Система оценки кредитоспособности клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия кредитоспособность, определение основных методик оценки кредитоспособности заемщиков, а также выявление возможных направлений совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть понятие кредитоспособность заемщика;
выявить основные методики оценки кредитоспособности заемщиков;
провести оценку кредитоспособности заемщика ОАО «Банк Москвы»;
выявить возможные направления совершенствования системы оценки кредитоспособности в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА.………………………….....5
1.1. Понятие кредитоспособности клиента банка………….………………….5
1.2. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – юридических лиц……………………………………………………………..…...7
1.3. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – физических лиц…..………………………………………………………………16
2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА…………………………………………………………………………....19
2.1.Характеристика ОАО «Банк Москвы» и основные показатели его деятельности.………………………………………………………….…………19
2.2.Оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица ОАО «Банк Москвы»………………………………………………………………...………..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………..…..……………………..32
3.1.Оценка кредитоспособности заемщиков российскими банками в условиях кризиса ……………………………………………………………….…………..32
3.2.Направления совершенствования оценки кредитоспособности заемщиков…………………….…………………...…………………..…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

     Обычно  большинство факторов формализуется, для них разрабатываются балльные оценки и затем они сводятся в  соответствующие оценочные таблицы.

     Примером  условного деления заемщиков  на классы может быть классификация  на основании следующих коэффициентов: коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента быстрой ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, коэффициента финансовой независимости (таблица 1).

     Таблица 1 – Условное деление заемщиков  на классы

Коэффициенты 1-й класс 2-й

класс

3-й класс
Коэффициент абсолютной

ликвидности

0,2 и выше 0,15 –0,2 Менее0,15
Коэффициент быстрой

ликвидности

0,8 и выше 0,5 –0,8 менее 0,5
Коэффициент текущей

ликвидности

2,0 и выше 1,0 –2,0 менее 1,0
Коэффициент финансовой

независимости

более 60% 40 – 60% менее 40%

     Число классов принято в размере  трех. Первый класс показателя характеризует  соблюдение нормативного значения или  рост по сравнению с этим уровнем. Второй класс показателя отражает несколько сниженное значение по сравнению с нормативным. Третий класс показателей имеет низкое значение. Оптимальный набор показателей, наиболее объективно отражающих тенденцию финансового развития предприятия, определяется каждым коммерческим банком самостоятельно.

     Оценка  кредитоспособности заемщика может  быть сведена к единому показателю – рейтингу заемщика. Рейтинг определяется в баллах. Сумма балов рассчитывается путем умножения классности (1, 2, 3) любого показателя  и его доли в совокупности (100 %). Так, к 1-му классу могут быть отнесены заемщики с суммой баллов от 100 до 150 баллов, ко 2-му классу – от 151 до 250 баллов, к 3-му классу – от 251 до 300 баллов [10].

     С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. От класса кредитоспособности клиента напрямую зависит качество кредита. Чем привлекательнее для банка по классу кредитоспособности заемщик, тем выше качество кредита.

     В том случае, если кредит был выдан клиенту ранее, до ухудшения его финансового положения, банк должен проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации с целью уберечь предприятие от банкротства, а при невозможности этого – прекратить его дальнейшее кредитование. 

     1.3. Основные методы оценки банком кредитоспособности заемщиков – физических лиц 

     Оценка  кредитоспособности физического лица основывается на соотношении запрашиваемой ссуды и личного дохода заемщика, общей оценке финансового положения заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, личностных характеристиках, а также анализа кредитной истории. Можно выделить три основных метода оценки кредитоспособности физического лица:

     1)скоринговая  оценка;

     2)изучение  кредитной истории;

     3) оценка платежеспособности по финансовым показателям [11].

     При проведении скоринговой оценки выделяется система критериев и соответствующих им показателей способности заемщика вернуть банку основной долг и проценты. Данные показатели оцениваются в баллах в пределах установленного банком максимального значения.

     В модели, основанной на оценке в баллах системы отдельных показателей, значимость показателей кредитоспособности физического лица определяется через дифференциацию уровня максимальной балльной оценки. В скоринговой оценке целесообразности выдачи потребительского кредита можно выделить три раздела:

     1) информация по кредиту;

     2) данные о клиенте;

     3) финансовое положение клиента.

     Определить  класс кредитоспособности физического лица можно на основе модели, которая содержит шкалу баллов, построенную в зависимости от значения показателя кредитоспособности. В зависимости от класса банк определяет шкалу предельных сроков и суммы кредита (% от годового дохода клиента).

     Российские  банки используют разные модели скоринговых оценок кредитоспособности физического лица, которые адаптированы к российским условиям. Предварительную оценку возможности выдачи ссуды, основанную на данных теста-анкеты клиента, проводят при оценке в баллах системы отдельных показателей на первом этапе. По результатам заполнения анкеты определяется число набранных заемщиком баллов и подписывается протокол оценки возможности получения ссуды. Если сумма баллов менее определенного банком значения, то в протоколе фиксируется отказ в выдаче ссуды, если больше, то на втором этапе риск оценивается более тщательно с учетом дополнительных фактов [12].

     В настоящее время распространен  метод оценки кредитоспособности заемщика на основе изучения его кредитной истории, связанной с покупкой товаров в кредит. Для данных мероприятий банки используют сведения, содержащиеся в заявлении на выдачу ссуды: имя, адрес местожительства, номер карты социального обеспечения. На основе этих параметров происходит сбор данных у банков, организаций, выпускающих кредитные карточки, владельцев домов о случаях неплатежа, их длительности, способе погашения задолженности и составляют кредитную историю. Для получения банками информации о кредитной истории физического лица в России по инициативе коммерческих банков имеется специализированное бюро.

