Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО.docx

— 68.16 Кб (Скачать документ)

 

Финансово-бюджетный  федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов, в част ности, в бюджетной сфере.

 

Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих  основных принципах:

 

1) законодательном  разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

 

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

 

3) доходов  всех звеньев бюджетной системы;

 

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

 

5) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы государственного бюджета — это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы  удовлетворяют общегосударственные  потребности.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

по своей  роли в процессе воспроизводства  — на затраты, связанные с финансированием  материального производства и содержанием  непроизводственной сферы;

по функциональному  назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социальнокультурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Начиная с  бюджета на 2005 г., функциональная классификация  расходов включает 11 разделов: общегосударственные  вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищнокоммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

В условиях перехода на рыночные отношения структура  расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко  сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего  на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь  программы приватизации и преобразованием  значительной части государственных  предприятий в акционерные общества расширенное воспроизводство все  в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и  ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках. В то же время финансирование отдельных видов экономической  деятельности, государственных инвестиционных программ, государственного сектора  экономики продолжает иметь большое  значение.

Рассмотрим  расходы федерального бюджета Российской Федерации на 20062007 гг., приведенные  в табл. 12.2.

Как следует  из таблицы, расходы федерального бюджета  включают следующие основные группы затрат: государственную поддержку  отдельных видов экономической  деятельности, финансирование социальнокультурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности, финансовую поддержку регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в бюджете две трети всех расходов.

Заметное  место в расходах на национальную экономику занимает государственная  поддержка транспортного комплекса, сельского хозяйства (в рамках национального  проекта) и некоторых других отраслей. В топливноэнергетический и аграрнопромышленный комплексы, транспорт и связь в 2007 г. предусмотрено около 45% всех расходов на национальную экономику. Средства финансовой поддержки на переустройство аграрного комплекса используются на осуществление программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства, на приобретение техники на условиях лизинга, повышение плодородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства и землепользования, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Развитие  оборонного производства финансируется  не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита  по перепрофилированию оборонных предприятий  на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных  инвесторов, кредитов Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБРР).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.ДЕФИЦИТ  И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

 

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором  наблюдается превышение расходной  части бюджета над его доходной частью.

 

Качество  самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с  необходимостью осуществления крупных  государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование  экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного производства. б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может  отражать кризисные явления в  экономике, ее развал, неэффективность  финансово - кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. Отсюда ясно, что в условиях динамично  развивающейся экономики с устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Последнее время дефицит  стал носить хронический характер. Если доходов больше, чем расходов, образуется остаток. В этом случае излишек  используется на гос-ые потребности. Бюджетный дефицит предполагает балансирование (выравнивание) государственных доходов и расходов. Возрастание бюджетных расхода отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы. Динамика бюджетных дефицитов отчетливо проявляется в абсолютных размерах, так и в их отношении к ВНП практически всех государств. В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежит множество причин. Бюджетные дефициты стали в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов — выпуск государственных займов. Гос. займы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Однако целью государственного финансирования является не только достижение сбалансированности бюджета. Бюджетная и кредитно — денежная политика направлены на решение и более широких задач макроэкономического регулирования. К их числу относится осуществление актициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса. Если угроза сползания экономики к кризису, то это осуществляются меры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов.

 

 

11/Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Задачами бюджетного процесса являются: • выявление материальных и финансовых резервов государства; • максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов; • обеспечение сбалансированности бюджетов; • согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой; • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.///// Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение бюджетов; 3) утверждение бюджетов; 4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.///// Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ включаются : финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Банк России); органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые

 

 

