Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в част ности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) доходов
всех звеньев бюджетной
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельности
и равноправии каждого бюджета,
Расходы государственного
бюджета — это экономические
отношения, возникающие в связи
с распределением фонда денежных
средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому
и территориальному назначениям. Расходы
удовлетворяют
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социальнокультурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Начиная с бюджета на 2005 г., функциональная классификация расходов включает 11 разделов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищнокоммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.
В условиях
перехода на рыночные отношения структура
расходов федерального бюджета претерпевает
существенные изменения — резко
сокращаются бюджетные
Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 20062007 гг., приведенные в табл. 12.2.
Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственную поддержку отдельных видов экономической деятельности, финансирование социальнокультурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности, финансовую поддержку регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в бюджете две трети всех расходов.
Заметное
место в расходах на национальную
экономику занимает государственная
поддержка транспортного
Развитие оборонного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
16.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
Качество
самого дефицита может быть различным:
а) дефицит может быть связан с
необходимостью осуществления крупных
государственных вложений в развитие
экономики. В этом случае он отражает
не кризисное течение общественных
процессов, а государственное
11/Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Задачами бюджетного процесса являются: • выявление материальных и финансовых резервов государства; • максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов; • обеспечение сбалансированности бюджетов; • согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой; • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.///// Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение бюджетов; 3) утверждение бюджетов; 4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.///// Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ включаются : финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Банк России); органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые
cистема социального обеспечения. Средства на выплаты труд. пенсий, соц-страх.
пособий, мед. помощь концентрируются
в внебюджетных фондах соц. страхования.
Оказание соц. помощи, соц. обслуживания,
предоставление льгот осущ-ется за счет
бюджетов различных уровней. Внебюдж.
фонды - это самост. финансово-кредитные
уреждения. Ден. сред-ва фондов находятся
в гос. собственности, но не входят в состав
бюджета РФ, бюджетов субьектов РФ и АТО,
изъятию не подлежат. Средства фондов
формируются за счет страх. взносов работодателей,
различных групп занятого нас. и дотаций
гос. Тарифы страховых взносов в фонды
устанавл-ся ФЗ-ми ежегодно. ПФР производит:
целевой сбор и аккумуляцию страховых
взносов, а также финансирование расходов
на все виды пенсий и др. выплаты; организацию
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм гос-ных пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств ПФР, а также привлечение
в него добровольных взносов физ-ких и
юр-ких лиц; организацию и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
гос-ного пенсионного страхования",
а также организацию и ведение гос-ного
банка данных по всем категориям плательщиков
страховых взносов в ПФР, межгос-ное и
межд-ное сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФР; участие
в разработке и реализации в установленном
порядке межгос-ных и межд-ных дог-ров
и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
ПФР может принимать участие в финансировании
программ социальной защиты пожилых и
нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР предназначены для выплаты
всех видов гос.пенсий, в т.ч. лицам, выезжающим
за пределы РФ на постоянное жительство
и другие мероприятия, связанные с деят-тью
фонда. Гос-ный фонд занятости населения
РФ (ГФЗ) представляет собой сов-ть федерал.
части Фонда занятости и фондов занятости,
формируемых в субьектах федерации. Средства
ГФЗ направляются: на выплату пособий
по безработице; компесации материал.
затрат гражданам по переезду в др. местность
по предложению службы занятости; на оказание
материал. или иной помощи членам семьи
безработного, нах-ся на его иждивении;
на оплату периода времен. нетрудоспособности
безработным гражданам; на возмещение
затрат ПФР в связи с назначением досрочных
пенсий безработным. Для реализации гос.
политики в области ОМС созданы федерал-е
и территор-е ФОМС. Средства кот-х используются:
для осущ-ния мероприятий по разработки
целевых программ, обеспеч-я проф.подготовки
кадров, проведения науч.исследований,
развития материально-технич. базы учреждений
здравоохранения, финансирование мед.
учреждений, представл-х помощь при социально-значимых
заболеваниях, оказания мед. помощи при
массовых заболеваниях и др. Фонд социального
страхования (ФСС) предназначен для: выплаты
пособий по врем. нетрудоспособности,
по беременности и родам, единовременных
пособий жен-м, вставшим на учет в ранние
сроки беременности; единовремен-х пособий
при рождении ребенка, ежемесячных пособий
на период отпуска по уходу за ребенком
до достижении им 1,5 лет, пособия на санаторно-курортное
лечение и некот.др.цели. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ
ФОНДЫ — денежные средства государства, имеющие
целевое назначение и не включенные в
государственный бюджет. В. ф. находятся
в распоряжении центральных или местных
органов власти. Создаются за счет специальных
(целевых) налогов, займов, субсидий из
бюджета. Каждый В. ф. предназначен для
определенных нужд. К важнейшим В. ф. относятся Фонд социального страхования Российской
Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования
РФ, Пенсионный фонд РФ и др. В современных
условиях внебюджетной фонды представляют
собой механизм перераспределения национального
дохода с целью защиты интересов
отдельных социальных групп населения,
решения конкретных задач экономического
характера. Кроме того, внебюджетные
фонды выступают как
Увеличение количества и объема средств внебюджетных фондов является характерной особенностью для развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни населения в различных регионах.
Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:
-выделением из бюджета
-формированием фондов с
управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Большинство фондов создаются в
процессе перераспределения
В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:
1)фонды социального назначения
(социального страхования). В последнее
десятилетие в промышленно
- страховые взносы
- страховые взносы
- субсидии и беспроцентные ссуды государства;
2)экономические фонды - в Российской
Федерации к ним относятся
внебюджетные фонды
Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях:
– кредитора;– заемщика;–
1. Финансирования бюджетного
2. Финансирования капитальных
3. Финансирование предприятий
Классификация может производится в соответствии:
I. со сроками погашения;II. с доходностью;
III. с валютой займа;V. с местом и способом размещения.
Займы бывают натуральными и денежными.
По праву эмиссии –
По месту размещения:а). внутренние;б). внешние.
По доходности:а). текущие (1, 3, 6 месяцев);б). краткосрочные (1 – 3 года);в). среднесрочные (3 – 10 лет);г). долгосрочные (10 - 50 лет).По методам размещения:– добровольные;– принудительные.
Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных
территориальными органами управления.
2. По месту размещения —
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно
продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные.
Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат
обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы
привлечь определенных инвесторов,
специфическим интересам
Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для
мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний,