]

1. По срокам заимствования различают ценные бумаги:

а) краткосрочные — выпускаеые на срок обычно до 1 года;

б) среднесрочные — срок обращения растягивается на период обычно от 1 года до 5-10 лет;

в) долгосрочные — имеют срок жизни обычно свыше 10-15 лет.

2. По способу выплаты (получения) доходов:

а) процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей; ступенчатой).

б) дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

в) индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

г) выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

д) комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

3. По цели выпуска ценные бумаги делятся на:

а) долговые ценные бумаги - выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

б) ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета - служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов;

в) целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта. В Японии практикуются выпуски строительных облигаций для реализации проектов по крупномасштабному строительству;

г) ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга. Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994—1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

4. По виду эмитента:

а) ценные бумаги федерального правительства;

б) региональные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

в) ценные бумаги государственных учреждений;

г) ценные бумаги, которым придан статус государственных.

5. По форме обращаемости:

а) рыночные ценные бумаги — могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

б) нерыночные — не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.

Практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направлением по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

Классификацию российских государственных ценных бумаг по виду эмитента и срокам заимствования можно представить в рамках таблицы №1.

Таблица 1 – Виды государственных ценных бумаг

Уровни органов

власти

Виды государственных ценных бумаг

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

Федеральные органы власти

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Казначейские

обязательства (КО)

 

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Муниципальные органы власти

Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО)

 

Муниципальные векселя

Муниципальные среднесрочные облигации.

 

Муниципальные жилищные сертификаты.

 

 

Рассмотрим некоторые из представленных видов государственных ценных бумаг подробнее.

1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

ГКО выпускаются в обращение согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций».

Облигации выпускаются в бездокументарной форме. Их номинальная стоимость составляет 1000 рублей, срок обращения — 3, 6 и 12 месяцев. Облигация является дисконтной, т.е. доход образуется в виде разницы между ценой погашения (продажи) и ценой покупки. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, в том числе и нерезиденты. Форма владения – именная. Эмиссия осуществляется периодически в форме отдельных выпусков, каждый из которых оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Центробанке РФ. Место торговли – ММВБ, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.

2) Казначейские обязательства — размещаемые на добровольной основе государственные ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающие право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами. Государственные казначейские обязательства могут быть выставлены на биржевые торги, в основном использовались для зачета налогов предприятиям. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они обычно выпускаются на срок 3, 6 и 12 месяцев.

3) Облигации федерального займа (ОФЗ).

ОФЗ – это государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентной прибыли, начисляемой к номинальной стоимости облигаций, и суммы основной задолженности (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении ОФЗ.

4) Государственные долгосрочные облигации – ГДО.

Государственные долгосрочные облигации - ценные бумаги, эмитентом которых является государство, со сроком погашения, превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. Облигация предоставляет право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки. Так, по государственным долгосрочным  облигациям, выпущенным Министерством финансов в 1992г. в виде облигаций, срок составляет 30 лет, номинальная стоимость каждой — 100 тыс. руб., купонный доход - 15% годовых с ежегодной выплатой процентов.

5) Облигации внутреннего валютного займа – ОВВЗ 1993 г.

В июне 1991 г. произошло банкротство Банка внешнеэкономической деятельности СССР, который оказался не в состоянии вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на счете Банка. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 года).

Процентная ставка по данному виду облигаций составляет 3% годовых. Номинал облигации — 1000, 10000 и 100000 долларов США. Форма выпуска — предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам — 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Погашение облигаций производится по их номинальной стоимости после предъявления облигаций и последних купонов, подлежащих оплате, не позднее чем за 30 календарных дней до соответствующей даты погашения.

6) Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО) - облигации, эмитируемые местными (областными, городскими, сельскими) органами власти, период обращения которых до 1 года. Муниципальные облигации могут использоваться для финансирования расходов, таких как строительство автобанов, мостов или школ. Муниципальные облигации являются привлекательными для инвесторов, поскольку предлагают определенные налоговые льготы, и особенно популярны у людей, находящихся в  налоговой категории высокого дохода.

7) Муниципальные векселя — векселя, выпускаемые администрациями субъектов Федерации и администрациями на местах. Примером может служить вексель Финансового управления администрации Воронежской области. Вексель был временно введен в обращение на территории области согласно Постановлению Главы Администрации Воронежской области от 09.08.95 № 828 "О введении на территории области вексельного обращения".

Вексель являлся простым. Номинал векселя устанавливался в размере 3, 5, 10, 25, 50 млн. рублей. Первыми получателями векселя выступали учреждения, предприятия, организации, финансируемые из областного бюджета в части материальных затрат. Гашение векселя производилось в срок, установленный векселем, путем внесения его в качестве платежа в областной бюджет.

Вексельное обращение на территории области было введено в целях улучшения состояния расчетов, нормализации финансового состояния предприятий, сдерживания инфляционных тенденций.

 

 

1.3 Ценообразование и определение доходности государственных ценных бумаг на рынке государственных ценных бумаг

 

 

Ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).

Принято выделять субъективные и объективные факторы ценообразования на рынке ценных бумаг.

К субъективным факторам рыночного ценообразования на государственные ценные бумаги относят факторы, характеризующие реакцию отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем (или прогнозируемую) ситуацию. Ведущее место здесь принадлежит рыночным ожиданиям. Это предвидение благоприятной или неблагоприятной для данного лица ситуации на рынке, ощущение опасности и риска, психологические установки участника сделок с ценными бумагами. Целесообразно выделять из числа субъективных факторов факторы спекулятивной природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести наибольшую прибыль.

К числу первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования на государственные ценные бумаги относятся регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения цен в пределах между этими заданными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование.

Анализируя механизм ценообразования на государственные ценные бумаги, следует различать те его части (элементы), которые предопределяются государственными органами, выпускающими ценные бумаги, и те, что формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночные процессы столкновения спроса и предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем отличаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги. А вот элементы, подверженные государственному влиянию, обретают специфические черты.

Основные особенности ценообразования на государственные ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне узким (как это, например, имело место по отношению к золотым сертификатам), цена государственных ценных бумаг практически однозначно определяется такими установленными заранее параметрами, как цена первичного размещения, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может быть названа назначаемой. Однако, пространство вторичного рынка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопределить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их государственными органами.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, история развития и особенности современного функционирования