     Для оценки кредитоспособности физического лица на основе финансовых показателей его платежеспособности используются данные о доходе физического лица и степени риска потери этого дохода. Российскими банками при выдаче единовременной ссуды рассчитывается платежеспособность индивидуального заемщика на базе данных о среднемесячном доходе за предшествовавшие шесть месяцев, который определяется по справке о заработной плате или по налоговой декларации. Доход уменьшают на обязательные платежи и корректируют на коэффициент, который дифференцируется в зависимости от величины дохода (от 0,3 до 0,6), чем больше доход, тем больше корректировка [7].

     Таким образом, на основе данных анализа кредитоспособности осуществляется классификация заемщиков, устанавливается рейтинг заемщиков, определяются объемы кредитов, требования к их обеспечению. При этом банк обычно руководствуется тем фактом, что чем выше риск, тем больше должна быть прибыль банка и тем более детализирован должен быть кредитный договор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРАКТИКА  ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА
    1. Характеристика ОАО «Банк Москвы» и основные показатели его  деятельности

     ОАО «Банк Москвы» – один из крупнейших универсальных банков России, предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для частных лиц: от расчетно-кассового обслуживания и кредитования до управления активами и организации финансирования на международных рынках капитала. ОАО «Банк Москвы основан в 1995 году.

     Уставный  капитал банка составляет 15 836 798 300 рублей и разделен на обыкновенные именные бездокументарные акции [13]. Банк Москвы входит в топ-5 крупнейших российских кредитных организаций по капиталу и размеру активов и в топ-3 по объему привлеченных средств населения. Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 396 обособленных подразделения, включая дополнительные офисы, обменные пункты и операционные кассы. По состоянию на 1 февраля 2010 года в регионах России работало 258 подразделений банка.

     В сеть банка также входят 5 дочерних банков, находящихся за пределами России: ОАО «БМ Банк» (Украина), ОАО «Банк Москва-Минск» (Беларусь), Латвийский Бизнесбанк (Латвия), Эстонский кредитный банк (Эстония) и АО «Банк Москвы» — (Белград) (Сербия). Представительство Банка Москвы действует во Франкфурте-на-Майне (Германия).

     В Банке Москвы действует собственный  Процессинговый центр, обслуживающий  карточные программы банка. Процессинговый центр сертифицирован Visa International и MasterCard и располагает широкой сетью банкоматов (1,8 тыс. штук) [14].

     В настоящее время Банк Москвы обслуживает  более 100 тыс. корпоративных и более 9 млн частных клиентов. Среди  клиентов — юридических лиц —  крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия  среднего и малого бизнеса.

       Высокую надежность Банка Москвы подтверждают рейтинги международных рейтинговых агентств. Долгосрочный кредитный рейтинг Банка по версии Moody’s Investors Service — Baa1, по данным Fitch Ratings «Стабильный». По оценке журнала Forbes, Банк Москвы занимает 4-ю позицию в рейтинге надежных банков России.

     Список  крупнейших акционеров банка и их доли в уставном капитале представлены в таблице 2.

     Таблица 2 – Структура уставного капитала ОАО «Банк Москвы»

     Наименование  держателя акций Доля участия  в УК,%
Правительство Москвы в лице:

Департамент имущества города Москвы (акции находятся в номинальном владении ОАО «Банк Москвы»)

     48,112
Группа  дочерних компаний ОАО «Столичная страховая группа»      15,282
ОАО «РОСБАНК» (номинальный держатель)      10,027
ООО «Джи Си Эм», ООО «Джи Си Эм Инвестментс» (контролируются GCM Russia Opportunities Fund (Cayman Islands))      7,283
Некоммерческое  партнерство «Национальный депозитарный центр» (номинальный держатель)      5,231
ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (номинальный держатель)      4,768
Всего      93,703

     21,18 % уставного капитала Банка контролируются Президентом Банка Бородиным А. Ф. и Заместителем Председателя Совета Директоров Алалуевым Л. Ф. Остальные 6,297 % уставного капитала Банка распределены между акционерами и номинальными держателями акций, из которых 48 — юридические лица, 78 — физические лица.

     ОАО «Банк Москвы» имеет следующие  статусы и лицензии:

  1. Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 2748 от 14.10.2004года;
  2. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление:
  • брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;
  • дилерской деятельности;
  • деятельности по управлению ценными бумагами;
  • посредника,совершающего товарные фьючерсные и опционные сделки;
  • депозитарной деятельности;

     3.    Лицензия на совершение операций  с драгоценными металлами №  2748 от 14.10.06г.

     4.  Статус инвестиционного агента Правительства г.Москвы и агента валютного контроля.

     5.  Генеральный менеджер Московского  государственного жилищного облигационного  займа.

     6.  Уполномоченный банк по размещению  и обслуживанию облигаций Городского  облигационного сберегательного  займа г.Москвы.

     7.  Разрешение на открытие и ведение  специальных счетов типа «С»  в валюте РФ № 16 от 16.02.2000г.

     8.  Разрешение выступать перед таможенными  органами в качестве гаранта. 

     Кредо Банка:

  –  максимально полно обеспечивать  потребности своих клиентов, предоставляя универсальный набор услуг по международным стандартам на территории всей страны и за ее пределами;

  –  проявлять гибкий подход к запросам корпоративной и частной клиентуры, а также государственных структур и организаций;

 –  выступать в роли надежного партнера при развитии бизнеса клиентов;

Информация о работе Система оценки кредитоспособности клиентов банка