Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Составн частью фин-кредит мех-ма выступа мех-м финансов (Ф), кот изуч-ся наукой о Ф. Наука о Ф – учение о закономерностях возникн-я Ф, сущности, функциях, роли финансов в разв-ии об-ва. Метод науки: метод материалистической диалектики (исследова-ние явлений в их взаимосвязи, выявление специфики рассмотренного явления).
Задачи науки: 1) Раскрыть
сущ-ть Ф и ф-ии Ф. 2) Обосновать с
помощью Ф стоимостные
Сущ-сть Ф, закономерности их развития, сферы охватываемых тов-денеж отношений, роль Ф в воспроизводств процессе обусл экон строем общества, природой и функциями государства.
Ф выражают денежные отношения между: 1. Гос-вом и юр.лицом (уплата налогов). 2. Гос-вом и физ.лицом (налоги, соц.помощь). 3. Межгос отношения (получение займов, оказание помощи). 4. Межбюджетные отношения (дотации, субсидии).
Ф выраж денеж отношения, но они отличаются от денег по сущ-сти и по функциям. Ф – не деньги, и всегда по поводу формир-я и использ-я фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом возлож на него ф-ий, прежде всего, означает, что это экономические отношения.
Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя.
Ф – инструмент перераспред-я созд продукта с целью создания фондов, орудие контроля за формир-ем и использ-ем денеж средств.
Усл-я существования Ф: 1. тов-денеж отношения. 2. существование государства.
Форма проявления Ф зависит от фин.политики государства.
Признаки финансов:
1. Денежные отношения
между субъектами
2. Это отношения регулируемые государством.
3. Перераспред. характер
совокупного общественного прод
4. Формирование и использование
фондов денежных средств госуда
Сущность финансов проявляется через их функции.
1. Формирование фондов денежных средств.
2. Использование фондов.
3. Контрольная.
Финансы – это денежные отношения, обусловленные фактором существования государства, выражающие перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов.
Необх-сть финансов возникла в капиталист гос-ве в связи с налаживанием регулярн товарно-денежн обмена и ростом потреб-ностей гос-ва в фин ресурсах (в докап формациях больш часть гос потребностей удовлетворялась за счет натур сборов и податей, повинностей).
Быстр рост расходов кап гос-в стал толчком развития финан-сов. Матер основу финансов образ деньги. В процессе развития НТП деньги становятся важн мерилом затрат на произ-во продукции, рабоч силу и ср-вом собирания налогов.
Фин деят-сть обсул экон законами. Они опред экон необх-сть развития матер произ-ва и удовлетворения личн потребностей членов об-ва. Их обеспечение связ с распределением обеств продукта в целях образования фондов возмещения ср-в произ-ва, страх и резервн фондов, фондов личн и обеств потребления.
В усл-ях формирования и развития рынка необх-сть финансов возрастает. Рыноч отношения нах-ся в тесн связи и единстве с денеж обращением и финансами.
Необх-сть финансов в усл-ях рыноч х-ва можно объяснить следующ причинами:
1. Существованием товарно-денеж отношений и действием закона ст-ти. Реализация продукции, тов-в и услуг хозяйствующ субъектами осу-ся путем купли и продажи за деньги. Финансы не мог существ без денег. Если наличие денег – обязат усл-е существования финансов, то причиной, порождающ появление финансов, можно счит потребности гос-ва и субъектов хозяйство-вания в денеж ресурсах, обеспечивающих их деят-сть и расширен произ-во.
2. Безфинансов невозможно
обеспеч кругооборот
3. Наличие гос-ва. Энгельс указ, что с появлением гос-ва возникли налоги как матер основа его существования. Поскольку гос-во несет хоз-организ и культурно-воспитат ф-ию, оно должно располагать соответствующими фин ресурсами в виде денежн фондов.
Финансы - неотъемлем часть экон отношений, поэтому их роль и знач-е завис от того, какое место в рыноч хоз-ве заним фин отношения м/у хозяйствующ субъектами.
Виды фин отношений:
1) м/у гос-вом и пред-тиями – система платежей в гос бюджет в форме налогов и пошлин, а тж отчислений в различ внебюджет гос фонды, фонды орг-ий отраслев и территор ур-ня;
2) м/у пред-тиями – стрятся на основе договоров, кот регламентир взаимн платежн обязат-ва, но и предусм систему штрафн санкций за нарушение договорн дисциплины, а тж денежн вознаграждение за четк выполнение особ требований заказчика,
3) м/у гос органами различ ур-ней упр-я – отношения м/у федер и территор органами упр-я по поводу распределения ср-в бюджетов, финансир-я природоохран мероприятий, объектов строительства для федер нужд, финансирования обороны, комплексн целев программ и др,
4) м/у гос-вом
и населением – фин отношения
5) м/у пред-тиями и банками - работа коммерч банком по обслуж-ию денеж оборота пред-тий и орг-ий, осущ-е банк кредитования.
Фин система - совокупность подразделений и звеньев фин отношений, посредством кот осущ-ся распределение, формир-е и использ-е фондов денежн ср-в. В фин систему страны включ все фин учреждения страны, обслуживающ денеж обращение.
