Рынок государственных ценных бумаг, история развития и особенности современного функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ рынка государственных ценных бумаг, истории его развития и особенностей современного функционирования.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических основ организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг, а также анализ состояния современного рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и функционирования рынка государственных ценных бумаг.................................................................................5
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и история его развития........................................................................................................................5
1.2 Государственные ценные бумаги как объекты рынка государственных ценных бумаг: понятия, функции, классификация и характеристика..................14
1.3 Ценообразование и определение доходности государственных ценных бумаг на рынке государственных ценных бумаг...................................................22
2. Анализ состояния современного рынка государственных цнных бумаг в РФ................................................................................................................................29
2.1 Структура и состояние современного рынка государствнных ценных бумаг...........................................................................................................................29
2.2 Перспективы развития современного рынка государственных ценных бумаг в РФ..................................................................................................................34
Заключение.......................................................................................................41
Список использованных источников.............................................................43

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.

Всего за 2011 – 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 г.г.

 

 

На 01.01 2010 г.

 

 

На 01.01 2011 г.

 

 

На 01.01

2012 г.

 

 

На 01.01 2013 г.

 

 

На 01.01 2014 г.

 

 

Изменение 2013 г. к 2010 г.

 

отчет 2009 г.

Закон № 308-ФЗ 

 

проект

 

проект

 

проект

 

млрд. руб.

%

 

Государственный долг Российской Федерации, млрд. руб.

 

3 233,1

 

 

5 316,7

 

 

6 844,7

 

 

8 976,8

 

 

11 170,3

 

 

5853,6

 

 

110

 

% к ВВП

 

8,3

 

11,8

 

13,6

 

16

18

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

 

2 094,7

 

 

3 726,7

 

 

5 148,4

 

 

6 976,4

 

 

8 826,3

 

 

5099,6

 

 

137

 

% к ВВП

5,4

 

8,3

10,2

12,5

14,2

 

 

Государственный внешний долг, млрд. руб.

1 138,4

 

1 590,0

 

1 696,3

 

2 000,4

 

2 344,0

 

754,0

 

47,4

 

% к ВВП

 

2,9

 

3,5

 

3,4

3,5

3,8

 

 

 

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.

Динамика объема и структуры внутреннего государственного долга представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика объема и структуры внутреннего госдолга 2010-2014 г.г.

 

На 01.01 2010 г.

 

На 01.01 2011 г.

На 01.01 2012 г.

На 01.01 2013 г.

На 01.01 2014 г. 

 

2013 г. к 2010 г., %

 

отчет

Закон № 308-ФЗ

проект

проект

проект

 

млрд. рублей

%

млрд. рублей

%

млрд. рублей

%

млрд. рублей

%

млрд. рублей

%

 

Государственный внутренний долг, всего

2094,7

100

3726,7

100

5148,4

100

6976,4

100

8826,3

100

236,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1837,1

87,7

2933

78,7

4076,7

79,2

5621,1

80,6

7147,5

81

243,7

государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1064,8

20,7

1355,3

19,4

1678,8

19

213,3

прочая задолженность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0

0

0

0

0

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39 %, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

 

 

2.2 Перспективы развития современного рынка государственных ценных бумаг в РФ

 

 

Можно выделить следующие основные проблемы российского рынка государственных ценных бумаг:

1. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации государственные ценные бумаги будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.

2. Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

3. Налогообложение государственных ценных бумаг. Оно решается по-разному для различных видов государственных ценных бумаг. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения государственных ценных бумаг.

4. Обеспечение единой технологии первичного размещения государственных ценных бумаг и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.

5. Организация региональных рынков государственных ценных бумаг, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок государственных ценных бумаг.

6. Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок государственных ценных бумаг, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны в конечном счете приобретет искомые источники инвестирования.

7. Гипертрофирование рынка государственных ценных бумаг в силу слабого развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Российский рынок государственных ценных бумаг имеет всего двух- трехлетнюю историю. Прежде выпускались государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты переходного этапа.

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем этапе являются:

1) концентрация и централизация капиталов;

2) интернационализация и глобализация рынка;

3) повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;

4) компьютеризация рынка ценных бумаг;

5) нововведения на рынке;

6) секьюритизация;

7) взаимопроникновение с другими рынками капиталов.

Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Речь идёт о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.

В то же время рынок ценных бумаг сам по себе притягивает всё большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому, национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всеземной характер. Национальные рынки – это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведётся непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных корпораций.

Надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка поэтому имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

Но есть и другая причина данного процесса – фискальная. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно всё более и более перекрываются возможности для “отмывания” денег, полученных от незаконных видов бизнеса – торговли наркотиками и др.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчётов для участников рынка и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

1) новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей;

2) новые системы торговли ценными бумагами – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями;

3) новая инфраструктура рынка – современные информационные системы, системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг, история развития и особенности современного функционирования