cистема социального обеспечения. Средства на выплаты труд. пенсий, соц-страх. пособий, мед. помощь концентрируются в внебюджетных фондах соц. страхования. Оказание соц. помощи, соц. обслуживания, предоставление льгот осущ-ется за счет бюджетов различных уровней. Внебюдж. фонды - это самост. финансово-кредитные уреждения. Ден. сред-ва фондов находятся в гос. собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субьектов РФ и АТО, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет страх. взносов работодателей, различных групп занятого нас. и дотаций гос. Тарифы страховых взносов в фонды устанавл-ся ФЗ-ми ежегодно. ПФР производит: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на все виды пенсий и др. выплаты; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос-ных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физ-ких и юр-ких лиц; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос-ного пенсионного страхования", а также организацию и ведение гос-ного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР, межгос-ное и межд-ное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгос-ных и межд-ных дог-ров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. 
Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов гос.пенсий, в т.ч. лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство и другие мероприятия, связанные с деят-тью фонда. Гос-ный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) представляет собой сов-ть федерал. части Фонда занятости и фондов занятости, формируемых в субьектах федерации. Средства ГФЗ направляются: на выплату пособий по безработице; компесации материал. затрат гражданам по переезду в др. местность по предложению службы занятости; на оказание материал. или иной помощи членам семьи безработного, нах-ся на его иждивении; на оплату периода времен. нетрудоспособности безработным гражданам; на возмещение затрат ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Для реализации гос. политики в области ОМС созданы федерал-е и территор-е ФОМС. Средства кот-х используются: для осущ-ния мероприятий по разработки целевых программ, обеспеч-я проф.подготовки кадров, проведения науч.исследований, развития материально-технич. базы учреждений здравоохранения, финансирование мед. учреждений, представл-х помощь при социально-значимых заболеваниях, оказания мед. помощи при массовых заболеваниях и др. Фонд социального страхования (ФСС) предназначен для: выплаты пособий по врем. нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий жен-м, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовремен-х пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижении им 1,5 лет, пособия на санаторно-курортное лечение и некот.др.цели. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. В. ф. находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. Каждый В. ф. предназначен для определенных нужд. К важнейшим В. ф. относятся Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и др. В современных условиях внебюджетной фонды представляют собой механизм перераспределения национального

 

дохода с целью защиты интересов  отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера. Кроме того, внебюджетные фонды выступают как совокупность финансовых средств целевого назначения, находящихся в руках органов  власти.

 

Увеличение количества и объема средств внебюджетных фондов является характерной особенностью для развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.

 

Исторически внебюджетные фонды создавались  двумя путями:

 

-выделением из бюджета определенных  особо значимых расходов и  создание специальных фондов  для их финансирования;

 

-формированием фондов с собственными  источниками доходов. Внебюджетные  фонды имеют всегда строго  целевое назначение и

 

управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной  собственностью. При превышении доходов  над расходами фондов (т. е. наличии  положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими  странами на возвратной основе для  покрытия бюджетного дефицита.

 

Большинство фондов создаются в  процессе перераспределения национального  дохода с помощью специальных  налогов, сборов, займов, а также  выделения средств из бюджета. Бюджетные  средства переводятся в фонды  в виде субсидий и субвенций. Внебюджетные фонды могут .привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

 

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:

 

1)фонды социального назначения (социального страхования). В последнее  десятилетие в промышленно развитых  странах значительно возросли  фонды социального назначения, что  позволяет государственным властям  проводить активную социальную  политику. В образовании этих  фондов используют:

 

-   страховые взносы застрахованных;

 

-   страховые взносы предпринимателей;

 

-   субсидии и беспроцентные  ссуды государства;

 

2)экономические фонды - в Российской  Федерации к ним относятся  внебюджетные фонды территориального (регионального) развития и ведомственные  (отраслевые, межотраслевые) внебюджетные  фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный кредит – экономические  отношения, которые заключаются  в том, что государство выступает  на рынке ссудных капиталов в  нескольких качествах. Это экономические  отношения между государством и  физическими и юридическими лицами.

 

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

 

Государство может выступать в  следующих ролях:

 

– кредитора;– заемщика;– гаранта  Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания предприятию  или организации органами государственной  власти и управления за счет бюджетных  средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Государственные  займы – кредитные отношения  между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату Кредит берется для:

 

1. Финансирования бюджетного дефицита.

 

2. Финансирования капитальных вложений  в национализированные и смешанные  предприятия.

 

3. Финансирование предприятий местных  органов власти.4. Регулирования  денежного обращения страны.

 

Классификация может производится в соответствии:

 

I. со сроками погашения;II. с доходностью;

 

III. с валютой займа;V. с местом и способом размещения.

 

Займы бывают натуральными и денежными. По праву эмиссии – государственные  и местные.

 

По месту размещения:а). внутренние;б). внешние.

 

По доходности:а). текущие (1, 3, 6 месяцев);б). краткосрочные (1 – 3 года);в). среднесрочные (3 – 10 лет);г). долгосрочные (10 - 50 лет).По методам размещения:– добровольные;– принудительные.

 

Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая  должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через  определенный срок. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений  — займы, размещаемые центральными и

территориальными органами управления.

2. По месту размещения — внутренние  и внешние.

3. По обращению на рынке —  рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно

продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные.

Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат

обращению на рынке ценных бумаг. Они  обычно выпускаются государством, чтобы

привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых  и отвечают.

Так, нерыночные государственные облигации  выпускаются на Западе для

мобилизации средств негосударственных  пенсионных фондов, страховых компаний,

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"