Сферы фин системы: 1) общегос финансы, 2) финансы пред-тий и орг-ий.
Стр-ра фин системы РФ включ в себя:
1) общегос финансы - бюджет система, гос внебюджет целев фонды, гос кредит, гос фонд страхования; 2) финансы пред-тий и орг-ий - финансы коммерч пред-тий (орг-ий), финансы гос и муницип пред-тий, финансы некоммерч пред-тий и орг-ий, финан-сы обществ орг-ий и объединений, 3) Кредитно-банк система - ЦБ РФ, Сбербанк России, Внешторгбанк, коммерч банки, 4) система гос фин органов - Министерство финансов РФ, Федер казначейство, фин органы субъектов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.
Гос бюджет обеспеч выполнений ф-ий гос-ва, заключающихся в проведении гос политики, гл образом, посредством перераспре-деления доходов, получен ч/з систему налогообл-я и др источни-ков. Гос бюджет объед федер бюджет, территор бюджеты и местн бюджеты.
Роль гос внебюджет фондов заключ-ся в финансировании соц услуг, предоставляемых населению.
Гос кредит отраж кредит отношения по поводу привлечения гос-вом временно свободн денеж ср-в населения, пред-тий и орг-ий для финансирования гос расходов.
Фонд страхования обеспеч возмещение возможных убытков от стихийн бедствий несчастн случаев, а тж способств проведению мероприятий по их предупреждению.
3. Функции финансов как проявление их сущности
Ф – денеж отнош-я, обусл фактором существования гос-ва, выражающ перераспред-е ст-ти совокуп обществ продукта и формир-я на этой основе общегос денежных фондов.
1. аккумулирование (формирование) гос-вом денеж ср-в и формир-е на этой основе общегос денеж фондов.
2. использ-е средств
общегосударственного
3. контроль.
Совокупность фин отношений
является объектом фин системы, а
ее субъектом выступают
Сущ 3 вида контроля: 1) Предварит – осущ-ся до соверш-я фин операций на стадии планир-я; 2) Текущ – осущ-ся в процессе реализации финанс планов и осущ-ии текущ фин деят-сти пред-тий, учреждений. 3) Последующ – осущ-ся после завершения отчет периода.
С помощью Ф, гос-во изым в свое распоряжение часть ст-ти совокуп обществ продукта, созд в сфере матер произ-ва.
Осущ-ся этот процесс посредством реализации первой ф-ии Ф – формир-е денеж фондов (доходов), практич выражение кот находит свое воплощение в гос налог политике.
В рез-те формир-ся разнообраз денеж фонды – централиз (гос бюджет), децентрализ (на регион и местн уровне), целевые фонды и т.д.
Использ-е этих денеж фондов (доходов), ср-ва кот в порядке перераспред-я направл-ся на матер содерж-е гос аппарата, чтобы он мог эффективно выполнять гос ф-ии, возлож на него, на созд-е и поддерж-е в об-ве рац и эффектив стр-ры обществ произ-ва, обеспеч-е матер поддержки неимущих и т.д., осущ-ся посредством реализации второй ф-ии Ф – использ-е денеж фондов (доходов), матер содерж-е кот проявл-ся в проведении политики гос расходов.
Третья ф-ия Ф – контрольная. Она присуща Ф как эконом. категории и реализ-ся одновр либо с первой, либо со второй ф-ями Ф. Конкретное проявление содерж-я контр ф-ии финансов осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государств.
Объектом контр ф-ии Ф явл фин показатели деятельности пред-тий, орг-ий, учреждений. Повышение эффек-сти фин контро-ля во многом завис от постановки дела на пред-тии главными бухгалтерами, работниками фин органов, достоверности фин инф-ии, соблюдения фин дисциплины, правильности ведения бух учета и отчетности.
Бюдж.система РФ - совокупность бюджетов разных уровней, основанная на социально- эконом. взаимоотношениях и бюдж. законодательстве. Вопросы функцион. Бюджетной системы сводятся к следующ.проблемам:
1. формирование дох.части бюджетов всех уровней.
2.распределение средств между уровнями бюдж.системы.
3. сбалансирование дох.и
асходов всех уровней бюдж.
Структура бюдж.системыРФ :
1 уровень- фед.бюдж.и бюдж. гос. внеб.фондов 2уровень–бюдж субъектов РФ и бюдж.территориальных гос.внеб.фондов;
3уровень-местные бюджеты в т.ч.бюдж.муниц.районов, бюдж.городских округов,бюдж.внутригородских мун.образований городов федер.значения Москвы и Санкт-Петерб; бюдж.городских и сельских поселений.
Бюджетный процесс- это
совокупность действий органов гос-ной
власти в бюджетной области начиная с
фазы составления бюджета,егорассмотрения,
БП состоит из 4 стадий: формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение.
Участники бюджетного процесса:
Главный распорядитель БП – Гос дума
БК РФ регламентирует порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях.
В первом чтении: Государственной Думы обсуждается концепцию
Исполнение бюджета – этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.